В статье исследуется специфика деятельности подразделений ГУЭБиПК МВД России, связанная с противодействием ограничению конкуренции.
Ключевые слова: свидетель, история, показания, судопроизводство.
Несмотря на сформированный за последние десятилетия пакет нормативных актов и документов в сфере противодействия ограничениям конкуренции, существующие законодательные акты, регламентирующие деятельность ОВД как системы, отвечающей за формирование правовых гарантий конкурентной среды и экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности, существуют нерешенные проблемы. В частности, нельзя не признать, в определенной мере, недостаточную концептуальную проработанность в контексте общего понимания того, что есть система ОВД, и каков принципиальный механизм оперативной поддержки различных ведомств в решении задач по предотвращению преступлений в этом направлении.
Потребность выделения в определении понятия органов внутренних дел среди прочих функций, функцию по защите экономических основ страны, подтверждается перечнем полномочий, осуществляемых МВД России в целях обеспечения конкуренции, как основы экономической деятельности. Более того, определение органов внутренних дел предполагает формулировку через призму особенностей развития государства на современном этапе: жестких условий экономических санкций и карантинных мер.
Важно отметить, что значимость защиты экономических основ конституционного строя подтверждена и через организационную структуру органов внутренних дел. В виду специфики деятельности по противодействию недобросовестному ограничению конкуренции, а также с учетом положений статьи 178 УК РФ [1], соответствующие меры осуществляются непосредственно подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в структуре центрального аппарата МВД России организовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции [3].
Деятельность ГУЭБиПК МВД России основывается на планировании, несении персональной ответственности, коллегиальности обсуждения служебных вопросов при их централизованном решении.
Главное управление в рамках своей компетенции взаимодействует с подразделениями правоохранительных, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.
Ключевые полномочия ГУЭБиПК МВД России по поддержке конкурентной среды в Российской Федерации включают широкий спектр полномочий в рамках своей деятельности, способствующий сохранению и развитию конкурентной среды, на основе противодействия незаконным вмешательствам в данную область экономического базиса, что предполагает следующую стратегию: формирование приоритетных направлений служебной деятельности, анализ, мониторинг в сфере конкурентной среды, реализацию оперативных мероприятий, специальных операций, выявление, предупреждение и пресечение тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности.
Важно отметить непосредственную реализацию подразделениями ЭБиПК на своей территории оперативно–розыскной и профилактической деятельности в рамках основных направлений борьбы с преступлениями экономической, коррупционной и налоговой направленности. Соответствующие функции, осуществляемые подразделениями ЭБиПК на уровне субъектов федерации, предполагают разные формы оперативно–розыскной и оперативно–служебной деятельности, противодействие коррупционным преступлениям сопутствующим нарушениям конкурентной среды, аналитической деятельности, декриминализации высокодоходных отраслей экономики, защита бюджетных средств, противодействие легализации доходов от незаконной экономической деятельности, в том числе и как результата нарушения антимонопольного законодательства.
В результате изложенного можно констатировать заинтересованный подход МВД России и его структурных подразделений в реализации оперативно–розыскной деятельности, с целью поддержки конкурентной среды. Также они принимают участие в совместных оперативно–поисковых и оперативно–технических мероприятиях, разрабатывают и реализуют в установленном порядке меры, направленные на защиту конкуренции [4, с. 165].
Важно отметить, что в соответствии со статьей 151 УПК РФ [2] производство предварительного следствия по статье 178 УК РФ является частью совокупности компетенций следователей ОВД Российской Федерации.
Расследование преступлений, включая преступления в рассматриваемой сфере, относится к задачам МВД России. Она реализуется Следственным департаментом МВД России — самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, которое, в рамках своей компетенции, реализует государственную политику, нормативно–правовое регулирование и правоприменение в части расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Ввиду специфики деятельности по поддержке конкуренции через противодействие ограничениям конкуренции, а также с учетом положений статьи 178 УК РФ соответствующие меры осуществляются непосредственно подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
В МВД России за указанной линией оперативно–служебной деятельности ответственным подразделением является ГУЭБиПК, которое реализует одну из основных функций «организации и участия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, в бюджетной сфере и при ограничении конкуренции.
Отметим, что вопросы взаимодействия при выявлении и расследовании картельных соглашений и повышении его эффективности волнуют как МВД России, так и ФАС России уже на протяжении более десятка лет.
Для активизации работы обоих ведомств по указанному направлению уже сделано немало, однако серьезных позитивных сдвигов, подкрепляемых уголовными делами, направленными в суд по статье 178 УК РФ, так и не происходит.
Органы внутренних дел совместно с территориальными подразделениями ФАС России проводятся организационные и практические мероприятия по выявлению нарушений антимонопольного законодательства. Расследуемые нарушения, как правило, связаны с использованием дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий и необоснованным завышением их затрат, противоправными действиями органов государственной власти, созданием картелей, а также сговорами и согласованными действиями на товарных и финансовых рынках.
В качестве типовых следует рассмотреть следующие направления и мероприятия по взаимодействию территориальных органов МВД России и ФАС России. Основные направления взаимодействия территориальных органов МВД России и ФАС России предполагают: информационный обмен, совместные мероприятия, издание совместных документов организационно–распорядительного характера, создание постоянно и временно действующих рабочих групп, мониторинг и сверка рабочих материалов.
Территориальные органы ФАС России в рамках взаимодействия с территориальными органами МВД России решают задачи: обмен информацией и информирование органов внутренних дел органами ФАС о материалах, содержащих признаки преступлений, межведомственное взаимодействие на основе рабочих групп постоянного и временного характера, совместная аналитическая деятельность.
МВД России и его структурные подразделения (ГУЭБиПК МВД России, а также подразделения ЭБиПК территориальных органов) в сфере обеспечения конкуренции осуществляют оперативно–розыскную деятельность в полном объеме. Участвуют в проведении оперативно–поисковых и оперативно–технических мероприятий. Помимо осуществления оперативно–розыскной деятельности в сфере обеспечения конкуренции в Российской Федерации МВД России через реализацию полномочий Следственного департамента и его структурных подразделений осуществляют уголовное преследование (предварительное следствие), чем применяют достаточно широкий спектр мер по обеспечению конкуренции в Российской Федерации.
Таким образом, подразделения ЭБиПК принимают непосредственное участие в противодействии ограничению конкуренции:
- В системе МВД России решение задач по выявлению и пресечению картельных сговоров при заключении государственных контрактов возложено на различные структурные подразделения и службы.
- Проведенный в работе анализ специальных актов, закрепляющих статус МВД России, в части противодействия картельным сговорам, подтверждает наличие у вертикально выстроенной системы МВД России самого широкого перечня задач и полномочий в изученной области. Высшим звеном в этом направлении деятельности МВД является ГУЭБиПК МВД России.
- При этом, отсутствие в Типовом положении о подразделении ЭБиПК территориального органа МВД России на региональном уровне указывает на необходимость непосредственного осуществления полномочий по противодействию ограничению конкуренции, в том числе в области государственного заказа, что является значительным организационным пробелом, препятствующим эффективному противодействию данным преступлениям.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
- Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 30.09.2022) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, N 43, 02.03.2011.
- Клименков И. Н. О системе органов внутренних дел, обеспечивающих конкуренцию в Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 4. С 164–168.