В данной статье поднимается одна из актуальных экологических проблем России — загрязнение водных ресурсов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в результате интенсивного хозяйственного использования водных ресурсов РФ и деятельности промышленных предприятий. Определяются основные пути и способы по защите акваторий водоемов страны.
Ключевые слова: окружающая среда, ресурс, промышленное загрязнение, рациональное использование, экология.
На сегодняшний день статистика в России по мониторингу состояния водных ресурсов неутешительная. Ежегодно фиксируется около 3 тысяч случаев загрязнения водоёмов. Наиболее заражёнными считаются реки Обь, Волга и Амур, на которые приходится сброс 70 % всех отходов.
Так, экологи фонда «Без рек как без рук» провели исследование по установлению состояния реки Волга. По результатам работы ученые подвели итоги о том, что вода в реке нигде не соответствует законодательным нормативам. Главная причина загрязнения, как было указано экологами, таится в деятельности человека [1].
Действительно, одной из главных проблем ухудшения водных ресурсов в РФ является промышленное загрязнение. Россия является одной из крупнейших пищевых и нефтеперерабатывающих стран мира, где промышленная деятельность сопровождается высокими уровнями выбросов и отходов в окружающую среду, в том числе в воду, оказывая серьезное воздействие на окружающую среду и водные ресурсы. Токсические и вредные вещества попадают в реки, озера и другие водоемы, что в конечном итоге приводит к ухудшению качества воды и негативному влиянию на жизнь людей, животных и растений.
При этом, большинство предприятий не соответствуют современным экологическим стандартам, со стороны органов государственной власти отсутствует должный контроль за выбросами вредных веществ, которые чаще всего идут в воду, нарушению промышленными предприятиями установленных регламентов по охране окружающей среды и их несоответствие действующим законодательным, нормативным и иным требованиям в области экологии.
Примером может стать неблагоприятная обстановка, сложившаяся у озера Байкал. Так, Росприроднадзором региона было установлено, что предприятия, находящиеся около озера, не соответствуют приказу Минприроды и являются недопустимыми по их воздействию на уникальную экологическую систему озера Байкал [2].
Основной причиной промышленного загрязнения водных ресурсов является отсутствие или недостаточность системы очистки промышленных стоков и мер по защите водоемов от выбросов с них.
Жители Петропавловска-Камчатского начали жаловаться на изменение цвета воды и большое число мертвых животных, выброшенных на берег. Так же было зафиксировано раздражение после купания в районе Халактырского пляжа и изменившийся цвет воды, ухудшение зрения, першение в горле, тошнота, высокая температура. После проведения экспертизы в пробах было обнаружено превышение содержания нефтепродуктов в 3,6 раза [3].
В ходе проведенных Росприроднадзором по Саратовской и Пензенской области проверок было установлено превышение норм предельно допустимой концентрации веществ по нефтепродуктам и железу на водовыпуске МУП «Водосток». Вместе с этим, прием и транспортировка поверхностных и дренажных сточных вод с территории водосборного бассейна через ливневую систему водоотведения и водовыпуска осуществляется без очистки, что приводит к серьезному загрязнению Волги [4].
Недостаточное финансирование и инвестирование вокруг охраны водных ресурсов, отсутствие необходимой инфраструктуры, включая эффективную систему очистки сточных вод, требующие значительных затрат, не позволяет решить перечисленные выше проблемы и сократить количество нарушений по загрязнению водных объектов в регионе.
Существенной проблемой также является отсутствие четкой системы управления, недостаточная координация между органами власти и отсутствие контроля за выполнением нормативов промышленными предприятиями, что приводит к дальнейшей деградации водных ресурсов РФ.
Так, в настоящее время, полномочия субъектов Российской Федерации в области водных правоотношений сведены к минимуму. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ они не вправе иметь в собственности водные объекты, соответственно не могут осуществлять какую-либо деятельность в отношении этих объектов [5].
При этом в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлен принцип ответственности органов государственной власти субъектов Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях [6].
Однако, отсутствие полномочий по составлению водохозяйственных балансов и установления лимитов водопользования, не позволяет органам исполнительной власти регионов собирать информацию о фактическом состоянии водных объектов на своей территории, прогнозировать и регулировать объемы водопользования в целях рационального использования водных ресурсов.
Таким образом, проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что рациональное использование водных ресурсов в настоящее время является чрезвычайно актуальной проблемой.
Защита водных пространств от загрязнения водоемов может быть эффективной путем улучшения системы мониторинга и контроля качества воды, установления более подробного и жесткого нормативного контроля за деятельностью промышленных предприятий и других потенциальных источников загрязнения, стимулирования развития технологий и методов уменьшения загрязнения водных ресурсов. Вместе с этим, для сохранения природных водных объектов необходимо организовать их охрану путем совместного решение проблем между разными уровнями власти и наделению их более широкими полномочиями в этой сфере.
Литература:
- Пять выводов о состоянии Волги [Электронный ресурс] // URL: https://plus-one.ru/ecology/2021/02/08/pyat-vyvodov-o-sostoyanii-volgi (дата обращения: 20.05.2023).
- Все заводы около Байкала оказались токсичными: Климат и экология. Среда обитания [Электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/news/2021/08/09/baikal_normativ/ (дата обращения: 20.05.2023).
- Загрязнение воды и массовая гибель животных на Камчатке. Главное — РБК. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/society/07/10/2020/5f786d579a7947082db61511 (дата обращения: 20.05.2023).
- Новый пляж Саратова. За загрязнение Волги МУП получило претензию в 4 млн рублей | Новости Саратова и области — Информационное агентство «Взгляд-инфо» [Электронный ресурс] // URL: https://www.vzsar.ru/news/2022/02/07/novyy-plyaj-saratova-za-zagryaznenie-volgi-myp-polychilo-pretenziu-v-4-mln-rybley.html (дата обращения: 20.05.2023).
- Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2022) // Российская газета. № 188. 31.08.2004.
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. № 6. 12.01.2002.