Перспективы использования технологий Face ID для идентификации человека в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 27.05.2023

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Федорова, И. А. Перспективы использования технологий Face ID для идентификации человека в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий / И. А. Федорова, Н. А. Магомедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103223/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается внедрение современных технологий идентификации посредством анализа биопараметров в метрополитене. Анализируется техническая возможность обеспечения такими технологиями метрополитен и рассматриваются плюсы и минусы этих технологий в современной действительности, в том числе при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова: метрополитен, метро, Face ID, правоохранительная функция.

Преступность, являясь неискоренимым пороком человечества, под воздействием развития социума постоянно меняется и в некоторым роде совершенствуется, подстраиваясь под современные реалии. Для борьбы с ней, криминалистической науке также приходится активно развиваться для того, чтобы разрабатывать для правоохранительных органов эффективный механизм раскрытия каждого отдельного противоправного деяния. На сегодняшний день уже укоренившиеся методы расследования преступлений в большей мере требуют внедрения инновационных технологий, среди которых наибольшую популярность могут получить технологии Face ID позволяющие идентифицировать личность. Подобная инновация может найти свое эффективное применение в некоторых оперативно-розыскных мероприятиях, таких как наведение справок и отождествление личности. В этой связи представляется актуальным наиболее подробно рассмотреть упомянутые технологии.

В современном мире с социальными сетями, развитым рынком услуг, а также повсеместно установленными системами видеонаблюдения у людей возникает потребность в автоматическом и быстром способе распознавания лиц, которые были запечатлены на видео или фотографии.

Компании, разрабатывающие решения для быстрого и точного распознавания лиц, пытаются занять все области, где требуются эти системы. Почти каждая система, которая обсуждается в этой статье, имеет решения для государственных учреждений (поиск преступников), для банков (идентификация клиентов) и для бизнеса (упрощение обслуживания клиентов) [1].

Говоря об алгоритмизации деятельности по проведению судебно-медицинской регистрации человека по внешнему виду, следует отметить, что этот процесс соприкасается с наукой биометрии, поскольку отечественные автоматизированные информационно-поисковые системы правоохранительных органов используют те же технологии, что и в этой отрасли знаний.

Кроме того, эта технология также используется в биометрическом паспорте, который представляет собой биометрические документы нового поколения, поскольку он отвечает современным требованиям государственной безопасности и обеспечивает высокую степень идентификации личности. В настоящее время биометрический паспорт получил широкое распространение в процессе создания систем безопасности доступа, паспортно-визовых, транспортных и пассажирских систем и т. д.

В отличие от традиционных документов, удостоверяющих личность, основными реквизитами биометрического паспорта является электронный носитель данных.

Российская технология FindFace от NtechLab — одна из лучших разработок для распознавания лиц. FindFace занимал первые места во многих конкурсах, таких как, например, в 2015 году Mega Face Benchmark. Он способен распознавать лица людей, как указано на официальном сайте, с точностью 99 % менее чем за секунду, в то время как в базе данных у него более полутора миллиардов лиц. Над этой системой работали эксперты в области нейронных сетей и машинного обучения, потому что для таких технологий требуется много высококлассных специалистов. Этот проект получил поддержку от таких титанов компьютерных технологий, как Microsoft и Nvidia.

Такие технологии стали неотъемлемым атрибутом современной жизни. В частности, Московский метрополитен активно внедряет систему идентификации человека с использованием современной технологии Face ID [2].

Биометрические идентификаторы в метро являются одной из частей городского проекта видеонаблюдения с системой распознавания лиц. Первые камеры с такой функцией появились в московском метрополитене в апреле 2019 года. Затем в качестве эксперимента на станции Октябрьское поле было установлено несколько устройств.

В ноябре 2019 года было объявлено, что аналогичные устройства появятся еще на 26 станциях метро, ими будут оборудованы турникетные стойки в вестибюлях Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Люблинско-Дмитриевской и Таганско-Краснопресненской линий. Как сообщает портал мэра столицы, это первый этап оснащения станций столичного метрополитена турникетами с системой видеофиксации.

