Актуальность темы обусловлена значением института ответственности для современных налоговых систем, поскольку не всегда налогоплательщики готовы добровольно расставаться с частью своих доходов. Обращение к опыту развитых стран может оказаться полезным с точки зрения выявления достоинств и недостатков моделей построения института ответственности за нарушение налогового законодательства с целью возможного их учета при дальнейшем реформировании соответствующей сферы общественных отношений в России.
Ключевые слова: налоговое право, налоговые правонарушения, налоговые преступления, налоговая ответственность, США, Россия.
The relevance of the topic is due to the importance of the institution of responsibility for modern tax systems, since taxpayers are not always willing to voluntarily part with part of their income. An appeal to the experience of developed countries may be useful from the point of view of identifying the advantages and disadvantages of models for building the institution of responsibility for violations of tax legislation in order to possibly take them into account when further reforming the relevant sphere of public relations in Russia.
Keywords: tax law, tax offenses, tax crimes, tax liability, USA, Russia.
В настоящее время система налогообложения США является одной из самых сложных и эффективных в мире, поэтому именно эта страна выбрана в качестве сравнения особенностей нормативного регулирования налогового права.
Среди экономических преступлений можно с полной уверенностью утверждать, что уклонение от уплаты налогов занимают особое место. Ежегодно наказания за эти правонарушения получает более 500 человек. При этом лишь более половины (50–55 %) осужденных получают реальные тюремные сроки [4, с.212]. Средняя длительность лишения свободы за преступления данной категории составляет 18 месяцев.
Налоговое законодательство США имеет три уровня регулирования, как и наше государство. Первый уровень устанавливается правительством, эти налоги платят абсолютно все. Штаты, в свою очередь, обладают правом устанавливать на своей территории любые налоги. Основное условие, чтобы эти налоги не противоречили конституционным принципам налогообложения.
Первоначальным источником права в США, как и в Российской Федерации, является Конституция. Как и в нашем государстве, соблюдается строгая иерархия нормативных правовых актов, и в случае несоответствия положений какого-либо закона положениям Конституции США, — закон является не конституционным, а значит, является неправомерным.
Еще одной особенностью правового регулирования в сфере налогообложения является то, что среди источников налогового права судебный прецедент признаётся официальным источником, регулирующим налогообложение. Несмотря на то, что в системе законодательства присутствует кодекс внутренних доходов, количество прецедентов, имеющих отношение к налогообложению, по сравнению с другими областями права — достаточно велико. В нашей правовой системе судебный прецедент источником не является.
Проведем сравнение следующих аспектов в области регулирования налогового права в США и России.
Во-первых, сравним ответственность за нарушение сроков подачи декларации.
В США юридическим и физическим лицам следует подавать декларацию о любой операции, на сумму более $ 10 000. В США налоги платят даже студенты со своей стипендии или другого дохода.
В США уход от налогов практически невозможен и предусматривает достаточно жесткие санкции (лишение свободы и дополнительные штрафы). Интересно то, что даже если человек откажется от американского гражданства, он еще на протяжении 10 лет должен будет платить налоги. Именно американскому президенту Бенджамину Франклину принадлежит знаменитое изречение: «В этом мире неизбежны только смерть и налоги». Посягательство на налоговую систему рассматривается, как опасное деяние в сфере экономики. Нередко мы слышим, как даже звезды мирового уровня привлекаются к достаточно серьезным наказаниям за налоговые правонарушения.
Согласно Кодексу внутренних государственных доходов (ст. 7203, раздел 26 Свода законов США) опоздание с подачей налоговой декларации может квалифицироваться как уголовное преступление (мисдиминор) [3]. В этом случае Служба внутренних государственных доходов должна доказать в суде, что обвиняемый был обязан представить налоговую декларацию, не представил ее своевременно и сделал это умышленно. В случае признания вины подсудимого суд может лишить его свободы на срок до одного года или наложить штраф. Попытка уклониться от уплаты налога путем представления ложной декларации о доходах считается еще более тяжким преступлением и относится к категории фелоний. Если поддерживающим обвинение удастся доказать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов, и что эти действия предпринимались им умышленно, либо что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на пять лет.
В России же при нарушении этих сроков могут наложить штраф и начислить пени, а также взыскать задолженность через суд. Если опоздать со сроком подачи декларации, штраф составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц опоздания, но общая сумма штрафа — не меньше 1000 рублей и не больше 30 % от неуплаченного налога — статья 119 НК РФ [2].
Во-вторых, проанализируем виды ответственности за налоговые правонарушения.
