Е. С. Боткин: морально-этические аспекты врачевания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 26.05.2023

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Калинкина, С. Р. Е. С. Боткин: морально-этические аспекты врачевания / С. Р. Калинкина, М. В. Барабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103166/ (дата обращения: 18.12.2024).



В условиях современного научно-технического прогресса чрезвычайно возросло как значение медицинской этики в целом, так и отдельных её проблем. В рамках общих традиций каждая эпоха выдвигала вопросы профессиональной морали. Евгений Сергеевич Боткин понимал, что для клинической деятельности врача нужны не только практические навыки, но и личный духовный опыт, способность к человеческому общению, доброта и самоотверженность.

В статье рассматриваются основные морально-этические основы врачевания, заложенные Евгением Сергеевичем Боткиным.

Ключевые слова: Е. С. Боткин, этика, мораль, служение, клятва Гиппократа, Сократ.

Жизненный путь Евгения Сергеевича Боткина начался в Царском селе, под Петербургом, в 1865 году. Родился в семье выдающегося врача Сергея Петровича Боткина, что в дальнейшем несомненно повлияло на выбор профессии. В семье приветствовалась творческая атмосфера. На знаменитые Боткинские вечера съезжался весь столичный бомонд: писатели, художники, музыканты и коллекционеры. Общение с выдающимися людьми оказало влияние на становление и формирование личности будущего врача.

Е. С. Боткин окончил Санкт-Петербургскую гимназию, и в 1882 году поступил в университет. Сначала на физико-математический факультет, но затем кардинально меняет своё решение, и на следующий год зачисляется в Императорскую Военно-медицинскую академию, которая была основным местом деятельности его отца. Блестяще окончив обучение, молодому доктору предоставлялись безграничные возможности, но истинные православные убеждения направляют его в больницу для бедных. Там он приходит к выводу, что для клинической деятельности врача нужны не только практические навыки, но и личный духовный опыт.

Помимо карьеры врача, Боткин попутно занимается и профессорской деятельностью, где активно работает со студентами, и издает труды: «Что значит «баловать» больных» и «Больные в больнице». В них он разбирает вопросы медицинской морали, уделяет особое внимание общению с больными, указывая на то, каким образом следует построить диалог: «Никогда не обрывайте… больного, пусть он вам действительно все расскажет…» — этим высказыванием он уже тогда подчеркивает и закладывает основу современного принципа уважения автономии личности пациента. Боткин обращает внимание учащихся на истинное сострадание к каждому больному, которое рождается в глубине души, идёт от самого сердца, и просит «не скупиться им».

Вновь показав себя, как человека с высшими морально-нравственными идеалами и ценностями, в 1904 он добровольцем отправляется на фронт. Основную часть времени Евгений Боткин проводил на передовой, помогая раненным бойцам. С фронта он писал письма своей супруге, из которых позже будет составлено произведение — «Свет и тени Русско-японской войны 1904–5 гг.». На протяжении всего времени военных действий, только вера служила источником сил Е. С. Боткина, ведь в этой книге он говорил, что «если Бог того не пожелает», он не погибнет. В его словах отражается одна из добродетелей Сократа — мужество «благоразумная твёрдость души», ведь в первую очередь доктор Боткин делал всё возможное, чтобы выполнить свой профессиональный долг, без страха перед смертью.

Размышляя о ходе войны, Боткин разочаровывается в моральных ценностях людей, в их вере, ведь именно религия занимала важное место в его деятельности. Как глубоко верующий человек, он воспринимал медицину, как нечто высшее, духовное, сравнивал со «служением», и поэтому в своих письмах он отмечает: «целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга».

Отдельной страницей биографии Евгения Сергеевича Боткина является его приверженность Романовым. Громадная часть жизни лейб-медика была отдана службе государю. Евгений Боткин преданно хранил тайну о заболевании наследника царского престола, тем самым соблюдая правило конфиденциальности. Евгений Сергеевич любил и своих, и царских детей одинаково, и умел защитить их, вырывая из совершенно непредсказуемого течения болезни. Когда цесаревич Алексей болел, Боткин просил своих детей, чтобы они молились о здоровье наследника. Доктор не отходил от постели сутками, применяя всевозможные медицинские средства. Впоследствии царевич даже напишет Евгению Сергеевичу в одном из своих писем: «Я Вас люблю всем своим маленьким сердцем».

Когда царскую семью отправляют в ссылку, Боткин добровольно отказывается покидать их, тем самым соблюдая клятву Гиппократа.

Незадолго до того, как произошла трагедия, доктор Боткин был вызван на разговор, где ему предложили отречься от присяги Романовым, и заняться частной практикой, на что он ответил: «... Но видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нём, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не cдержать такого слова, я также не могу оставить наследника. Как я могу это совместить со своей совестью».... Из этого следует, Евгений Сергеевич был готов на любую судьбу, уготовленную царской семье, он выбрал следовать врачебной присяге до конца. В письме к брату Александру, Боткин сравнивает своё решение с «Авраамовым решением». Глубокая «вера» в Бога была важнейшим основанием его преданности «делу» — профессиональному долгу. «И я твёрдо верю, — пишет Боткин в своём последнем письме, — что, так же, как Бог спас тогда Исаака, он спасёт теперь моих деток и сам будет им отцом».

