Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 27.05.2023

Статья просмотрена: 918 раз

Библиографическое описание:

Гладкова, П. О. Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников / П. О. Гладкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 517-519. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103226/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор описывает особенности нейропсихологического подхода к коррекции дисграфии у младших школьников, рассматривает возможности использования различных нейропсихологических упражнений для становления процесса письма.

Ключевые слова: дисграфия, нейропсихологический подход, младшие школьники, методика использования нейропсихологических упражнений.

В настоящее время продолжается активная разработка использования нейропсихологического подхода в коррекции дисграфических и дислексических расстройств у детей младшего школьного возраста. Успешность этого подхода находит свое экспериментальное подтверждение, нейропсихологические упражнения включаются наряду с традиционными в логопедические программы по коррекции дисграфии и показывают свою эффективность.

Методологической основой нейропсихологического подхода являются теоретические положения А. Р. Лурия о системном строении высших психических функций, активация и нормальное функционирование которых зависит от взаимосвязанной работы трех блоков мозга. Письменная речь включает активацию, поддержание тонуса в процессе операции письма (I функциональный блок мозга); операции по переработке слухоречевой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации (II функциональный блок); программирование, серийную организацию движений; регуляцию и контроль акта письма (III блок мозга) [4]. Процессы чтения и письма могут быть нарушены при недостаточной сформированности любого из этих компонентов. Т.В Ахутиной проведен нейропсихологический анализ ошибок на письме, разработана классификация видов дисграфии у младших школьников, выработаны рекомендации по использованию нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у детей [2].

При дисграфии имеет место несформированность высших психических функций(восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Для повышения нейродинамических характеристик, то есть работы с I блоком мозга могут использоваться приемы, повышающие уровень активации больших полушарий, упражнения на межполушарное взаимодействие, нормализацию мышечного тонуса, а также дыхательные, глазодвигательные упражнения, «растяжки», различные виды массажа и самомассажа, стимулирование тактильных ощущений, предложенные в рамках метода замещающего онтогенеза А. В. Семенович [6].

Для преодоления трудностей обучения, вызванных недостаточным развитием функций программирования и контроля, применяются методики, направленные на активизацию произвольного внимания, умения переключаться, планировать в уме свои действия. Для дошкольников и младших школьников разработаны упражнения по методике «Школа внимания» Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной [2]. В развивающую работу также включаются методика классификации В. М. Когана, «Куб Линка», игры на внимание и память, различные виды шифровок, адаптированные для целей развивающего обучения. Интересны, описанные в методической литературе, такие игры, как: «Парад» (детям необходимо маршировать под счет. В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором на счет «два» и т. д.), игра «Считаем до 100» (учащимся нужно сосчитать до ста, перекидывая друг другу мячик, но нельзя вслух называть числа, в состав которых входят «запретные» цифры; игра должна быть быстрой, игроки, назвавшие запретные слова, получают штрафные очки), «Запретная буква» (в обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слова, в составе которых есть «запретная» буква), «Азбука Морзе» (необходимо рисовать различные значки в ответ на определенный сигнал: на два хлопка рисуем звездочку, на два свистка кружочек, на три стука палочку), «Кодировщик» (учащемуся надо поднять правую руку, если он услышит название, например, морского животного, левую руку  при указании на несъедобный предмет, хлопнуть в ладоши в ответ на слово, обозначающее неодушевленный предмет). Так же интересен вариант «графического диктанта» с условными обозначениями задания: на один стук рисовать линию вниз, на три влево и т. д., корректурная проба с переключением: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы на другую [5]. Система саморегуляции и контроля произвольных действий имеет пять основных компонентов (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекция) и работает как единый неразрывный процесс, обеспечивая структуру построения не только выполняемой деятельности, но и поведения. Для развития этих пяти компонентов на коррекционных занятиях необходимо формировать навыки упреждающего, текущего и следового контроля письма с использованием разных способов проверки, побуждая детей к самостоятельному поиску ошибок.

Использование игровой и познавательной мотивации повышает работоспособность детей, нейродинамические характеристики их деятельности. На фоне работы над произвольным вниманием могут одновременно применяться задания по развитию графических движений.

Другая работа строится при слабости функций II блока мозга. По мнению Т. В. Ахутиной, если в системе методов, направленных на развитие и коррекцию функций программирования, важно вынесение программы вовне и дозирование заданий, то для коррекции функций II блока мозга важно обеспечение простоты выбора нужного элемента: от выбора среди далеких элементов к выбору среди близких элементов. Этот методический подход определяется предложенным А. Р. Лурия пониманием механизма ошибок и при дефиците функций III блока основными типами ошибок являются упрощение программы и инертность, при дефиците функций II блока — трудности выбора близких элементов [2].

При выявлении слабости обработки слуховой информации важна тщательная проработка звукового анализа, работа над расширением словаря, и развития слухоречевой памяти. При этом необходимо учесть, что дифференцировка сначала максимально упрощается, автоматизируется и постепенно усложняется. Здесь может быть эффективным упражнение под названием «испорченное эхо». Первоначально для работы отбирается одна пара оппозиционных звуков, например, ж — ш. Ведущий кидает ребенку мячик и говорит: «шар», ребенок ловит мячик, говорит: «жар» и возвращает мячик ведущему и т. д. При проведении упражнения следует добиваться автоматических ответов. Также может использоваться игра «Найди общий звук», где читается ряд слов, и задача ребенка услышать, какой звук есть во всех словах. Одновременно с этим может идти обучение детей навыкам узнавания слова как целостного образа. Материалом для обучения могут быть игры и упражнения «Отгадай слово», «Игра в слова», «Поймай букву», «Слоги», «Охотники за словами», «Телеграмма» [5].

Преодолению недочетов обработки зрительно-пространственной информации способствует обеспечение высокой мотивации через соревнование и использование уместных игровых приемов. Младшим школьникам необходимы действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, нужны упражнения с опорой на сохранную аналитическую стратегию с поэтапным подключением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации. Коррекция нарушений письма при слабости холистической стратегии разрабатывалась Н. М. Пылаевой и Э. В. Золотаревой и включает комплекс методик, направленных на коррекцию и развитие зрительно-пространственных функций. В него входят упражнения на отработку схемы тела, на ориентировку в помещении, в пространстве стола и листа, блок заданий на перцептивное моделирование «Сложи фигуру» [1, 3].

При выстраивании нейропсихологической программы по коррекции дисграфии у младших школьников необходимо обращать внимание на использование заданий и игр, которые предусматривают полимодальное воздействие на учащегося, то есть активизируют одновременно зрительные, слуховые или тактильные анализаторы.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции // Школа здоровья, 1997. — Т. 4. — № 3. — С. 37–42.
  2. Ахутина Т. В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме// Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция/ Под ред. О. А. Величенковой. — М.: Логомаг, 2018. — С.76–96
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — М.: Академия, 2015. — 282 с.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ. 1973. — 374 с.
  5. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении/ Под ред. Ж. М. Глозман. — М.: Генезис, 2021. — 336 с.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М.: Генезис, 2021. — 474 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нейропсихологический подход, III, блок мозга, зрительно-пространственная информация, упражнение, дефицит функций, игра, коррекция, произвольное внимание, развитие.


Ключевые слова

младшие школьники, дисграфия, нейропсихологический подход, методика использования нейропсихологических упражнений

Похожие статьи

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Похожие статьи

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Задать вопрос