В январе 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что с 1 сентября 2020 года в Московском метрополитене заработает полноценная система видеонаблюдения с распознаванием лиц. «Нам нужно проработать возможности видеоаналитики, которая позволит нам выявлять места криминальных точек, места скопления мигрантов, закладки наркотиков и так далее», — заявил мэр в ходе расширенного заседания коллегии МВД по Москве. По словам главы города, такой подход позволит определять местонахождение разыскиваемых граждан за доли секунды и значительно упростит работу Министерства внутренних дел [5].

В FacePay есть система, которая обладает способностью идентифицировать человека в толпе, информация о котором присутствует в базе данных. Этот метод уже используется для поимки преступников, находящихся в федеральном розыске, теперь его можно распространять в интересах пассажиров, чтобы сократить время, необходимое им для оплаты проезда. Предполагается, что инфраструктура для биометрии будет предоставляться метрополитеном (на всех турникетах метро уже установлены камеры с системой распознавания лиц), в то время как платежные данные будут храниться в банках.

Система распознает людей, находящихся в розыске, и уведомляет полицию в метро за 3–5 секунд. Система работает на всех станциях с 1 сентября 2020 года. За это время с ее помощью было задержано 2788 преступников.

Система также помогла найти более 400 пропавших без вести людей, в том числе 96 детей.

Кроме того, система помогла задержать одного из подозреваемых в нападении на вдову Александра Градского, Марину Коташенко [4].

Также, отмечает пресс-служба, система видеонаблюдения в метро поможет отслеживать загруженность поездов. Такая информация будет отправляться в городские мобильные приложения, чтобы пассажиры могли выбрать наиболее свободные вагоны, что особенно важно во время пандемии коронавируса.

На сегодняшний день, следственные подразделения уже используют ряд автоматизированных информационно-поисковых систем, в том числе АИПС «Сова», предназначенная для формирования базы данных лиц, представляющих оперативный интерес для правоохранительных органов, и идентификации личности по анкетным данным, по словесному описанию и изображению лица [3]. Представляется возможным, для увеличения эффективности работы правоохранительных органов, взаимодействовать данную технологию с ранее названными в целях передачи информации между ними. Так, например, установленные в мегаполисах видеосистемы с распознаванием лиц, могут пополнять информационную базу «Совы», и наоборот. Такая взаимосвязь поможет наиболее быстро выявлять лиц, разыскиваемых следственными органами и как следствие повысит уровень раскрываемости преступлений.

На основании вышеизложенного можем прийти к выводу о том, что внедрение современных технологий, которые способны анализировать биопараметры человека нельзя оценить однозначно. Ведь, действительно, система способная распознавать данные лица, способна привести к тотальному контролю со стороны власти, что безусловно будет нарушать конституционные права граждан. Тем не менее, современные технологии по своей сути предназначены для упрощения современной жизни, и рассматриваемая технология, не исключение. Удобная система платежа, определение загруженности поездов способно значительно облегчить жизнь граждан, а фиксация правонарушений послужит хорошим рычагом давления на существующий криминальный элемент.

Литература:

  1. Барашко Е. Н., Булах Д. А. Анализ биометрических систем и систем идентификации. / Научные достижения и открытия современной молодёжи. Сборник статей V Междунар. научно-практ. конф. МЦНС «Наука и Просвещение» 2018. С. 434.
  2. Барашко Е. Н., Мазуренко С. О., Шадрин А. А. Современные решения идентификации человека. Распознавание лиц // The Scientific Heritage. 2019. № 42–1 С. 42.
  3. Павлюков Виталий Владимирович Оперативное распознавание лица по фото-, видео- и аудиоданным: перспективы внедрения современных технологий в деятельности органов внутренних дел // Вестник КГУ. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operativnoe-raspoznavanie-litsa-po-foto-video-i-audiodannym-perspektivy-vnedreniya-sovremennyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-organov.
  4. Более 2,7 тыс. преступников задержали с помощью системы распознавания лиц в метро Москвы // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/13522527.
  5. Рассказываем про главные технологии, которые внедряет московское и западное метро // Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет Иннополис». URL: https://hightech.fm/2020/09/02/metro-new-tecnology-moscow.
Основные термины (генерируются автоматически): система, биометрический паспорт, Московский метрополитен, распознавание лиц, баз данных, время, загруженность поездов, идентификация личности, система распознавания лиц, современная жизнь.


