Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 25.05.2023

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Турбина, С. В. Сновидения как элемент диагностики в психоаналитической работе / С. В. Турбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 511-514. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103168/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается роль сновидений в работе аналитического психолога, подчеркивается их важность как некого таинства. Исследование и понимание разных подходов позволяет интегрировать различные точки зрения, использовать сны в качестве диагностического инструмента внутреннего мира.

Ключевые слова: сон, сновидение, аналитическая психология, внутренний мир, бессознательное, понимание.

Сновидение — это определенно сложный психологический феномен, исследование которого в различных школах и направлениях психологии сводилось к разнообразным позициям, а их интерпретация не была свободной от мировоззренческого субъективизма. Но, несмотря на это, изучая разные теории и подходы, можно сделать вывод, что сны обладают единой бессознательной природой, и их особенность состоит в их знаковости и символичности [2].

Актуальность данной статьи объясняется тем, что огромное количество дискуссий вращалось и продолжает вращаться вокруг темы диагностической ценности сновидения. Одним из первых, кто подчеркнул субъективность сновидения, был Фрейд, и любой его образ рано или поздно сводился к подавленной сексуальности, а большая часть подавленных желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта. Так вышло, что весь классический психоанализ пропитан этой «истиной» [4].

Но Фрейд проделал колоссальную работу, и создал просто огромный фундамент для дальнейших исследований.

В аналитической психологии Юнга сновидение — это психическая реальность, особый уникальный феномен, детерминированный многими переменными. Сновидение есть момент жизни, в который над нею властвует не сознание, а бессознательное.

Символически представленные в сновидении архетипические образы в силу своей древности, универсальности и нуминозности совершенно исключают возможность его однозначного, точного и полного истолкования.

Во сне, по Юнгу, всегда есть момент непредсказуемости, связанный с тем, что «содержание сна символично и поэтому многозначно», он буквально «кружил» вокруг первоначального образа, понимая, что там скрыта вся ценность [6].

Юнговская теория сводится к тому, что каждый может найти отражение внутри себя всех мифов, сюжетов, которые уже известны человеку, так как это не просто миф, пустая сказка, а именно то, что можно назвать символическим изображением глубинных процессов, происходящих в самой личности.

Конечно, Юнг не отходил от жизненного опыта пациента, и также использовал ассоциации, возвращаясь к изначальному образу, что давало ему возможность более глубоко нырнуть в понимание, и справиться с основной задачей сновидений — восстановить нарушенный баланс психики, буквально ликвидировать перекосы в сознании клиента.

Эндрю Самуэлс пишет: «мы можем точно поместить взаимодействие пациента и аналитика в царство воображения, не забывая, что присутствуют два человека». Аналитик редко бывает тем, кем считает его пациент, но аналитик может стать частью внутреннего мира пациента» [3].

Соответственно, по мере опыта аналитика, он использует все части теории индивидуально, отчасти бессознательно, сталкиваясь порой с логическими противоречиями, но все это не имеет значения, так как тот результат, который получается «на выходе» — всегда будет частным.

Другими примерами постмодернистских техник является прочтение сна наоборот (от конца к началу), продолжение сна в фантазии, обсуждение не приснившегося сна, воображаемый разговор с источником снов, разбиение сна на более короткие сны и анти-сны, деконструктивистское комбинирование элементов сна в новые сочетания.

Американский юнгианский аналитик Роберт Джонсон предлагал придумать ритуал, вносящий сон в реальность. Его 4-х фазовый подход предполагает:

  1. Поиск ассоциаций
  2. Привязка образов из снов к внутренней динамике
  3. Толкование
  4. Отправление ритуалов с целью конкретизации сна.

То есть каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: «Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?».

Толкование сна без первых двух стадий, по его мнению, является обычным гаданием, оно должно родиться само собой в результате работы, так ассоциации сплетаются в разуме, проникают во внутренний мир, и рождается общее понимание смысла сновидения.

Сон следует соотнести с событиями, произошедшими в течении последних нескольких дней, но и не стоит забывать, что «большое сновидение» может и отражать то, что имело место в прошлом, то что случится в будущем, и то, какое место это занимает в настоящем.

Джонсон говорит о том, что такие сновидения очень важны, их необходимо запоминать, записывать и возвращаться к ним регулярно, и с каждый разом понимание каждого конкретного сна будет улучшаться.

За счет того, что мы видим, что происходит в реальной жизни, и понимаем, какие события вписываются в перспективную схему развития, о которой повествует сон.

«Такого рода сны представляют собой своеобразные «чертежи» нашего внутреннего развития, и со временем мы узнаем, насколько здание нашей жизни соответствует этим «чертежам» [1].

К моменту достижения четвертой фазы, у сна уже есть толкование, то есть «Вы сделали все, что могли, чтобы понять сон умом».

Интеграция сна в сознание требует физического деяния, важно научиться применять воображение и изобретать ритуалы. Именно эта стадия может изменить привычки, установки, улучшить понимание сна.

Ритуал — это ваш символический ответ на послание сновидения. То есть в результате сна вы вдруг можете понять, что необходимо внести ясность в какую-то ситуацию, например, сон, который говорит о том, что вы много работаете свидетельствует (как вариант) о том, что такой ритуал — как прогулка перед сном — несомненно пойдет на пользу.

