В статье автором сделана попытка выявления различий в подходах Российской Федерации и Республики Корея к процессу урегулирования конфликта на Корейском полуострове. Сделан вывод, что Российская Федерация заинтересована исключительно в дипломатичном пути урегулирования конфликта, заключающемся в налаживании межкорейских контактов и активизации Шестистороннего переговорного процесса, в то время как Республика Корея, следуя фарватеру, закладываемому Соединенными Штатами Америки, на данный момент закрепляет свою враждебную позицию по отношению к КНДР.
Ключевые слова: Республика Корея, Корейская Народная Демократическая Республика, межкорейский конфликт, региональная безопасность в АТР.
Стремление к урегулированию межкорейского конфликта и поддержанию безопасности в регионе АТР зафиксировано в таких стратегических нормативно-правовых актах Российской Федерации и Республики Корея, как Белая книга обороны РК и Концепция внешней политики РФ. Тем не менее можно отметить определённые различия в подходах к поддержанию региональной безопасности у данных государств, заключающиеся по большей части в различных позициях относительно перспектив взаимоотношений с КНДР.
Недавно вышедшая Концепция внешней политики РФ 2023 г. не обращает наше внимание конкретно на проблематику урегулирования напряженности на Корейском полуострове, тем не менее отмечая необходимость поддержания региональной безопасности в АТР, в связи с чем обратимся к Концепции внешней политики 2016 г. Данный документ указывает на то, что Российская Федерация «заинтересована в поддержании традиционно дружественных отношений с Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея…, а также в достижении примирения и развития межкорейского сотрудничества посредством развития политического диалога, … в сохранении добрососедских отношений с КНДР и видит урегулирование межкорейского конфликта исключительно в дипломатическом формате» [1].
К позиции Республики Корея мы обратимся исходя из сложившейся актуальной геополитической обстановки в регионе. Республика Корея в недавно вышедшей Белой книге 2022 г. определила КНДР и его государственный режим «вражеским», что, можно сказать, является ответной мерой на высказывания Ким Чен Ына на шестом пленуме ТПК [1]. Примечательно, что РК в официальной доктрине обозначила КНДР «врагом» впервые в 1995 г., на смену чему в 2004 г. пришла новая формулировка — «прямая военная угроза», а при президенте Мун Чжэ Ине упоминание северокорейского режима в негативном ключе было удалено из Белых книг и в 2018, и в 2020 гг.
Согласно нашему мнению, только во время президентского срока Мун Чжэ Ина южнокорейской стороной осуществлялись реально эффективные попытки поспособствовать миру и межкорейскому примирению в исключительно дипломатическом формате. Именно при Мун Чжэ Ине состоялась первая встреча северокорейского и южнокорейского лидеров, была заключена Совместная Декларация, отметившая стремление к установлению мира и свидетельство приверженности двух государств полной денуклеаризации Корейского полуострова, установлению мирной зоны в Желтом море в районе Северной разграничительной линии и предметов территориальных разногласий РК и КНДР.
С приходом к власти в 2022 г. президента Юн Сок Ёля отношения между РК и КНДР заметно дестабилизировались, президент ещё во время предвыборной кампании заявлял о жесткой позиции по отношению к КНДР. Республика Корея на данный момент усиливает свое сотрудничество с Соединенными Штатами, ими проводятся масштабные совместные военные учения, а КНДР отвечает соответствующими мероприятиями, заключающимися в проведении ракетных испытаний, что безусловно влияет на эскалацию напряженности на Корейском полуострове [2].
На наш взгляд, такое различие в подходах урегулирования конфликта у корейских лидеров можно толковать, исходя из того, что действующий южнокорейский президент, пусть и формально (присоединился к консерваторам, исходя исключительно из необходимости для кандидата в президенты в принадлежности к какой-либо партии) состоит в консервативном блоке, традиционно занимающем более жесткую позицию по поводу налаживания контактов с северокорейской стороной и урегулирования межкорейского конфликта и ориентированного на масштабное и тесное сотрудничество с Соединенными Штатами, следованию исключительно в их фарватере. Мун Чжэ Ин же является представителем демократической партии, которая традиционно настроена на более демократичный и мягкий путь урегулирования конфликта и на более тесное сотрудничество с соседними странами, в число которых как раз входят РФ и КНДР. Соответственно, можно предположить, что в подходе Республики Корея к проблеме урегулирования межкорейского конфликта большое значение имеют партийная принадлежность президента, а также партийные интересы [3].
