В настоящее время соблюдение правовых и административных рамок для временного или постоянного пребывания иностранных граждан имеет первостепенное значение. Активизация усилий по совершенствованию законодательной базы по административным правонарушениям, касающимся режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, стала насущной необходимостью в свете прогрессирующей региональной международной интеграции.
Ключевые слова: административная ответственность, миграционное законодательство, миграционная безопасность, иностранный гражданин, режим пребывания.
Currently, compliance with the legal and administrative framework for temporary or permanent residence of foreign citizens is of paramount importance. The intensification of efforts to improve the legislative framework on administrative offenses related to the regime of stay of foreign citizens and stateless persons in Russia has become an urgent necessity in the light of the progressive regional international integration.
Keywords: administrative responsibility, migration legislation, migration security, foreign citizen, stay regime.
Российское административное законодательство гарантирует права своих граждан и иностранцев, проживающих в пределах его границ. Эти законы регулируют порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в стране.
Министерство внутренних дел России сообщает, что в 2019 году в страну прибыло в общей сложности 15,71 миллиона иностранцев, не являющихся гражданами России, в то время как в 2020 году это число выросло до 17,76 миллиона иностранцев, в 2021 году данный показатель составил 13,40 миллионов иностранцев, в 2022 году в страну прибыло 13,38 миллионов иностранцев. На данный момент наблюдается небольшой прирост по сравнению с прошлыми периодами, но по прогнозам, это временно [4].
Изучение практики проверки и выявленных административных нарушений показывает, что иностранные граждане, как правило, совершают следующие нарушения в сфере миграции: нарушение требований к въезду, отсутствие документов, подтверждающих право на проживание в России, занятие трудовой деятельностью в Российской Федерации без разрешения и уклонение от выезда после истечения срока их разрешённого пребывания.
В сфере административного права давно имеется проблема, связанная с условиями содержания иностранных граждан, подлежащих депортации, в определённых учреждениях. Наряду с проблемой содержания этих лиц под стражей, необходимо также учитывать необходимость сохранения их индивидуальных прав.
В дополнение к этому, еще одна проблема связана с применением депортации в качестве наказания. Такого рода наказание проводится Федеральной службой судебных приставов, но при его исполнении возникает ряд проблем.
Федеральной службе судебных приставов часто приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы оформить документы — например, Темрюкскому отделению Краснодарского края приходится проделывать 680-километровый путь до Сочи, чтобы осуществить выдворение. Кроме того, отсутствие транспортных средств, доступных Федеральной службе судебных приставов для принудительного исполнения, ограничивает максимальную вместимость двумя людьми, что требует нескольких автомобилей, тем самым увеличивая государственные расходы на топливо и смазочные материалы. Важно усовершенствовать юридические процессы, чтобы гарантировать эффективную депортацию иностранных граждан из России, если они будут признаны виновными в нарушении законодательства РФ.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что «срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток» [3].
На практике, происходит интересная история, по истечении срока пребывания иностранное физическое лицо должно покинуть страну, если оно не приобрело документы, разрешающие трудовую деятельность, или другой тип разрешения.
Хотя правило «90 дней в течение 180 дней» применяется с 2013 года, есть случаи, когда оно нарушается. Наиболее частым нарушением в этой ситуации является то, когда иностранные граждане предполагают, что они могут законно оставаться в России после выезда и повторного въезда в тот же или на следующий день. Однако, если гражданин иностранного государства пробыл в России не более 90 дней с момента въезда в страну и выезда из нее, продолжительность его законного пребывания будет сокращена до дней, которые вместе с предыдущим периодом пребывания эквивалентны 90 дням.
Факты демонстрируют, что мигранты не умышленно нарушают миграционное законодательство, а скорее имеют неверно истолкованное представление о правилах, регулирующих их пребывание в России. Многие ошибочно полагают, что новый срок пребывания начинается только при повторном въезде в страну. Чтобы лучше информировать людей, миграционные отделы должны проводить разъяснительную работу, такую как установка информационных киосков, проведение консультаций, обмен информацией онлайн и через средства массовой информации и т. д.
По истечении срока пребывания в России иностранные граждане намеренно откладывают свое возвращение на родину, пренебрегая легализацией своего пребывания. Более того, у них нет действительных документов, удостоверяющих личность, и они бездействуют при их получении, не регистрируются в миграционной службе в течение длительного периода и даже устраиваются на работу без надлежащего разрешения. В конечном счете, только сотрудники правоохранительных органов могут вмешаться и положить конец этому.
Таким образом, Российская Федерация занимает второе место по численности населения среди стран с мигрантами, число которых остается неизменным в последние годы. Большинство этих мигрантов приезжают в страну на законных основаниях, но в конечном итоге оказываются нелегалами. Эту нелегальную миграцию можно обвинить в росте социальной напряжённости и увеличении преступности. Осознавая серьёзность этой проблемы и влияние, которое она оказывает на миллионы жизней, крайне важно принять конкретные меры, чтобы положить конец нелегальной миграции. Например, в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» может быть дополнен введением дополнительного основания для постановки на миграционный учет на основании решения суда [2]. Это судебное решение повлечет за собой установление минимального срока постановки на миграционный учет, например, 30 дней. Это дало бы мигранту возможность предпринять действия для продолжения своего пребывания в России, например, приобрести патент на осуществление трудовой деятельности. Это значительно упростило бы процедуру легализации и продления своего пребывания в Российской Федерации без законных оснований и даже без присутствия родственников, являющихся гражданами Российской Федерации.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
- Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 27.01.2023) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Российская газета, N 156, 20.07.2006.
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета, N 140, 31.07.2002.
- Официальный сайт МВД РФ. URL:https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074711/(Дата обращения 01.05.2023)