Опыт применения электронных таблиц в обработке и анализе результатов соревнований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Жаворонков, С. В. Опыт применения электронных таблиц в обработке и анализе результатов соревнований / С. В. Жаворонков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103268/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен опыт применения электронных таблиц в обработке результатов муниципального этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» в г. Белгород

Ключевые слова: компьютерные технологии, электронные таблицы, обработка результатов соревнований

Компьютерные технологии позволяют организовать учебный процесс в области физической культуры на более высоком качественном уровне. Применение компьютерных технологий обеспечивает совмещение функций накопления, долгосрочного хранения, анализа и систематизации обширных и полезных информационных баз данных, связанных с оценкой физической подготовленности учащихся по различным физическим качествам. [1].

Электронные таблицы являются наиболее распространенным видом программного обеспечения, которое используется во многих областях науки, техники, медицины, образования и других сферах. Они представляют собой эффективный инструмент для накопления и обработки больших объемов информации, а также для создания, схем, сводных таблиц, диаграмм и других аналитических данных на основе анализа этой информации. [2].

К наиболее востребованными направлениями применения электронных таблиц для учителей физической культуры являются: обработка данных педагогического эксперимента, анализ данных мониторинга уровня физической подготовленности учащихся, учет и анализ данных сдачи норм комплекса ГТО, автоматизация обработки результатов соревнований [3]. При этом, по мнению Василиади Х. В., в настоящее время накоплен незначительный опыт компьютерного обеспечения как средства повышения эффективности педагогического процесса. Как правило, обычная количественная информация о результатах тестирования, результатах соревнований и т. п. фиксируется в протоколах, а её анализ проводится традиционными средствами ручной обработки, что требует значиетльных, и необоснованных, затрат рабочего времени учителя [1].

В настоящей статье мы рассмотрим опыт обработки результатов муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» с помощью электронных таблиц MS Excel на примере спортивного многоборья.

Спортивное многоборье «Президентских спортивных» является обязательным видом и включает в себя следующие виды: бег 30/60/100 м (в зависимости от возрастной группы), бег 1000 м, наклон вперед из положения сидя, подтягивание на высокой перекладине (юноши), сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (девушки), поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек и прыжок в длину с места. Результаты участников по каждому виду многоборья оцениваются согласно таблице результатов [4].

В 2022–2023 учебном году в муниципальном этапе Президентских состязаний среди обучающихся г. Белгорода приняло участие 1688 человек. Благодаря разработанной нами электронной таблице результаты выступления команд по видам многоборья удавалось обрабатывать на момент окончания соревнований в каждой возрастной группе. При этом помимо автоматического подсчета зачетных очков по каждому отдельному виду, была возможность определять как команды-призеры соревнований по сумме 12 (6 мальчиков + 6 девочек) лучших результатов участников команды, так и победителей и призеров в личном первенстве.

Далее давайте кратко разберем методику работы с электронной таблицей. На рисунке 1 отражен общий вид электронной таблицы.

Таблица подсчета результатов спортивного многоборья

Рис. 1. Таблица подсчета результатов спортивного многоборья

Рабочая таблица в MS Excel для автоматизации подсчета очков выполнена на основе так называемых «умных таблиц», которые упрощают упорядочивание, сортировку, фильтрацию и анализ связанных данных. Это в дальнейшем дает возможность работы со сводными таблицами — инструмента для анализа данных, поиска сравнений, закономерностей и тенденций.

На предварительном этапе формируется и заносится в таблицу состав команды — столбцы в таблице «Школа», «Фамилия имя», «Пол». В нашем случае столбец «Пол» имеет ключевое значение, т. к. основываясь на значении конкретной ячейки, MS Excel выполняет сопоставление результатов участника с эталонными результатами, которые вынесены в отдельный лист таблицы. Иными словами, при демонстрировании одинаковых результатов, количество зачетных очков, которые получает участник, разное для мальчиков и девочек. Этим и обусловлена важность правильности заполнения столбца «Пол».

Далее, в столбец «Результат» вносятся результаты участника по каждому виду спортивного многоборья. Подсчет очков осуществляется автоматически (для исключения случайного удаления/искажения результата, ячейки с очками делаются защищенными от форматирования). В основе вычислений лежит стандартная формула =ВПР для работы с массивами. Данная функция ищет значение (результат участника) в крайнем левом столбце и возвращает значение ячейки, которая находится в указанном столбце той же строки (зачетные очки).

На рисунке 2 изображен фрагмент таблицы эталонных результатов спортивного многоборья «Президентских состязаний».

Эталонные результаты и соответствующие очки

Рис. 2. Эталонные результаты и соответствующие очки

Например, для определения зачетных очков в беге на 1000 м использовалась следующая логическая конструкция:

=ЕСЛИ([@ [Бег 1000 м. Рез]]="";"";ЕСЛИ([@Пол]=«м«;ВПР([@ [Бег 1000 м. Рез]];Результаты!$P$4:$Q$423;2);ВПР([@ [Бег 1000 м. Рез]];Результаты!$AH$4:$AI$423;2))).

Здесь на начальном этапе функция проверяет результат участника в беге на 1000 м. Если ячейка пустая, то количество очков будет также пустым. Далее идет проверка по гендерному признаку. Если ячейка «Пол» у участника соответствует значению «М» (мальчик), то таблица находит соответствие результата. Если ячейка «Пол» имеет значение «Ж», то происходит поиск в соответствия таблице результатов для девушек.