Ключевые слова

метро, метрополитен, Face ID, правоохранительная функция

Похожие статьи

Перспективы внедрения технологии биометрической идентификации в банковской сфере

В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки применения биометрической идентификации в банковском бизнесе, определены перспективы развития этой технологии с учетом особенностей национальной экономики.

Внедрение рентгеновских систем досмотра груза как мера повышения безопасности перевозочного процесса

В статье авторы поднимают проблему технологии принятия груза к перевозке на станциях и предлагают внедрение рентгеновских систем досмотра для повышения эффективности и безопасности перевозочного процесса в железнодорожном сообщении.

Применение информационных технологий в первичном звене здравоохранения

В данной публикации приводится комплексный анализ научных работ, посвященных внедрению и использованию современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения. Изучены наиболее распространенные медицинские информационные системы (МИС), пр...

Методы биометрии при обеспечении информационной безопасности

В научной статье представлены результаты анализа роли биометрии при обеспечении информационной безопасности организаций. Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена стремительным увеличением объема важной информации, для защиты котор...

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Этапы развития картографических систем в сфере здравоохранения

В публикации представлен историко-логический анализ развития картографических систем в сфере здравоохранения. Рассмотрены этапы и основные тенденции внедрения картографических систем. Практическая значимость исследования заключается в том, что матери...

Влияние биометрии на эффективность и безопасность предоставления государственных услуг

Данная статья посвящена актуальным вопросам влияния биометрии на государственный сектор РФ. Проанализированы различные системы, которые непосредственно связаны с биометрическими технологиями. Также приведены примеры работы биометрии при оказании госу...

Цифровизация транспортной отрасли

В статье рассматриваются основные направления развития цифровизации на транспорте, а также приведены примеры использования новейших инструментов, основанных на базе искусственного интеллекта, для улучшения безопасности, эффективности и устойчивости т...

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Современные методы исследования транспортной подвижности населения на основе данных мобильных операторов

В статье представлен обзор существующих методов транспортного обследования подвижности населения, а также выделение новых методов обследования с помощью данных операторов мобильной связи.

Похожие статьи

Перспективы внедрения технологии биометрической идентификации в банковской сфере

В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки применения биометрической идентификации в банковском бизнесе, определены перспективы развития этой технологии с учетом особенностей национальной экономики.

Внедрение рентгеновских систем досмотра груза как мера повышения безопасности перевозочного процесса

В статье авторы поднимают проблему технологии принятия груза к перевозке на станциях и предлагают внедрение рентгеновских систем досмотра для повышения эффективности и безопасности перевозочного процесса в железнодорожном сообщении.

Применение информационных технологий в первичном звене здравоохранения

В данной публикации приводится комплексный анализ научных работ, посвященных внедрению и использованию современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения. Изучены наиболее распространенные медицинские информационные системы (МИС), пр...

Методы биометрии при обеспечении информационной безопасности

В научной статье представлены результаты анализа роли биометрии при обеспечении информационной безопасности организаций. Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена стремительным увеличением объема важной информации, для защиты котор...

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Этапы развития картографических систем в сфере здравоохранения

В публикации представлен историко-логический анализ развития картографических систем в сфере здравоохранения. Рассмотрены этапы и основные тенденции внедрения картографических систем. Практическая значимость исследования заключается в том, что матери...

Влияние биометрии на эффективность и безопасность предоставления государственных услуг

Данная статья посвящена актуальным вопросам влияния биометрии на государственный сектор РФ. Проанализированы различные системы, которые непосредственно связаны с биометрическими технологиями. Также приведены примеры работы биометрии при оказании госу...

Цифровизация транспортной отрасли

В статье рассматриваются основные направления развития цифровизации на транспорте, а также приведены примеры использования новейших инструментов, основанных на базе искусственного интеллекта, для улучшения безопасности, эффективности и устойчивости т...

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Современные методы исследования транспортной подвижности населения на основе данных мобильных операторов

В статье представлен обзор существующих методов транспортного обследования подвижности населения, а также выделение новых методов обследования с помощью данных операторов мобильной связи.

Задать вопрос