В статье рассмотрены правовые проблемы эффективности охраны озонового слоя атмосферы и окружающей среды в целом во взаимосвязи с государственным регулированием оборота озоноразрушающих веществ, таких как: хлор и хлоросодержащих веществ.
Ключевые слова: озоновый слой, правовая охрана озонового слоя, озоноразрушающие вещества, хлор
The article considers the legal problems of the effectiveness of the protection of the ozone layer of the atmosphere and the environment in general in connection with the state regulation of the turnover of ozone-depleting substances, such as: chlorine and chlorine-containing substances.
Keywords: ozone layer, legal protection of the ozone layer, ozone-depleting substances, chlorine.
Озоновый слой является одним из самых верхних слоев атмосферы нашей планеты. Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также повышенный уровень излучения ведет к резкому увеличению смертности среди морской животных и растений. Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По общепринятой в научной среде теории во второй половине XX века все возрастающее воздействие антропогенного фактора в виде выделения хлор- и бромсодержащих фреонов привело к значительному уточнению озонового слоя.
Понятие озонового слоя содержится как в международных правовых документах, так и в национальном законодательстве. Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. определила его как «слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты».
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, что озоновый слой атмосферы как компонент природной среды является объектом охраны окружающей среды от экологически опасных изменений (ст.4) [4]. Однако озоновый слой одновременно является частью атмосферного воздуха, и он может быть разрушен путем выброса (внесения) в атмосферу загрязняющих веществ.
В 1977 году Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят мировой план действий по озоновому слою, предусматривавший необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и на заболеваемость людей.
Решающим стало подписание Монреальского протокола в 1987 г., согласно которому должен быть установлен контроль за производством и использованием фреонов и хлорфторуглеродов, по мнению ученых, наиболее разрушающих озоновый слой Земли. Протокол подписали более 70 стран, в том числе Россия. Кофи Аннан, генеральный секретарь ООН (1997–2006) высказал свою позицию по вышеуказанному протоколу, заявив: «возможно, единственным очень успешным международным соглашением можно считать Монреальский протокол». Необходимо отметить, что ратификация многостороннего экологического соглашения и протокола способствовала недопущению экологической катастрофы и установлению положительной тенденции к восстановлению озонового слоя. По прогнозам экологов, если такая динамика будет наблюдаться далее, то к 2050 году можно ожидать значительное восстановление озонового экрана земли [1, с.3].
В целях реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов были приняты Постановления Правительства РФ «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ (далее — ОРВ) и содержащей их продукции», “О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой”. В РФ предусмотрено государственное регулирование ввоза и вывоза из РФ продукции, содержащей ОРВ, проведение мониторинга состояния озонового слоя, осуществление международного сотрудничества по обмену информацией о его состоянии, о производстве, импорте и экспорте ОРВ в РФ. Организована система сбора, хранения, регенерации и утилизации этих веществ, принимаются меры по сокращению их производства и потребления.
Важную актуальность приобретает выполнение требований Киотского протокола, подписавший и ратифицировавший Россией, который предусматривает выделение странам квот, допустимый загрязнение глобальной атмосферы. Предел загрязнения атмосферы для Российской Федерацией, установлен на уровне 1990 года. На сегодняшний день, статистика показывает, сокращение выбросов в атмосферу на 30 % по сравнению с 1990 годом [2]. По утверждению известного специалиста в области экологического и земельного права Боголюбова С. А.: «В случае неиспользования своей квоты государство, вероятно, может ее уступить, каким-либо образом компенсировать, может быть, продать другому загрязнителю — государству, получив от него инвестиции, чем в настоящее время озабочены некоторые страны, и в частности, предпринимательские круги в РФ» [3, с.275].
