В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов комплексного подхода к формированию мотивации.
Ключевые слова: текст, восприятие, фонетическая, лексическая, грамматическая информация, признак, синтаксический анализ.
Чтение — это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием письменного текста [1]. Для прочтения и понимания иностранного текста предполагается, что он обладает набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, делающих процесс распознавания мгновенным. Хотя процессы восприятия и понимания при чтении одновременны и тесно связаны друг с другом, навыки, обеспечивающие его процесс, условно делятся на две группы: относящиеся к «технической» стороне чтения (восприятие графических символов и их связь с определенные значения и обеспечение смысловой обработки воспринимаемого, установление смысловых связей между языковыми единицами разного уровня и тем самым содержание текста, авторский замысел и т. д. [2, 3, 4].
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка.
- Выделение из данного текста слов, относящихся к изучаемой теме, группировка их по группам слов, группировка словообразовательных, словоизменяющих, формообразующих наречий.
- Составление сложных предложений из простых предложений в тексте, упрощение сложных предложений.
- Синтаксический разбор отдельных простых предложений.
- Рассказывание произведений, написанных в стихах, прозой.
- Выделение сложных предложений в тексте, определение типов. Готовые тексты, рекомендованные учителем, подбираются исходя из требований учебной программы для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы над текстом. Формируются навыки определения типа текста, определения того, какой стиль является типичным, правильного и уместного использования знаков препинания в тексте.
Расширение текста — подбор эпиграфа к тексту, обогащение его пословицами, мудрыми словами, фразеологизмами, превращение научного текста в художественный текст, необходимо эффективно использовать определяющие, дополняющие, падежные, притяжательные предложения; (Расширители слов и предложений) [5].
Конденсация текста — без изменения содержания текста необходимо очистить текст от повторов, устранить ошибки, отказаться от не соответствующих содержанию текста записей, сократить их, объединить абзацы.
Продолжение текста — продолжение текста введения.
Письмо может стать эффективным средством обучения только тогда, когда учащиеся достигли определенного уровня орфографических навыков и компетентности. На среднем этапе обучения используется наиболее сложный вид речевого общения, например мышление, требующее от учащихся наличия знаний, широкого словарного запаса и словосочетаний, помогающих письменно излагать свои мысли. [6, 7] Задачи, решаемые при обучении письменной речи, заключаются в формировании у учащихся необходимых графических автоматизмов, навыков речевого мышления и умения формулировать мысли в соответствии с письменной манерой, расширять их мировоззрение и знания, приобретать культурные и интеллектуальная подготовка к творчеству, содержание письменного произведения речи, формирование реального представления о содержании темы, стиле речи и графической форме письменного текста.
Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, побуждает к говорению, аудированию и чтению на иностранном языке. Письменная речь рассматривается как творческое коммуникативное умение и понимается как умение излагать свои мысли в письменной форме [8, 9]. Для этого необходимы навыки орфографии и каллиграфии, составление речевого произведения, составленного во внутренней речи, оформление на письме. также должен иметь возможность выбора адекватных лексических и грамматических единиц. В последнее время письмо рассматривается как средство повышения эффективности обучения иностранному языку. В условиях современных средств коммуникации, таких как электронная почта, Интернет и др., нельзя не учитывать практическое значение письменного речевого общения [10]. В современном мире роль письменного общения чрезвычайно высока. Но необходимо различать письменную деятельность и письменную речь. Письменная речевая деятельность — это целенаправленное и творческое исполнение смысла в написанном слове. А письменная речь — это способ формулирования и оформления мыслей письменными языковыми знаками.
Комплексный подход к формированию мотивации: на занятии больше внимания уделяется выполнению игровых заданий, действиям в проблемных ситуациях коммуникативного характера; использование различных видов наглядности, стимулирующих понимание нового материала, создание ассоциативных связей, опор, помогающих лучшему усвоению правил чтения, графических изображений слов, интонационных рисунков фраз. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей различают чтение с листа, поиск (видеть и искать), доступ и обучение. Чтение чтения характеризуется правильным и полным пониманием содержания текста, пересказом полученной информации, повторением в конспекте и т. д. Эффективному письму до сих пор не учат на уроках иностранного языка. Письменные навыки учащихся часто сильно отстают от уровня усвоения других видов устной деятельности. Письмо характеризуется трехчастной структурой: побудительно -мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. Целью обучения письменной речи является развитие у учащихся письменной коммуникативной компетенции, обеспечивающей овладение письменными знаками.
Литература:
- Б. О. Жорабоев. (2021). Using authentic materials on english lessons. Academic research in educational sciences, 2(2).
- Б. О. Жорабоев. (2020). Nemis tilida juft otlar va ularning o'zbek tilida ifodalanishi. Science and Education, (Special Issue 4).
- Б. О. Жорабоев. (2020). Мотивированные люди для удовлетворения своих собственных потребностей. Academic research in educational sciences, (3).
- Б. У. Журабоев. (2021). Problems and solutions for online teaching and learning of foreign languages. Academic research in educational sciences, 2 (Special Issue 2).
- Abdurakhimov, B. A., Khaitov, J. B., Safarov, K. K., & Ulmasov, J. M. (2023). A SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGING THE HEALTH AND RISK FACTORS OF THEIR WORKERS. Academic research in educational sciences, 4(2), 209–213.
- С. Самарова. (2018). Forming Creative Vision of Person as Universal Method Enhancing Creativity. Eastern European Scientific Journal, (6).
- Abdurakhimov, B. A., Khaitov, J. B., Safarov, K. K., Khakberdiev, K. R., Buriboev, E. M., & Ortiqov, B. B. (2022). Integral assessment of risk factors affecting the health of employees of a copper production mining. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(12), 1442–1449.
- С. Р. Самарова. (2019). Methods and technologies for the development of creative thinking of pupils. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 7(10), 37–43.
- Абдурахимов, Б., Хайитов, Ж., Сафаров, Х., & Улмасов, Ж. (2023). Особенности заболеваемости работников предприятий медной промышленности.
- С. Р. Самарова, М. М. Мирзаева. (2020). The problem of the formation of creative abilities of students in foreign psychology. An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1937–1943.