В данной статье рассматривается комплекс проблем экономической безопасности, с которым столкнулась Российская Федерация на современном этапе.
Ключевые слова: экономическая безопасность, внутренние угрозы, глобализация, импорт, теневая экономика, государственный долг, демография, диверсификация производств.
Задача обеспечения эффективной экономической безопасности стоит перед каждым государством, и Российская Федерация не является исключением, особенно в период проведения специальной военной операции.
Экономическая безопасность является структурным элементом национальной безопасности государства и представляет собой состояние защищенности социально-экономической системы страны, в котором обеспечивается защита экономики от внутренних и внешних угроз, создание условий для социального благополучия граждан и развития интенсивного производства. [1]
Основополагающие идеи экономической безопасности нашего государства сформулированы в Стратегии экономической безопасности до 2030 года (далее — Стратегия), где в качестве целей указаны: повышение финансового благополучия населения; снижение уровня бедности; повышение конкурентоспособности России в сравнении с другими мировыми державами. [2] Для того, чтобы в скором времени наша страна смогла достигнуть обозначенных целей необходимо провести ряд мероприятий, в частности, провести структурную модернизацию экономики, создать оптимальный инвестиционный климат без ущерба интересам РФ, реализовать множество национальных проектов в приоритетных сферах, например, в здравоохранении, образовании и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Рассмотрим внешние и внутренние угрозы экономической безопасности применительно к Российской Федерации. В целом под угрозами безопасности понимается определенная совокупность различного рода факторов и условий, которые оказывают негативное, деструктивное влияние на экономический потенциал страны, препятствуют эффективной реализации экономических интересов конкретного государства.
Большинство исследователей экономической безопасности России сходятся во мнении, что к числу внешних угроз экономики нашей страны необходимо отнести следующие:
— процесс глобализации экономики, так как в настоящее время происходит масштабное вторжение корпораций одних мировых держав в экономику других государств, тем самым происходит влияние, не всегда положительное, на социально-экономическую структуру любого государства;
— значительное увеличение импорта продуктов и продовольственных товаров, что естественно порождает зависимость, так, например, на отечественный рынок поступает свыше 80 % импортных лекарственных средств и свыше 40 % продовольственных товаров;
— так называемая «утечка мозгов», под которой понимается миграция отечественных высококвалифицированных исследователей науки за рубеж, что очень характерно для российского государства;
— проявления теневой экономики, связанной с выводом доходов, полученных в нашей странице, за границу в иностранные банки и инвестиционные проекты, иначе называемый «отток капитала», то есть денежные средства, заработанные в России, не остаются в нашем государстве и в дальнейшем не могут повлиять на положительное развитие экономики.
Внутренние угрозы для экономической безопасности России достаточно подробно сформулированы в Стратегии:
— уменьшение валового внутреннего продукта;
— значительное снижение инвестиционной и инновационной активности;
— нестабильная ситуация в аграрном секторе, который имеет большое значение для экспорта в нашей стране;
— неустойчивость банковской системы, так как любое колебание мировых валют сразу же отражается на действиях национальных банков и кредитных организаций;
— увеличение государственного долга, причем как внешнего, так и внутреннего;
— сосредоточение большинства экспортной продукции именно в топливно-энергетическом секторе нашей экономики, без должного внимания к экспорту в других сферах экономики.
Итак, проанализировав возникшие внутренние и внешние угрозы, негативно влияющие на экономический потенциал нашего государства, следует перейти непосредственно к анализу современных проблем экономической безопасности страны.
Необходимо сказать, что множество ученых трудится над тем, чтобы сгруппировать все существующие проблемы, классифицировать их, выделить специфические особенности.
Так, Е. В. Попов и К. А. Семячков полагают, что все проблемы экономической безопасности государства связаны, в первую очередь, с цифровой трансформацией, то есть зависимостью от цифровых технологий других стран, где могут находиться базы данных, сервера. [3] Помимо этого, нередки кибератаки, незаконные сборы персональных данных, промышленный шпионаж и т. д. Все эти незаконные действия препятствуют обеспечению безопасности данных.