После заполнения всех результатов таблица (согласно муниципального Положения) находит 5 лучших результатов у мальчиков и 5 лучших результатов у девушек одной команды и выводит сумму очков в ячейку «Командная сумма». В нашей таблице это было реализовано за счет следующей функции: =СУММ(НАИБОЛЬШИЙ(T172:T177;1);НАИБОЛЬШИЙ(T172:T177;2);НАИБОЛЬШИЙ(T172:T177;3);НАИБОЛЬШИЙ(T172:T177;4);НАИБОЛЬШИЙ(T172:T177;5))+СУММ(НАИБОЛЬШИЙ(T178:T183;1);НАИБОЛЬШИЙ(T178:T183;2);НАИБОЛЬШИЙ(T178:T183;3);НАИБОЛЬШИЙ(T178:T183;4);НАИБОЛЬШИЙ(T178:T183;5)).

После заполнения результатов всех команд, производится автоматическое сравнение очков, набранных командами в спортивном многоборье. Результаты оформляются в сводной таблице с автоматическим присвоением занятых мест (рисунок 3).

Сводная таблица итоговых результатов команд

Рис. 3. Сводная таблица итоговых результатов команд

Решением этой задачи занимается функция =РАНГ.РВ(C4;C4:C19;1), которая возвращает ранг числа в списке чисел и в случае одинаковой суммы очков команды получат одинаковое место.

Таким образом, применение в практике физической культуры разработанной нами электронной таблицы позволило повысить эффективность работы, связанной с обработкой и анализом различных статистических данных, сопровождающих соревновательный процесс.

Литература:

  1. Бойко В. В. Оценка уровня физической подготовленности учащихся с использованием компьютерных технологий [Текст] // Научные исследования в образовании.. — 2007 г. — № 2. — стр. 42–44.
  2. Василиади Х. В. Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса по физической культуре: На материале образовательного комплекса «школа-колледж» [Текст] // автореф. дис. к.п.н. 13.00.01. — Карачаевск, 2005 г.. — стр. 23.
  3. Попов В. П. Электронные таблицы и их применение в учебной, методической и научной работе [Текст] // Известия ЮФУ. Технические науки. — 1997 г. — № 1.
  4. Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания [Электронный ресурс]. — 2016 г. — https://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/Z7HYZ4AXE1Z2OHQWM8K9.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивное многоборье, таблица, электронная таблица, муниципальный этап, результат участника, физическая культура, белгород, возрастная группа, сводная таблица, физическая подготовленность учащихся.


Ключевые слова

компьютерные технологии, электронные таблицы, обработка результатов соревнований

Похожие статьи

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также...

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Игровые технологии в обучении английскому языку (на примере организации учебного процесса в школе иностранных языков LingWin г. Ханты-Мансийска)

В статье описываются возможности использования игровых технологий в обучении английскому языку в учреждении дополнительного образования — школе иностранных языков «LingWin» г. Ханты-Мансийска. Авторы рассматривают преимущества применения игр в органи...

Мини-мастер-класс «Технологии на службе у педагога дополнительного образования»

Материал выполнен в виде краткого описания мини мастер-класса (образовательный интенсив) для педагогов дополнительного образования, и направлен на формирование у участников знаний и умений в области игровых интерактивных технологий, а именно мобильно...

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Алгоритм сбора данных телекоммуникационной системы дистанционного контроля параметров дыхания

В статье предложен алгоритм сбора данных телекоммуникационной системы дистанционного контроля параметров дыхания. Разработаны модели процессов и потоков данных дистанционного контроля параметров дыхания группы пловцов на базе Google Analytics и предл...

Особенности выгрузки и редактирования результатов участников из автоматизированных систем проведения соревнований по программированию

В статье содержится информация о выгрузке и редактировании результатов участников из автоматизированных систем проведения соревнований по программированию.

Похожие статьи

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также...

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота

В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Игровые технологии в обучении английскому языку (на примере организации учебного процесса в школе иностранных языков LingWin г. Ханты-Мансийска)

В статье описываются возможности использования игровых технологий в обучении английскому языку в учреждении дополнительного образования — школе иностранных языков «LingWin» г. Ханты-Мансийска. Авторы рассматривают преимущества применения игр в органи...

Мини-мастер-класс «Технологии на службе у педагога дополнительного образования»

Материал выполнен в виде краткого описания мини мастер-класса (образовательный интенсив) для педагогов дополнительного образования, и направлен на формирование у участников знаний и умений в области игровых интерактивных технологий, а именно мобильно...

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Алгоритм сбора данных телекоммуникационной системы дистанционного контроля параметров дыхания

В статье предложен алгоритм сбора данных телекоммуникационной системы дистанционного контроля параметров дыхания. Разработаны модели процессов и потоков данных дистанционного контроля параметров дыхания группы пловцов на базе Google Analytics и предл...

Особенности выгрузки и редактирования результатов участников из автоматизированных систем проведения соревнований по программированию

В статье содержится информация о выгрузке и редактировании результатов участников из автоматизированных систем проведения соревнований по программированию.

Задать вопрос