В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике советских и зарубежных педагогов были изучены и рассмотрены вопросы по данной теме, а также рассмотрена роль интернет-ресурсов в современной школе.
Ключевые слова: проектная технология, межкультурная коммуникация, коммуникативная компетентность, интегрирование, межпредметные знания.
В настоящее время достичь научного прогресса в системе школьного образования практически невозможно без внедрения новых педагогических технологий в практику обучения. Современный мир постоянно находится в движении, и, соответственно, применение проектных технологий в педагогической деятельности в вопросах формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языкатожевызвановелением времени. Это связано в первую очередь с тем, что использование новых педагогических технологий нужно рассматривать как важнейшее условие для творческого и нравственного, интеллектуального, развития учащегося. И чем совершенней будет воспитательный процесс в общеобразовательной системе, тем успешнее будет идти процесс развития детей по своему профилю. Об этом можно судить из практики работы в качестве преподавателя иностранного языка в одной из сельских школ. В первое время своей деятельности я обратила внимание на то, что в отличие от образовательных школ городского типа, в сельских школах практически все классы малокомплектные. В процессе работы обратила внимание и на то, что малая численность детей в классе дает возможность не учить, а задавать направление развития. И при этом сдерживать желание и не делать оценочных суждений. Ибо каждый ребенок — это индивид, с определенным уровнем знания иностранного языка. Моей первоначальной задачей на раннем этапе работы было проявлять интерес к учебному предмету своих учеников. Следовательно, именно развитие становится ключевым словом в педагогическом процессе обучения. И первостепенная задача, стоящая перед школой, заключается во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная технология в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка. Ведь мы понимаем, вопрос повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учеников в современной методике преподавания иностранного языка были и остаются приоритетными во все времена. И как мы знаем, одним из важнейших требований современности является выпускать из стен общеобразовательных школ не только конкурентоспособных будущих специалистов. Но и таких выпускников, которые успешно смогут применять полученные знания в будущем на протяжении жизни. Где они смогут использовать полученные знания в новой системе международных отношений, в партнерстве с использованием инновационных технологий и усовершенствованного производственного оборудования.
И задача педагога восполнить данный пробел. Обеспечить потребность и востребованность в высококвалифицированных специалистах со знанием определенного языка. Для выполнения поставленной цели невозможно не учитывать еще один немаловажный факт как коммуникативная компетентность выпускника, который был бы готов и обладал способностями взаимодействия с людьми разных профессий. Отсюда следует, что основная задача и цель педагога на основе всех методов коммуникативного обучения проектной технологии в вопросах формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка дать такую им возможность. А также дать им навыки и воспитывать в них умение устанавливать связи. Помочь им найти наиболее успешные формы общения.
По своему содержанию и изложению представленная работа не является открытием, так как не содержит особых педагогических открытий и не вносит нововведений. Однако она являет собой осмысленность в системе коммуникативного иноязычного образования. Следовательно, в данной работе предусматриваю совместимость значительных социальных перемен в обществе и как следствие необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования.
Не секрет, если скажем, что каждый преуспевающий преподаватель пользуется в настоящее время для успешной своей деятельности новыми компонентами и давно апробированными многими научными деятелями. И в том числе проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка. Однако, разработанные технологии в современных общеобразовательных учреждениях, на мой взгляд, необходимо использовать очень избирательно, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Диапазонновизны проектной методики очень широк и заключается в комбинации элементов известных методик в вопросах моделирования уроков с интегрированием интернет-ресурсов при совместной деятельности: учитель-ученик. С вовлечением их в учебно-познавательную деятельность. И как итог с возможностью широкого использования полученного опыта на внеклассных мероприятиях. Проектная методика требует от учителя максимальных усилий, т. к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Преподавателем должна быть создана такая ситуация, где школьник самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого. Несомненно, проектная работа и вызывает определенные сложности для педагога в достижении целей и задач, но и одновременно эти трудности устранимы, если правильно организовать взаимодействие учителя с одной стороны и детей с другой.