Выдающийся врач, оставшийся верным своим принципам врачебного долга до конца, был убит вместе с императорской семьёй в 1918 году.

Следует отметить, что Е. С. Боткин был удостоен титулом потомственного дворянина, за несколько лет до смерти. Он избрал следующее изречение: «Верою, верностью, трудом». В нём сформулированы все ценности, идеалы, и принципы доктора Боткина.

Таким образом, можно выделить следующие принципы медицинской этики Е. С. Боткина, характеризующие его абсолютную приверженность своей профессии: отношение к делу, как к служению; оказание помощи, несмотря ни на что; уважение к коллегам; справедливость; бескорыстие и безвозмездное служение; верность врачебному долгу.

Принцип верности врачебному долгу является важнейшим из всех, и лежит в основе современного в биомедицинской этике принципа — уважения автономии личности. Евгений Сергеевич Боткин до конца оставался верен своим идеалам и жизненным убеждениям. Как и говорил Сократ — «Истинная нравственность — знание того, что есть благо и прекрасное, и полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья».

Литература:

  1. Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина. Т. Е. Боткина. Воспоминания о царской семье. Е. С. Боткин. Письма родным. Под редакцией К. К. Мельник-Боткина и Е. К. Мельник. Спб.: Царское дело, 2010. 534 с.
  2. Боткин Е. С. Больные в больнице. Пульмонология. 2016. 26. 1. 116–120.
  3. Боткин Е. С. Что значит «баловать больных»? Пульмонология. 2016. 26. 6: 775–778.
  4. Как погибла царская семья. Свидетельство очевидца И. П. Мейера. Пер. с нем. М.: Товарищество «Возрождение», 1990. 34 с.
  5. Иванюшкин А. Я., Игнатьев В. Н. — Введение в биоэтику, 1998. 53–76.
  6. Чучалин А. Г., Силуянова И. В. Врачебная этика в истории медицины. Феномен «святых врачей»: исторический образ Е. С. Боткина. История медицины. 2017. 4. 3. 317–322.
Основные термины (генерируются автоматически): больной, врачебный долг, выдающийся врач, клиническая деятельность врача, личный духовный опыт, медицинская этика, профессиональный долг.


Ключевые слова

этика, мораль, Сократ, служение, Е. С. Боткин, клятва Гиппократа

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В современных условиях развития общества, все меньше и меньше внимание уделяется основополагающим принципам Бытия индивида, на которых зиждется общество как таковое. В этой связи, особенно актуальным представляется обращение последователей к исследов...

Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали

В данной статье автор анализирует педагогическое учение Абу Хамида Газали и определяет место и роль обучения и воспитания в его произведениях. Также автор показывает специфические особенности учения Абу Хамида Газали об обучении и воспитании. В итоге...

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

Статья посвящена творческому пути Льва Семеновича Выготского, крупного отечественного учёного и психолога. Его труды стали научной основой организации специальных школ и теоретической основой принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальн...

Влияние трудов И. А. Арямова на становление советской системы воспитания «нового человека»

В статье анализируется теоретический вклад исследований педолога Ивана Антоновича Арямова в систему воспитания нового советского человека. Сделаны выводы о важности педагогических изысканий Арямова в деле воспитания нового поколения советских граждан...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Проблемы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской

В статье раскрывается проблема повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской. Наследие крупного советского государственного деятеля в области дошкольной педагогики представляет несомненный интерес для современно...

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

В современных условиях развития общества, все меньше и меньше внимание уделяется основополагающим принципам Бытия индивида, на которых зиждется общество как таковое. В этой связи, особенно актуальным представляется обращение последователей к исследов...

Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали

В данной статье автор анализирует педагогическое учение Абу Хамида Газали и определяет место и роль обучения и воспитания в его произведениях. Также автор показывает специфические особенности учения Абу Хамида Газали об обучении и воспитании. В итоге...

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

Статья посвящена творческому пути Льва Семеновича Выготского, крупного отечественного учёного и психолога. Его труды стали научной основой организации специальных школ и теоретической основой принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальн...

Влияние трудов И. А. Арямова на становление советской системы воспитания «нового человека»

В статье анализируется теоретический вклад исследований педолога Ивана Антоновича Арямова в систему воспитания нового советского человека. Сделаны выводы о важности педагогических изысканий Арямова в деле воспитания нового поколения советских граждан...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Проблемы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской

В статье раскрывается проблема повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской. Наследие крупного советского государственного деятеля в области дошкольной педагогики представляет несомненный интерес для современно...

Задать вопрос