Юнг предвосхитил возрождение этого понимания несколько десятков лет тому назад, доказав, что ритуал и церемония представляют собой имеющую большое значение дорогу к бессознательному; ритуал — это метод проникновения во внутренний мир, который человечество разработало в ранний период своей истории. Ритуал, как и способность к сновидениям, дает нам возможность наладить связь между осознающим разумом и бессознательным [1].

Сон — индивидуален, проникнуть в чужой сон невозможно, и нет никакой общеизвестной теории трактования снов, и конкретных способов его прочтения. При этом слияние истолкованного и неистолкованного дает шанс прорваться в запредельность некой трансцендентальной реальности, где слиты воедино черты психической реальности сновидца и глубины коллективного бессознательного.

Именно на этом понимании и строится анализ, техники и приемы аналитической психотерапии. Сновидения выступают лишь как вспомогательный инструмент в процессе самого анализа.

Сновидения часто дополняют друг друга по смыслу, и истинность порой раскрывается в динамике.

Сон может быть символическим ребенком аналитика и пациента.

Сон также может выступать в роли незваного гостя, или спасителя, примирителя, виноватого, даже супервизора терапии, быть переходным объектом, посредником, подарком, снимком, кушеткой, историей, вокруг которой разворачивается аналитическое действо, этот список может быть бесконечным.

С постмодернистской точки зрения, включение третьего в пространство общения можно рассматривать как попытку изобрести новый жанр — трилог или полилог вместо диалога. Подобные размышления применимы и для случаев, когда пациент рассказывает сны своих знакомых. Выход за пределы дуализма Юнг описывал как работу трансцендентной функции [5].

Мы до сих пор не пришли к четкому пониманию откуда же эти образы берутся, но мы точно знаем, что сновидение состоит из символов, и всегда указывает на нечто большее, чем просто его знаковое значение.

В любом случае, длительная работа и общий язык со своим бессознательным не останется без внимания и вознаградит пониманием к происходящему, к тому, что хочет донести до нас из глубин бессознательное, супротив контролирующему все Эго.

Пожалуй, ключевым способом интерпретации и работы со сновидениями в аналитической психологии остается подбор ассоциаций, при помощи которых формируется то самое смысловое пространство, помогающее описать увиденный образ, но это должен понять именно сам пациент, его психика сообщит о надвигающихся проблемах.

Все подходы, схемы, методы, процессы работы со сновидениями обладают как минусами, так и плюсами, и подвергать логической структуре анализ психики не особо целесообразно, и всегда надо оставлять место для чего-то особенного, непредсказуемого, таинственного, одним словом иррационального.

Литература:

1. Джонсон, Р. А. Сновидения и фантазии / Р. А. Джонсон. — К.: Ваклер, 1996. — 288 с.

2. Калина Н. Ф. Основы юнгианского анализа сновидений / Н. Ф. Калина, И. Г. Тимощук. — М.: Рефл-бук, 1997. — 304 с.

3. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы, М.: Черо, 1997. — 416 с.

4. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. — Изд. 8-е, расшир. и доп. — М.: ООО «Фирма СТД», 2005. — 678 с.

5. Хегай, Л. А. Сновидения в психотерапии: от классики к постмодернизму [Электронный ресурс] / Л. А. Хегай URL: https://www.all-psy.com/stati/detail/31 (дата обращения: 14.08.2020).

6. Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К. Г. Юнг. — Львов: Инициатива, 1998. — 475 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сон, внутренний мир, сновидение, аналитическая психология, бессознательное, понимание, ритуал, том.


Похожие статьи

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Представления о счастье в психологической литературе

Феномен «счастье» рассматривается в области социальной психологии. В статье представлены разные представления учёных о счастье, подходы к изучению благополучия и методики его измерения.

Отношение людей ко лжи в разных сферах

В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрыт...

Объяснительная интегративная модель протекания психических процессов

Интегративная психотерапия представляет собой комплексный подход к психотерапевтической практике, основываясь на объединении различных моделей и достижений в области психологии и нейробиологии. Она акцентирует внимание на многоуровневом функционирова...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения

В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога

В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.

Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации

Рассматривается история исследований медитации для целей практической психологии в контексте её воздействия на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации. Анализ проводится в разрезе двух основных видов медитации ...

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Похожие статьи

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Представления о счастье в психологической литературе

Феномен «счастье» рассматривается в области социальной психологии. В статье представлены разные представления учёных о счастье, подходы к изучению благополучия и методики его измерения.

Отношение людей ко лжи в разных сферах

В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрыт...

Объяснительная интегративная модель протекания психических процессов

Интегративная психотерапия представляет собой комплексный подход к психотерапевтической практике, основываясь на объединении различных моделей и достижений в области психологии и нейробиологии. Она акцентирует внимание на многоуровневом функционирова...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения

В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога

В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.

Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации

Рассматривается история исследований медитации для целей практической психологии в контексте её воздействия на эмоциональный интеллект как ключевой фактор социально-психологической адаптации. Анализ проводится в разрезе двух основных видов медитации ...

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Задать вопрос