Что же касается российского законодательства, то статья 54 Федерального закона от 10.20.2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» имеет особое значение для рассмотрения стоящей проблемы. В указанной статье обоснованы цели охраны озонового слоя, введен запрет проектирования и строительства тех объектов, которые осуществляют производство озоноразрушающих веществ и продукции. Также статья 54 ФЗ № 7 обязывает соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы не только юридическими лицами и предпринимателями, при осуществлении ими хозяйственной деятельности, но и содержит такие обязательства для государственных, муниципальных органов.
В соответствии со ст. 69.1 (п. 1) Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется государственный учет обращения ОРВ в целях установления Правительством Российской Федерации допустимого объема производства и потребления ОРВ в Российской Федерации исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Государственный учет обращения ОРВ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в части, касающейся ввезенного в Российскую Федерацию и вывезенного из Российской Федерации количества ОРВ, и отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, хранение, восстановление и уничтожение ОРВ на территории Российской Федерации.
Ввоз в Российскую Федерацию ОРВ осуществляется с учетом устанавливаемых допустимых объемов их производства и потребления в Российской Федерации и ежегодно устанавливаемых количественных ограничений, за исключением случаев, когда эти вещества ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения ОРВ, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет ежегодный расчет допустимого объема производства ОРВ и количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации, а также государственный учет обращения ОРВ. Вместе с тем гипотеза разрушения озонового слоя под воздействием техногенных газов, ставшая научной базой Монреальского протокола, подвергалась критике, в том числе в связи с тем, что по своему объему техногенные источники хлорфторуглеродов даже близко не соотносимы с их природными источниками — естественными потоками ОРВ, в частности, вулканическими газами» [6].
Однако, масштаб государственного регулирования обращения ОРВ в сравнении с количеством использования жидкого хлора для хлорировании питьевой воды на станциях водоподготовки даже небольших городов, обеспечивающих питьевое водоснабжение, а также количество использования хлора на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, в системах электрических станций и сетей, для обеззараживания воды в бассейнах спортивного и спортивно-оздоровительного назначения, для обеззараживания сточных вод, представляет собой каплю в море.
Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2020 году», разрешен ввоз только одного вещества (фтордихлорэтан) [5]. В качестве сравнения, для обеспечения водоснабжения городского округа «город Каспийск» с численностью населения немногим более 120 тыс. человек, за один год используется несколько десятков тысяч тонн жидкого хлора» [8]. Очевидно, что использование хлора и хлорсодержащих веществ для таких целей в ближайшее время не изменится.
Получается, что все меры государственного регулирования обращения ОРВ, а именно хлора и хлорсодержащих веществ, являются некоторым лукавством, спекуляцией.
Таким образом, совокупность имеющихся обстоятельств свидетельствует, что борьба с обращением ОРВ, а именно с обращением хлора и хлорсодержащих веществ, возможно, не только не имеет под собой надлежащего теоретического обоснования, не только является столь мелкой в решении глобальной проблемы охраны озонового слоя атмосферы, что никак на ее решение не влияет, но и ведет к увеличению масштаба глобальных экологических проблем, таких как: загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы и накопление отходов, а также к отвлечению от более эффективного способа решения проблемы охраны озонового слоя атмосферы — сохранению лесов и морских водорослей, являющихся источником кислорода на Земле, из которого и возникает ее озоновый слой атмосферы.
Литература:
- Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1902023
- Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901880645
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987– Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901864919
- Федеральный закон от 10 января 2002 N 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/12125350/
- Аббасов П. Р., Литвак Р. А. Проблема формирования эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов в аспекте профессиональной социализации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12–2. С. 33–36.
- Сывороткин В. Л. Теоретическая дыра в Монреальском протоколе(06.09.2007).URL: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/ theory/418/ (дата обращения: 15.11.2020).
- Постановление Правительства Российской федерации от 29 июля 2020 г. № 1137 «О введение временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 202 году» // СЗ РФ. 2020. № 32 Ст.5284.
- Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2014 г. по делу № А15–3606/2013 // СПС «КонсультантПлюс».