В данной научно-исследовательской работе авторами рассмотрено применение медиации как эффективного способа разрешения конфликтов. Рассмотрена роль и функции медиатора в процессе переговоров между субъектами конфликта. Автором проанализирован процесс проведения медиативных переговоров и выделены его преимущества как способа урегулирования споров.
Ключевые слова: конфликт, урегулирование конфликта, медиация, медиатор.
На протяжении всей жизни люди взаимодействуют друг с другом по поводу различных аспектов организации жизнедеятельности и удовлетворения своих интересов и потребностей. Но часто эти интересы не совпадают или вступают в противоречие друг с другом, провоцируя возникновение конфликтных ситуаций.
Конфликт представляет собой ситуацию противоборства двух сторон, возникающую при несовпадении взглядов, целей или отстаивания своей позиции. При этом главным субъектам конфликта и заинтересованным сторонам важно разрешить сложившуюся ситуацию с минимальными потерями и ущербом, при этом удовлетворив свои потребности по поводу объекта спора. Для этого и применяют различные способы урегулирования конфликтов. Одним из эффективных способов разрешения, приводящим к положительному результату является медиация.
Медиация — альтернативный способ урегулирования конфликта, представляющий собой совокупность методов и процедур ведения переговоров с привлечением третьей стороны (медиатора). Медиатор (посредник) — незаинтересованная в объекте конфликта сторона, задачей которой является изменение восприятия конфликта сторонами с противоборства на решаемую при помощи диалога проблему. В процессе своей работы медиатор исполняет следующие функции [1]:
Аналитическое сопровождение. Приступая к процессу разрешения конфликта медиатор собирает имеющуюся информацию о возникшей проблеме при помощи диалога со сторонами и собственных знаний о предмете спора. Главными задачами данной функции является определение существующих проблем, побуждение сторон к анализу ситуации и возможных вариантов решения.
Аутентичная функция. Медиатор выполняет роль активного слушателя, выделяя эмоциональные и содержательные составляющие речи спорящих, и формулируя истинные причины спора.
Организаторская функция. Медиатор регулирует процесс переговоров, организует коммуникацию со сторонами. Также устанавливает правила и регламент проведения процедуры переговоров и взаимодействия участников, организует место проведения переговоров.
Созидательная функция. В процессе переговоров медиатор формулирует новые решения и предложения, на основе проанализированного конфликта. Медиатор может лишь подтолкнуть стороны к поиску альтернативных решений конфликта, а не навязывать собственное.
Надзорно-оценивающая функция. на этапе завершения медиации посредник повторно уточняет принятие сторонами условий соглашения и убеждается в реалистичности и способности реализации условий сторонами.
Педагогическая функция. Медиатор обучает стороны выстраивать переговоры и дальнейшее взаимодействие с установкой сотрудничество.
Процесс медиации в каждом случае будет выстраиваться в зависимости от особенностей конфликта, однако медиативные переговоры имеют ряд обязательных этапов:
- Открытие медиативной сессии (вступительное слово медиатора).
- Презентация сторон конфликта.
- Дискуссия по выработке тем для обсуждения.
- Индивидуальные встречи с каждой из сторон (кокусы).
- Дискуссия по выработке вариантов соглашения.
- Подготовка проекта соглашения.
- Завершение медиативной сессии (заключительное слово медиатора) [2].
После определения причины конфликта и анализа ситуации, медиатор переходит к активной работе с участниками. На протяжении всего процесса переговоров, медиатор применяет различные тактики взаимодействия в целях стабилизации ситуации и выработке оптимальных вариантов решения:
— тактика поочередного выслушивания на совместной встрече — используется при остром конфликте;
— сделка — большое количество переговоров с участием обеих сторон, целью которых является нахождение компромисса;
— челночная дипломатия — медиатор взаимодействует со сторонами по отдельности, согласуя интересы;
— давление на одного из оппонентов — преимущественная работа с одним из участников, в целях склонения его к уступкам;
— директивное воздействие — аргументация необоснованных аспектов и ошибочного отношения участников друг к другу с целью примирения.
В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах [3].
Процесс медиации и характер её протекания зависит от ряда факторов:
— компетентность и профессионализм медиатора;
— индивидуальные характеристики конфликтующих сторон (личностные, социокультурные, моральные качества);
— характер и степень обостренности конфликтной ситуации;
— степень желания сторон, разрешить конфликт;
— насколько негативно настроены стороны по отношению друг к другу.
Эффективность медиации как способа урегулирования конфликта характеризуется следующими особенностями данного процесса:
— добровольное стремление сторон разрешить спор;
— конфиденциальность процесса;
— сохранение партнерских отношений сторон;
— экономия ресурсов, направленных на разрешение конфликта;
— выработка решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон;
— получение сторонами опыта конструктивного разрешения конфликтов;
— предупреждение появления подобных конфликтов.
Таким образом, медиация способствует получению результатов разрешения конфликтов с наибольшим положительным эффектом для обеих сторон. Данный способ урегулирования наиболее действенен, когда оппоненты уже не могут разрешить противоречия самостоятельно и не способны найти пути решения по ряду причин. Посредник способен рассмотреть конфликтную ситуацию с объективной стороны и помочь прийти к итогу, в полной мере удовлетворяющему интересы сторон.
Литература:
- Залиханова, А. А. Медиация как способ разрешения конфликтов / А. А. Залиханова, О. Н. Тишонок // Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса: Материалы XII международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 апреля 2022 года. — Москва: Институт мировых цивилизаций, 2022. — С. 271–274. — EDN MDHZSY.
- Азарнова А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов / А. Н. Азарнова. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 288 с.
- Замедлина, Е. А. Конфликтология: учебное пособие / Е. А. Замедлина. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2022. — 141 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi.org/10/12737/19528. — ISBN 978–5-369–01082–2. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1815598 — Режим доступа: по подписке.