В условиях современного научно-технического прогресса чрезвычайно возросло как значение медицинской этики в целом, так и отдельных её проблем. В рамках общих традиций каждая эпоха выдвигала вопросы профессиональной морали. Евгений Сергеевич Боткин понимал, что для клинической деятельности врача нужны не только практические навыки, но и личный духовный опыт, способность к человеческому общению, доброта и самоотверженность.
В статье рассматриваются основные морально-этические основы врачевания, заложенные Евгением Сергеевичем Боткиным.
Ключевые слова: Е. С. Боткин, этика, мораль, служение, клятва Гиппократа, Сократ.
Жизненный путь Евгения Сергеевича Боткина начался в Царском селе, под Петербургом, в 1865 году. Родился в семье выдающегося врача Сергея Петровича Боткина, что в дальнейшем несомненно повлияло на выбор профессии. В семье приветствовалась творческая атмосфера. На знаменитые Боткинские вечера съезжался весь столичный бомонд: писатели, художники, музыканты и коллекционеры. Общение с выдающимися людьми оказало влияние на становление и формирование личности будущего врача.
Е. С. Боткин окончил Санкт-Петербургскую гимназию, и в 1882 году поступил в университет. Сначала на физико-математический факультет, но затем кардинально меняет своё решение, и на следующий год зачисляется в Императорскую Военно-медицинскую академию, которая была основным местом деятельности его отца. Блестяще окончив обучение, молодому доктору предоставлялись безграничные возможности, но истинные православные убеждения направляют его в больницу для бедных. Там он приходит к выводу, что для клинической деятельности врача нужны не только практические навыки, но и личный духовный опыт.
Помимо карьеры врача, Боткин попутно занимается и профессорской деятельностью, где активно работает со студентами, и издает труды: «Что значит «баловать» больных» и «Больные в больнице». В них он разбирает вопросы медицинской морали, уделяет особое внимание общению с больными, указывая на то, каким образом следует построить диалог: «Никогда не обрывайте… больного, пусть он вам действительно все расскажет…» — этим высказыванием он уже тогда подчеркивает и закладывает основу современного принципа уважения автономии личности пациента. Боткин обращает внимание учащихся на истинное сострадание к каждому больному, которое рождается в глубине души, идёт от самого сердца, и просит «не скупиться им».
Вновь показав себя, как человека с высшими морально-нравственными идеалами и ценностями, в 1904 он добровольцем отправляется на фронт. Основную часть времени Евгений Боткин проводил на передовой, помогая раненным бойцам. С фронта он писал письма своей супруге, из которых позже будет составлено произведение — «Свет и тени Русско-японской войны 1904–5 гг.». На протяжении всего времени военных действий, только вера служила источником сил Е. С. Боткина, ведь в этой книге он говорил, что «если Бог того не пожелает», он не погибнет. В его словах отражается одна из добродетелей Сократа — мужество «благоразумная твёрдость души», ведь в первую очередь доктор Боткин делал всё возможное, чтобы выполнить свой профессиональный долг, без страха перед смертью.
Размышляя о ходе войны, Боткин разочаровывается в моральных ценностях людей, в их вере, ведь именно религия занимала важное место в его деятельности. Как глубоко верующий человек, он воспринимал медицину, как нечто высшее, духовное, сравнивал со «служением», и поэтому в своих письмах он отмечает: «целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга».
Отдельной страницей биографии Евгения Сергеевича Боткина является его приверженность Романовым. Громадная часть жизни лейб-медика была отдана службе государю. Евгений Боткин преданно хранил тайну о заболевании наследника царского престола, тем самым соблюдая правило конфиденциальности. Евгений Сергеевич любил и своих, и царских детей одинаково, и умел защитить их, вырывая из совершенно непредсказуемого течения болезни. Когда цесаревич Алексей болел, Боткин просил своих детей, чтобы они молились о здоровье наследника. Доктор не отходил от постели сутками, применяя всевозможные медицинские средства. Впоследствии царевич даже напишет Евгению Сергеевичу в одном из своих писем: «Я Вас люблю всем своим маленьким сердцем».
Когда царскую семью отправляют в ссылку, Боткин добровольно отказывается покидать их, тем самым соблюдая клятву Гиппократа.
Незадолго до того, как произошла трагедия, доктор Боткин был вызван на разговор, где ему предложили отречься от присяги Романовым, и заняться частной практикой, на что он ответил: «... Но видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нём, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не cдержать такого слова, я также не могу оставить наследника. Как я могу это совместить со своей совестью».... Из этого следует, Евгений Сергеевич был готов на любую судьбу, уготовленную царской семье, он выбрал следовать врачебной присяге до конца. В письме к брату Александру, Боткин сравнивает своё решение с «Авраамовым решением». Глубокая «вера» в Бога была важнейшим основанием его преданности «делу» — профессиональному долгу. «И я твёрдо верю, — пишет Боткин в своём последнем письме, — что, так же, как Бог спас тогда Исаака, он спасёт теперь моих деток и сам будет им отцом».
Выдающийся врач, оставшийся верным своим принципам врачебного долга до конца, был убит вместе с императорской семьёй в 1918 году.
Следует отметить, что Е. С. Боткин был удостоен титулом потомственного дворянина, за несколько лет до смерти. Он избрал следующее изречение: «Верою, верностью, трудом». В нём сформулированы все ценности, идеалы, и принципы доктора Боткина.
Таким образом, можно выделить следующие принципы медицинской этики Е. С. Боткина, характеризующие его абсолютную приверженность своей профессии: отношение к делу, как к служению; оказание помощи, несмотря ни на что; уважение к коллегам; справедливость; бескорыстие и безвозмездное служение; верность врачебному долгу.
Принцип верности врачебному долгу является важнейшим из всех, и лежит в основе современного в биомедицинской этике принципа — уважения автономии личности. Евгений Сергеевич Боткин до конца оставался верен своим идеалам и жизненным убеждениям. Как и говорил Сократ — «Истинная нравственность — знание того, что есть благо и прекрасное, и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья».
Литература:
- Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина. Т. Е. Боткина. Воспоминания о царской семье. Е. С. Боткин. Письма родным. Под редакцией К. К. Мельник-Боткина и Е. К. Мельник. Спб.: Царское дело, 2010. 534 с.
- Боткин Е. С. Больные в больнице. Пульмонология. 2016. 26. 1. 116–120.
- Боткин Е. С. Что значит «баловать больных»? Пульмонология. 2016. 26. 6: 775–778.
- Как погибла царская семья. Свидетельство очевидца И. П. Мейера. Пер. с нем. М.: Товарищество «Возрождение», 1990. 34 с.
- Иванюшкин А. Я., Игнатьев В. Н. — Введение в биоэтику, 1998. 53–76.
- Чучалин А. Г., Силуянова И. В. Врачебная этика в истории медицины. Феномен «святых врачей»: исторический образ Е. С. Боткина. История медицины. 2017. 4. 3. 317–322.