В статье исследуются ключевые аспекты, связанные с эффективным управлением персоналом.
Ключевые слова: менеджмент, персонал, управление, стратегия.
Стратегический менеджмент — это система организационного управления, в которой профессиональные менеджеры осуществляют ряд действий по стратегическому анализу, разработке, внедрению и мониторингу стратегии организации.
Необходимость стратегического менеджмента вытекает из истории и содержания развития мировой экономики и ее отраслей. Это не значит, что стратегия является уникальной особенностью сегодняшнего дня. Но необходимость стратегического управления была осознана только тогда, когда начался переход от стратегического планирования к стратегическому управлению, поскольку большинство компаний по всему миру были вынуждены применить систематический подход к увязке долгосрочного планирования с текущей деятельностью.
Сложившаяся к настоящему времени система стратегического планирования нуждается в совершенствовании: требуется принятие мер правового и организационного характера, научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения этой сферы деятельности. Сказанным определяется актуальность, теоретическая и практическая значимость монографии В. П. Назарова [2, с. 67–70].
Для того, чтобы грамотно разработать стратегию необходимо понимать две вещи: во-первых, достижение поставленных целей повлечет за собой их смену на новые, так как цифровое развитие — это бесконечный, непрерывный процесс, который не позволит остановиться на достигнутом. Во-вторых, нужно уметь быстро ориентироваться на месте и в перспективу на будущее, то есть определять наиболее выгодные направления развития, осознано подходить к планированию каждого этапа, а также продумывать «пути отступления» — запасные варианты во избежание больших потерь.
Стратегия может позволить увидеть новые возможности и направления развития для достижения крупномасштабных целей, которые нельзя реализовать, планируя на короткий срок.
Стратегия развития должна охватывать различные стороны деятельности организации, так как узкая направленность не сможет обеспечить глобальных изменений, и вообще можно будет остаться без какого-либо видимого результата. Для упрощения работы можно разбить всю стратегию на отдельные проекты в рамках конкретных подразделений.
Таким образом, можно выделить несколько этапов формирования стратегии развития цифровых технологий на предприятии (рисунок 1).
Рис. 1. Этапы стратегического планирования
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Первый этап предполагает выделение ключевых показателей деятельности организации, на развитие которых и будет направлена стратегия: прибыль, объем продаж, выручка, ассортимент и так далее. Исходя из этого определяются цели с перспективой в 5–10 лет. При этом четко определяется период времени, в который должна быть достигнута каждая из поставленных целей.
Второй этап заключается во внешнем исследования конкурентов и определения их преимуществ в разрезе информационных технологий, необходимо установить место нашей организации в данной отрасли: на сколько развитие близко или отстает от лидеров. Здесь стоит отметить, что отставание — это не отрицательный показатель, поскольку можно учесть ошибки конкурентов.
Следующий, третий этап, представляется наиболее значимым, в виду того, что исследование и выбор инструментов эффективной трансформации должен строится на актуальных данных, которым должна соответствовать деятельность организации.
На этапе формирования стратегических проектов обосновывается факт того, что стратегии можно и даже нужно разделять. Здесь происходит создание поэтапного плана для каждого аспекта, где необходима цифровизация, составляется календарный план работ и выбирается руководитель каждого проекта. Иными словами — здесь закладывается первоначальная версия всей общей стратегии.
Расчет экономической эффективности проектов необходим для предварительной оценки эффективности. Даже пробуя реализовать один проект, можно увидеть или не увидеть заделки желаемого результата и в необходимом случае скорректировать стратегию.
Выбор метода проектного управления складывается из предпочтений и навыков каждого руководителя проекта в последующем управлении организацией.
На последнем этапе происходит формирование конечного варианта стратегии, который был разработан посредством реализации предыдущих этапов.
В науке стратегического менеджмента выделяют четыре вида стратегии:
— базовые стратегии, которые являются наиболее распространенными вариантами развития компании, включая стратегии сокращения, стратегии роста и комбинированные стратегии;
— конкурентные стратегии, которые основаны на получении конкурентного преимущества и стратегии действий в конкурентной среде;
— портфельные стратегии, которые обеспечивают общее направление деятельности компании с различными видами бизнеса. Они направлены на сбалансирование портфеля товаров и услуг;
— функциональные стратегии, в основе которых заложено распределение ресурсов отдела (службы) и поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии [1, с. 45].
В заключении данного исследования отметим, что совершенствование организации в сфере стратегического управления выступает обязательным элементом для успешного планирования, а также способствует моделированию перспективного направления развития организации. Стратегическое управление предполагает эффективную ориентацию для компании и ее сотрудников. Характерной чертой стратегического планирования считается сосредоточение на долговременных целях, а также задачах. Его результативность содействует расширению рынка, увеличению производительности, повышению доходов. Нормализованные управленческие процессы направят менеджеров организации осуществлять правильные решения, а также стремительно создавать новые цели в ответ на изменение технологических, рыночных и деловых условий. Стратегический менеджмент способен прийти на помощь организациям приобрести конкурентоспособный приоритет, повысить долю рынка и составлять перспективный план.
Литература:
- Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2019. — 496 с.
- Назаров В. П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография (под общ. ред. Т. А. Алексеевой). М.: Кнорус. 2022. — 332 с.