Данная тематика издавна детально исследуется как отечественными, так и зарубежными авторами. Об этом мы можем увидеть и в программных документах образовательной системы. Не секрет, что еще до недавнего времени в системе развития образования проектная технология в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка уделялось основное внимание письменному и речевому этикету. Но как показала практика, сегодня этого недостаточно для развития детей. И в педагогической деятельности не менее важным стало и умение показать культуру своей страны в условиях иноязычного межкультурного общения.
В изучении и внедрении новых проектных технологий большую помощь оказывает преподавателю сегодня Интернет. Интернет ресурсы позволяют не только расширить базовые знания по изучению новых технологий, но и снимает проблему подготовки проведения программных занятий. В частности использовать рекомендации Гальсковой Н. Д., которая дает ответ на вопрос: «Чему учить?». По ее мнению: «…в языковом окружении могут удачно сочетаться все необходимые для успешного овладения вторым языком компоненты». [1, с. 192]
Интересны по своим рекомендациям относительно межкультурной компетенции таких авторов как М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой, О. А. Денисенко УМК «Enjoy English». Авторы предлагают после каждой четверти использовать групповую работу «Project» с элементами несложных заданий на конкурсной основе. Для детей средней школы задание несколько усложняется, в которых они могут использовать информативный материал и выполнять несложные сообщения из жизни. К примеру, о спортивной и культурной жизни страны, приготовить мини радиопередачи и даже презентации. И уже в старших классах могут приобщаться к ролевым играм, писать автобиографические материалы, рассказать о жизни студентов иностранных государств, подготовить разнообразные тематические постеры.
В практической работе особый интерес представляют работы следующих авторов в УМК «Spotlight» под редакцией Е. Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. В. Афанасьевой, которые для деток младших классов предлагают подготовить модульные мини-проекты, тематика охватывает практически все стороны жизни. В частности предлагается написание, к примеру, о своей жизни, то с чем приходится сталкиваться ежедневно, о личном пространстве в быту, живой природе и многое другое. Но и в тоже время познакомить учащихся с реалиями страны изучаемого языка. [2, с. 97]. Но и в то же время глубже знакомить детей с реалиями изучаемой страны и их языка.
При этом надо отметить, несмотря на то, что современные авторы в педагогической литературе предлагают множественные подходы по вопросам формирования межкультурной компетенции выпускников школ, при этом данная проблема требует дальнейшего изучения. Так как в их исследованиях отсутствуют комплексные подходы. С авторами такого мнения можно согласиться, но в то же время опровергнуть. На мой взгляд, этот пробел должен устранять сам педагог, ведь кому как ни ему необходимо при планировании уроков построить системный подход с учетом на весь период обучения детей с разными уровнями знаний.
Понятие «обучение посредством делания» ввел американский философ и педагог Джон Дьюи, которому удалось установить связь учебного материала с жизненным опытом учащейся молодежи. А в свою очередь также американский педагог У. Килпатрик издал «Метод проектов», где он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В своем труде У. Килпатрик написал: «Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющие решать коммуникативные задачи. [3, с. 480]
В его понимании формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов должно происходить на уровне мыслительной деятельности для решения проблемного вопроса. При этом ребенок должен обращать свое внимание, на содержание своего высказывания, акцентируя внимания на свою мысль, а язык формулировал в свою очередь эту мысль. Иначе говоря, проектная методика позволяет не только развивать познавательные навыки, но и к самостоятельному конструированию своих знаний с ориентированностью на информационное пространство с творческим подходом к нему. А также проектная методика дает простор каждому обучающемуся для индивидуальной работы над тем, чем он работает. Выбранная тема пробуждает интерес, повышая при этом мотивационную активность. Потому что в оказавшейся ситуации ученику приходится заниматься поисками дополнительной информации, что в свою очередь дает развитие его умственной деятельности, одновременно расширяет и его кругозор. Это могут быть в реалии самые разнообразные полезные для раскрытия темы источники, включая мыслительную деятельность, ребенок способен анализировать. Кроме того, ученик проникает в процесс межпредметных знаний, которые помогут ему для решения поставленной задачи. И можно выделить еще один плюс — это способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей ученика, но и достигать коммуникативных умений.