Предусмотренные правом США санкции за нарушение налогового законодательства традиционно делят на уголовные и гражданские; иными словами, за нарушение, не являющееся преступлением, предусмотрены civil penalties, что дословно означает «гражданско-правовой штраф».
В США речь идет о гражданско-правовой ответственности, поскольку большинству штатов США англосаксонской правовой системы неизвестно континентальное понимание административной ответственности. Общий гражданско-правовой режим ответственности не отрицает значения административно-правовых аспектов ответственности за налоговые правонарушения. Но в США административно-правовые аспекты являются второстепенными по отношению к общему гражданско-правовому содержанию ответственности за налоговые правонарушения [5, с.88].
В России же ответственность за нарушения налогового законодательства различается по отраслям права и классифицируется как гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, по нормам налогового права — как финансовая, по нормам трудового права — как дисциплинарная.
В-третьих, сопоставим ответственность за тяжкие преступления в сфере налогового законодательства.
В США сумма штрафа для корпорации может составить до 500 тыс. долларов. Гражданину, не подавшему вовремя налоговую декларацию, грозит год тюремного заключения или штраф в размере 25 тыс. долларов.
В России за непредставление налоговой декларации в срок грозит штраф за опоздание с отчетностью (5 % от налога, который не уплачен в срок).
В-четвертых, проведем сравнение по срокам давности привлечения лица к налоговой ответственности.
Стоит учитывать, что в США не существует такого понятия, как срок давности неуплаты налогов. В тюрьму можно попасть за долги десятилетней или тридцатилетней давности [6, c.101]. В таком случае, налоговая замораживает счета, конфискует имущество. Все это плохо отражается на кредитной истории. Ни один банк не согласиться выдать кредит неплательщику. Ни одна серьезная компания не захочет принять в штат своих сотрудников должника с судимостью.
В России же установлен трехлетний срок давности привлечения лица к налоговой ответственности.
Исходя из проведённого анализа, можно предложить, как предотвратить уклонение от уплаты налогов.
- Привязка размера штрафа к результатам возможной капитализации налоговых сумм ‒ достаточно надежное средство предотвратить ситуацию уклонения от уплаты налогов. Интересен опыт США, где законодательством предусмотрены особые основания для прекращения уголовного преследования в случае добровольного сообщения о налоговом правонарушении, уплаты соответствующей недоимки, процентов и компенсации. Для выполнения этих обязательств обвиняемому предоставляется значительное время — 6 месяцев; этот срок может быть продлен еще на три месяца. В борьбе за повышение собираемости налогов данная меря является вполне приемлемой и может быть применена и в России, так как направлена на погашение ущерба бюджетной системе.
- Что касается уголовной ответственности, то здесь можно предложить прийти к декриминализации уклонения от уплаты налогов и переносу соответствующих составов (ст. 198–199.1 [1]) из УК РФ в НК РФ. В данном случае интересен опыт США, где дифференциации видов ответственности за налоговые правонарушения не существует, поскольку все санкции за них сосредоточены в одном налоговом законе.
- В целях профилактики налоговых правонарушений недостаточно довести до налогоплательщиков усовершенствованный нормативно-правовой акт, важно обеспечить его единообразное понимание и применение всеми субъектами права. Это можно обеспечить информационной деятельностью государства в виде консультационной работы со стороны государственных структур. Отдельным направлением профилактики неуплаты налогов и формирования высокого уровня налоговой культуры необходимо выделить Интернет. В зарубежных странах существенная доля информирования и консультирования налогоплательщиков осуществляется через телекоммуникационные каналы связи. Так, в США широко используются возможности сети Интернет для проведения рекламных и обучающих акций, консультация по вопросам налогообложения, рассылки уведомлений и предупреждений, что дает впечатляющие результаты по быстроте обмена информацией, экономичности и удобству для обеих сторон налоговых правоотношений.
Таким образом, законодательный и правоприменительный опыт США может стать основой для дальнейшего совершенствования системы ответственности и противодействия уклонения от уплаты налогов и сборов в России.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Кодекс внутренних доходов США 1926 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.irs.gov/privacy-disclosure/tax-code-regulations-and-official-guidance
- Москвитина, А. В. Сравнительно-правовой анализ систем налогообложения России и США / А. В. Москвитина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2022 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 212–216.
- Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. М.: Дашков и Ко, 2017. 243 с.
- Погорлецкий, А. И. Международное налогообложение: учебник / А. И. Погорлецкий. ‒ Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2016. ‒ 384 с.