Д. Ф. Исламутдинова и Н. В. Колесникова в качестве первопричины всех проблем экономической безопасности называют такое социально-негативное явление как коррупцию. [4] К иным второстепенным причинам они относят недостаточное финансирование науки в области информационных технологий и защиты информации, а также нарушение режима конфиденциальности информации, составляющую тайну.
Автор Л. Я. Смирнова среди главных проблем обеспечения экономической безопасности называет коронавирусную инфекцию, резкое и значительно снижение уровня ВВП нашего государства, увеличение числа безработных граждан, эмиграцию высококвалифицированных специалистов, в том числе работников сферы информационных технологий, низкий уровень инвестиционной привлекательности России для других стран. [5]
По нашему мнению, все обозначенные точки зрения на проблемы экономической безопасности имеют место быть, кроме того, отмечается тесная взаимосвязь между ними.
Представляется целесообразным рассмотреть более подробно критические проблемы, угрожающие стабильности экономической системы России.
Демографическая проблема, полагаем, является одной из основных угроз нашей экономике. Несмотря на все предпринимаемые меры правительством в виде социальной поддержки семей материнским (семейный) капиталом, денежными пособиями и выплатами, до сих пор уровень смертности выше, чем уровень рождаемости. Это сопровождается еще и уменьшением продолжительности жизни.
Учеными обозначена катастрофическая тенденция снижения количества населения российского государства и все это на фоне значительной иммиграции. Тем самым, уменьшается количество налогоплательщиков государства, а значит уменьшаются поступления в государственную казну.
Другая проблема связана с значительным увеличением имущественной дифференциации населения по уровню дохода, что влечет за собой расслоение социума на богатых и бедных. Значительная часть граждан не может удовлетворить все существующие потребности, за исключением базовых потребностей в виде еды, лекарств и оплаты коммунальных платежей, особенно если мы говорим о пенсионерах.
Исследователи отмечают рост криминализации общественных отношений. Львиную долю занимает проблема коррупции в российском обществе, уровень которой за последний 5 лет вырос в 4 раза. Кроме того, криминализация общества связывается с безработицей, ослаблением системы государственного контроля, политическими ошибками, действиями отдельных государственных служащих.
Острой проблемой является недополучение бюджетами всех уровней государства денежных доходов, поскольку осуществить контроль за денежными средствами, получаемыми резидентами в результате интернет-операций, в том числе сделок с крипто-валютой, как внутри нашей страны, так и за ее пределами достаточно трудно. В свою очередь возникает сокращение финансовых возможностей государства, особенно остро это сказывается на состоянии социально-экономической сферы.
Внешний государственный долг оказывает воздействие на состояние экономического потенциала Российской Федерации. Банк России оценивает внешний государственный долг на 1 октября 2022 года в размере 436,8 млрд. долларов США, что не может не сказаться на финансовом положении страны.
Еще одна проблема — это недостаточное внимание со стороны государственных органов и должностных лиц к научно-техническому потенциалу, который по сути является точкой роста экономики. Благодаря научно-техническому потенциалу становится возможным применять новейшие технологии на производствах, сокращать расходы и быть конкурентоспособным в сравнении с производствами других крупных мировых держав. Следовательно, необходимо инвестировать наукоемкие технологии в достаточном размере.
Низкая диверсификация производств и узко направленность экономики на сырьевой сектор наносит урон экономической безопасности страны, так как именно эти ресурсы приносят основной доход российской казне. Кроме того, значительно ускорился вывоз ресурсов из России.
Таким образом, цели и задачи экономической безопасности отечественного государства возможно реализовать только обеспечив для Российской Федерации суверенность, стабильное и устойчивое развитие, приоритет российского законодательства, при этом учитывая и неукоснительно соблюдая права и законные интересы граждан страны.
Литература:
- Калашников, А. Р. Понятие экономической безопасности государства // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 32. — С. 27–32.
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения: 16.12.2022).
- Попов, Е.В., Семячков, К. А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 4. — С. 1089.
- Исламутдинова, Д. Ф. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации и пути их решения // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». — 2016. — С. 238–241.
- Смирнова, Л. Я. Современные проблемы экономической безопасности и пути их преодоления // Образование. Наука. Научные кадры. — 2021. — № 1. — С. 122–126.