Сегодня учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности. Поэтому мы и говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.
Разрабатывая и внедряя проектную технологию в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка, педагог подводит учеников к приобщению детей не только начальных классов, но и старших классов к познанию другой национальной культуры как жизненной необходимости. И не только как к средству межкультурного общения, но и для сравнительного анализа, совершенно нового для него языка. Сравнительный анализ поможет многим деткам оценить культуру изучаемого языка с расширенной возможностью для его участия в межкультурной коммуникации.
В подтверждении данной мысли можно привести слова профессора и автора многочисленных исследований по данной тематике, доктора педагогических наук Евгении Семеновны Полат: «….это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте». [5, с. 84]
Кроме того, очень своевременна мысль о том, что приобретение коммуникабельности важно и тем, что дети учатся самостоятельному принятию решения и, что не менее важно, — это проявление доброжелательного отношения к педагогу и к своему окружению с желанием искренне помогать без умысла. В наше время грубое соперничество, неимоверное высокомерие и грубость, проявление авторитарности, которое часто мы видим в настоящее время среди учащихся, не могут совмещаться с новой технологией проекта. Отсюда мы видим многие авторские исследования, независимо от их подходов и методик, носят не только рекомендательный характер, но и как альтернативный способ решения в образовательной системе. И наряду с общеобразовательной программой, где дети получают базовые знания, проектная технология лишь дополняет традиционный подход к образованию, новыми эффективными компонентами межкультурной компетенции.
Сегодня использование разнообразных типов проектов как, например творческие, практически ориентированные и информационные технологии, благодаря их создателям, намного облегчают труд преподавателя. И с этим трудно не согласиться. Ведь каждый модуль, будь то УМК «Spotlight», УМК New Millennium English под редакцией О. Б. Дворецкой, Н. Ю. Казырбаевой, В. В. Клименко, или проблемные формы и виды проектных технологий дают детям в первую очередь представление о реальном их мире. А не иллюзию, которая их окружает. Они явственно будут воспринимать взаимосвязь между явлениями и предметами, во взаимном сотрудничестве и взаимопомощи. О том, как многообразен материальный мир и в том числе культура многих народов мира. То есть дает толчок на развитие образного мышления, но и на понимание причинно-следственных связей и логики событий. Данная технология дает возможность на самовыражение и самореализацию потенциальных возможностей учащихся и преподавателя как предметника.
Таким образом, можно сделать главный и основной вывод касательно технологии проектов:
— Решает основную задачу нынешнего современного образования;
— Комплексно формирует межкультурную компетенцию;
— Способствует приобщению молодого человека к национальным традициям, языку и культуре изучаемой страны;
— Развивает мышление и приобретает навыки работы сравнительного анализа в условиях межкультурного общения.
В конечном итоге изученная тема позволит создать простую естественную атмосферу для формирования межкультурной компетенции. А также освоить инновационные способы работы педагога на основе проектной методики. И, следовательно, вывести образовательный процесс на более высокие уровни в учебных учреждениях.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Г 17 Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. —192 с.
- УМК М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой «Enjoy English», 2005- 97 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология М:Изд-во Педагогика, 1991. — 480с
- Учебно-методический комплект (УМК) «Английский в фокусе» / «Spotlight» предназначен для учащихся 1–11 классов общеобразовательных учреждений. УМК состоит из трех частей: Spotlight 1–4 (Primary), Spotlight 5–9 (Secondary) и Spotlight 10–11 (Higher). Совместный проект издательства «Express Publishing» (Великобритания) и издательства «Просвещение» (Россия) 2013. — 52 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. 2018. — 84