Также можно отметить, что существует достаточное количество площадок и форматов для диалога, в рамках которого стороны могут обсуждать урегулирование межкорейского конфликта, примерами данных форматов являются Сеульский оборонный диалог, АСЕАН-центричные форматы, Азиатский саммит безопасности «Диалог Шангри-Ла», Шестисторонние переговоры и др. Хотелось бы акцентировать внимание именно на таком формате, как Шестисторонние переговоры, в которых с 2003 г. наряду с РФ и РК участвуют КНР, США, Япония и КНДР. На данный момент было проведено шесть раундов переговоров, был подписан ряд совместных заявлений всех сторон, состоялись консультации между участниками формата, так, например, проводились консультации между заместителями МИД России и спецпредставителем США по политике в отношении Северной Кореи, что все же не принесло больших результатов, на наш взгляд, не только из-за обострившихся отношений между КНДР и РК, но и из-за агрессивной политики США в отношении КНДР. Тем не менее Российская Федерация активно проводила консультации со всеми участниками формата и не оставляет попыток возобновить диалог по данному вопросу.
В связи с данной темой интересен вопрос: насколько РФ и РК заинтересованы в объединении РК и КНДР в единое корейское государство, так как это является логичным итогом для процесса урегулирования межкорейского конфликта и, на наш взгляд, в реальности в этом не заинтересована ни одна из сторон, но все же в разной степени. Официальная доктринальная концепция РК гласит, что Республика Корея заинтересована в перспективе в объединении Юга и Севера, но на практике неоднократно звучали заявления представителей южнокорейского истеблишмента о том, что процесс воссоединения для РК будет иметь негативные последствия, так как Республика Корея понесет огромные расходы на помощь Северу в достижении южнокорейского экономического уровня, что может лишить объединенную Корею глобальной экономической конкурентоспособности.
Российская Федерация также на официальном уровне поддерживает перспективу «мирного объединения» Севера и Юга. П. Покровская отмечает, что Российская Федерация заинтересована в объединенной Корее в контексте обеспечения новым государством своего «позитивного нейтралитета», что может привести к стабилизации ситуации на Корейском полуострове и вытеснению США из региона [4], но, на наш взгляд, данное развитие событий крайне маловероятно, так как объединение двух корейских государств будет заключаться в поглощении Югом, более сильным в экономическом плане, Севера, и в итоге объединенное государство станет еще одним крупным союзником США в Северо-Восточной Азии в ущерб отношений с Россией.
Таким образом, принципиальное различие в подходах РФ и РК к вопросам межкорейского конфликта состоит в том, что на данный момент Российская Федерация заинтересована в дипломатичном разрешении конфликта, налаживании межкорейских контактов и активизации Шестистороннего переговорного процесса, в то время как Республика Корея, действуя в фарватере США, нацелена более враждебно по отношению к КНДР, считая его режим вражеским. РК активизирует совместные с США военные учения и не видит на данный момент возможностей разрешения конфликта дипломатическим путем, что проявляется в угрозах Пхеньяну приостановкой межкорейского соглашения, а также в высказываниях официальных лиц Республики Корея, в частности в лице президента Юн Сок Ёля, о том, что на данном этапе переговоры и участие в саммитах не принесут никаких положительных результатов.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»// Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. — URL:https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/?TSPD_101_R0=08765fb817ab200093c7039cd1699a05cd012353a1d7bd3372397ebe5c9b0fa2c3cf05b65fd32b3f08345a378e1430009b32ff6b14f5f5f8f6a84701b93aefb751b21a070512a97f3c1776a44d1704e48ef24df86c67503c1cd95bb3156a384d (дата обращения: 25.05.2023).
- Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640. // Президент Российской Федерации: офиц. сайт. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 25.05.2023).
- Song, Sang-ho N. Korea labeled 'enemy' again in S. Korea's defense white paper / Sang-ho Song. — Текст: электронный // YONHAP NEWS AGENCY: [сайт]. — URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20230216001200325 (дата обращения: 25.05.2023).
- Kim, Hyung-Jin US, South Korea announce largest field exercises in 5 years / Hyung-Jin Kim. — Текст: электронный // AP News: [сайт]. — URL: https://apnews.com/article/south-north-korea-us-drills-nuclear-66f94a64982e255b23ae6ac7860a5e2c (дата обращения: 25.05.2023).
- Roh, Suk-Jo N. Korean Drone Flew Close to Presidential Office in Seoul / Suk-Jo Roh. — Текст: электронный // The CHOSUNILBO: [сайт]. — URL: https://english.chosun.com/site/data/html_dir/2023/01/05/2023010500987.html (дата обращения: 25.05.2023).
- Покровская, П. Д. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР — выход из тупика / П. Д. Покровская. — Текст: непосредственный // Обозреватель. — 2015. — № № 3 (302). — С. 78–88.