В статье представляется рассмотрение и анализ вопроса об образовании в России начала XXI века принципов преобладания права во всех сферах жизни и пути построения гражданского общества. Главной концепцией в изучении вопроса является поэтапный разбор, при помощи исторических источников.
Ключевые слова: государство, право, правовое государство, гражданское общество, власть, формирование .
Объективное начало становление России на путь дальнейшего существования как правовое государство является 1988-й год, когда происходит принятие Советом Министров СССР более 1600 постановлений и 2000 распоряжений [2], главным событием демократизации стало принятие конституции в 1993-м году в первой статье которой пишется, что «Россия есть демократическое правовое государство…» [1].
Вторая статья утверждает, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…» [1]. Таким образом следует сказать, что Российская Федерация формально начала провозглашать права и законы, в реальности же выполнить данную цель для государства, за историю которого власть большее время принадлежала одному человеку или группе людей было и будет долгим процессом. Президент РФ В. В. Путин в начале своего первого срока поставил множество целей в преобразовании страны в сторону демократического устоя, несмотря на множество сложившихся проблем во всех сферах жизни в 90-ые, начинается реформирования органов власти, выпуск федеральных законов, создания Государственного совета (2000г.), укрепление исполнительной власти создание федеральных округов [4].
Главным приоритетом социальной политика являлась борьба с бедностью и преступностью. В 2005 г. утверждаются 4 национальных проектов: области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства. Права и свободы граждан, начали формироваться в жизни с помощью проведения реформ образования, по расходу бюджета которые превышали расходы на оборону. В следствии создается идея «Единого государственного экзамена», с помощью которого уравнивается возможность зачисления абитуриентов из разных слоев общества, и обеспечить честную и гласную оценку качества преподавания в школах. Одним из самых главных следствий модернизации образования была программа информатизация 2001г.-2005г она являлось самой масштабной по сравнению с другими национальными проектами. Уже в 2001 г. правительство на паритетных условиях с субъектами РФ выделило более 2 млрд. р. На масштабную программу компьютеризации сельских школ России. Провозглашение права и свободы человека были также обеспечены реальной возможностью получить гражданином социальное обеспечение в сфере жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства. Стало доступно получить жилище с помощью улучшенной системы льготной ипотеки для граждан, как дополнение выделяется усовершенствования кредитования населения, что влекло в себе развитие сельских кооперативов [3]. Политика национальных проектов показала хороший результат в улучшении жизни населения, уменьшение бедности и смертности [5].
Фундаментальные работы для построения правового общества были сделаны за первый срок правления В. В. Путина, и во второй срок того же президента включается продолжение развития верховенства права в государстве. Так, поправки в конституции, является новым шагом для создания правового и социального государства, заявил президент на встречи с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию 16 января 2020 года. В следствии поправки конституции 1 июля 2020 года, закрепились положения о наделении президента двумя сроками на посту пребывания, наделение Госдумы правом утверждать кандидатуру главы правительства и одобрять кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров.
Развитие гражданского общества не могло не идти в ногу с созданием правового государства, так как идея взаимоуправления гражданского общества и государства является основным принципом правового государства. Основным условием основания гражданского общества является преобладание частной собственности в жизни граждан, ведь именно она позволяет обрести какую-либо независимость от государства [2].
Первый этап формирования гражданского общества начинается с того момента как Российская Федерация провозгласила себя правовым государством, начали создаваться гражданские институты. В частности, гражданское общество начала свой путь в России с модернизации законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, в следствии этого такие организации могли получать пожертвование.
Второй этап заключал в себе обеспечение, равных государству услуг и товаров на рынке услуг, главным путем этой цели стало формирования нормативной и методической базы для развития некоммерческих организаций, включая расширение практики выделения грантов и конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на предоставление социальных услуг.
Третьим этапом стал результат реформирования образования, теперь каждый гражданин мог получить необходимое образование для какой- либо сферы государства, и уже самостоятельно контролировать и работать над развитием демократического строя страны.
Четвертый этап стал самым доступным, каждый человек обладая желанием усовершенствованием и контролем за страной мог использовать для этого механизм общественного мониторинга, с помощью которых можно продвигать в интернете собственные интересы по развитию государства, и так же для мониторинга за реализациями и результатами реформ. Правовое государство, это результат долгой работы, в которой должен принимать участие каждый гражданин этой страны и органы власти должны быть заинтересованы в достижении этой цели [5].
Литература:
- Конституция Российской Федерации- Москва: Издательство АСТ, 2022–80 с.
- К68 История современной России. 1991–2003: Учеб. пособие—СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2004. —296 с.
- Указом Президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р <О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы)>