В статье описываются основные направления и способы минимизации негативных последствий, оказываемых нефтепроводами на компоненты природной среды.
Ключевые слова: нефтепроводы, загрязнение, природная среда.
Предупреждение загрязнения окружающей среды нефтью и ее продуктами, разработка и совершенствование способов и методов устранения нефтяных разливов, восстановление загрязненных нефтью водоемов и почвенного покрова является проблемой, решение которой пытаются найти не только экологи и главы всех нефтяных держав, но и правительства разных стран, так как любое государство вовлечено в процессы если не добычи нефти, то ее потребления. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос загрязнения среды нефтью и нефтепродуктами [3].
Анализ условий эксплуатации нефтетрубопроводов демонстрирует, что в результате антропогенной деятельности и изменений условий среды в местах их прокладки те конструктивные решения, которые были приняты в годы их прокладки, зачастую не соответствуют современным требованиям охраны окружающей среды, а также не обеспечивают необходимый уровень надежности и безопасности [1].
Под влиянием наземной нагрузки подземный трубопровод деформируется, что приводит к появлению в стенке труб повышенного механического напряжения, которые в ряде случаев превышают нормативные значения. Высокие напряжения в свою очередь повышают риск возникновения аварий, который сопровождается потерей герметичности и выходом нефтепродуктов в окружающую среду [2].
Ущерб природной среде зависит от частоты утечек нефтепродуктов, которые возникают при авариях и их последствий для различных элементов природной среды. В свою очередь частота утечек зависит от качества и надежности трубопроводов, соблюдения правил их эксплуатации, и может быть снижена использованием специальных технологических и организационных мер [2].
Эффективным способом снижения частоты утечек нефтепродуктов является применение для прокладки нефтепроводов труб с повышенной прочностью и диаметром стенки (высокой несущей способностью). В ГУП «Институт проблем транспорта энергоресурсов» РБ разработана технология увеличения несущей способности участков действующих магистральных нефтепроводов. Это стало возможным, благодаря созданию на его поверхности оболочки из стекловолокнистого материала, пропитанного клеевой композицией. Этот бандаж берет на себя часть нагрузки от внутреннего давления [2].
Как показывают результаты исследований использование данной технологии значительно увеличивает несущую способность трубопровода. В ГУП «ИПТЭР» РБ проведены исследования прочности труб, которые были покрыты стеклопластиковой оболочкой. Испытания показали, что использование данного бандажа равноценно использованию толстостенных труб [2].
Кроме того, исключительно важное значение для защиты окружающей среды имеет снижение объема выхода нефти в окружающую среду и сопутствующее ему уменьшение тяжести последствий аварийных утечек нефти. Одним из способов достижения этого является размещение по трассе запорной арматуры, что обеспечивает минимальный выход нефти и ограничение максимального объема при возникновении аварийной ситуации [2].
Еще одним направлением охраны природно-территориальных комплексов можно считать строительство защитных сооружений (канав, амбаров), которые исключат распространение нефти по поверхности земли и попадание ее на близлежащие объекты даже при самых неблагоприятных условиях. При размещении защитных сооружений стоит учитывать характер рельефа местности на участке между нефтепроводом и объектами, расположенными вблизи него [2].
Выполнение дальнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечисленным выше направлениям и использование их на практике позволят существенно повысить защиту окружающей природной среды [2].
Важное значение в минимизации негативных последствий влияния нефтетрубопроводов на природу является снижение вредных выбросов. Для минимизации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на этапе строительства магистральных нефтепроводов рабочими проектами рассматриваются следующие мероприятия:
— использование преимущественно готовых материалов и конструкций, которые не нуждаются в дополнительной обработке;
— применение искусственного увлажнения сыпучих материалов (песок, щебень);
— маленькие сроки хранения сыпучих материалов и складирование их под навесами или на закрытом складе;
— некоторые материалы на стройплощадке не хранятся и не изготавливаются, а подвозятся по мере необходимости (например, битумная мастика);
— при возможности следует использовать автотранспортные и спецсредства неодновременно [4].
Во время периода эксплуатации в нормальном режиме выбросы загрязняющих веществ как правило минимальны [4].
Таким образом, в настоящее время в связи с высоко развитой системы добычи и транспорта нефти и ее продуктов остро встает вопрос по защите природной среды от последствий их пагубного влияния. Для решения проблемы защиты природных комплексов требуется дальнейшее совершенствование методов проектирования трубопроводов, с целью все большего увеличения прочности и устойчивости [2].
Литература:
- Дудников, Ю. В. Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации подземных трубопроводов нефтегазовой отрасли на участках действия наземной нагрузки / Ю. В. Дудников. — Текст: непосредственный // Вестник Академии наук РБ. — 2011. — № 2. — С. 23–25.
- Дудников, Ю. В. Некоторые направления защиты окружающей среды при сооружении и эксплуатации магистральных трубопроводов в экологически уязвимых и плотно заселенных районах / Ю. В. Дудников, А. Г. Гумеров, Г. А. Азметов. — Текст: непосредственный // Вестник Академии наук РБ. — 2010. — № 4. — С. 12–14.
- Елинский, В. И. Проблема загрязнения окружающей среды при нефтедобыче: актуальные вопросы / В. И. Елинский, Р. М. Ахмедов, Ю. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Юридические науки. — 2020. — № 7. — С. 118–122.
- Тучкова, О. А. Воздействие объектов нефтехимического комплекса на окружающую среду. Часть1. Источники и меры защиты / О. А. Тучкова, Л. И. Хайруллина, М. А. Чижова. — Текст: непосредственный // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — № 4. — С. 339–342.