Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 26.05.2023

Статья просмотрена: 945 раз

Библиографическое описание:

Гниломедова, Н. А. Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели / Н. А. Гниломедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103280/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье проводится сравнительный анализ концепций введенных документов, как в России, так и за рубежом, рассматриваются разные методы для реализации проектов и выявляются цели, преследуемые властями для достижения положительного эффекта на городскую среду. Как итогом проведенной работы, обозначается основные концепции и предлагаются рекомендации, необходимые для успешной реализации дизайн-кода.

Ключевые слова: городская среда, город, историческое наследие города, городской облик, дизайн-код города.

На сегодняшний день использование дизайн-кода современному городу стало необходимо. Этот документ является инновационным, перспективным шагом к формированию городской среды. Более чем в десятке городов России, таких как Ижевск, Тверь, Саратов, Воронеж, Рыбинск и многих других, успешно используют дизайн-код. Число городов, в которых проводят внедрение дизайн-кода, растет. К 2024 году стоит задача повысить комфортность и индекс качества городской среды на 30 процентов и создать механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды. Об этом говорится в протоколе заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21. 12. 2018 N 3. [1]

Главной задачей специалистов по разработке дизайн-кода является произвести положительный эффект на инфраструктуру города, поддержать малый бизнес, сохранить историческую ценность, усилить развитие туризма и улучшить уровень жизни населения в целом. В законодательстве прописаны правила благоустройства, но они не всегда представляют собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определяющих его внешний вид. Необходимо при разработке единого внешнего облика города учитывать его историю, наследие и традиции, не нарушая безопасность эксплуатации зданий и комфорт жителей.

Дизайн-код является эффективным инструментом в формировании городской среды. Он подразумевает регламентированный свод правил и рекомендаций, разрабатываемый квалифицированными специалистами, по обустройству городской среды, распространяется на рекламные конструкции, вывески, витрины, затрагивает элементы благоустройства, архитектуру, тип покрытий, облик зданий и др. Внедрение такого проекта решает важные для города задачи:

– избавление от ненужного количества рекламы на улицах города и, как результат, улучшение восприятия информации;

– сохранение исторического наследия города, отражающегося в уникальной архитектуре города;

– поддержание визуального единства, эстетики и целостности городского облика;

– решение проблем, связанных с дискомфортом горожан (мощение тротуаров, наружное освещение, нехватка зон отдыха и т. д.)

– установка современного интерактивного оборудования, способствующего культурному, интеллектуальному и социальному развитию населения;

– поддержание равенства в коммерческих отношениях: выделение равного количества мест под рекламу, способствующих развитию «здоровой» конкуренции.

Как правило, власти города решают только один, два пункта, реализуя подобные проекты, но не задействуют весь комплекс, предполагаемый дизайн-кодом.

Концепция дизайн-кода может опираться на историческое наследие города, например, в Рыбинске власти города сделали акцент на визуальном образе, введя «дореволюционный» стиль в городскую среду, также обязав предпринимателей оформить вывески фасадов в стилистике ХХ века. Таким образом, удалось сохранить уникальное историческое пространство центральной части города. В случае с городом Дербент, администрация пошла другим путем. Чтобы сохранить исторический облик города, власти предложили убрать самовольные пристройки с крыш домов в центральной части Дербента, тем самым вернуть традиционно плоские крыши [2]. Несмотря на разные методы введения дизайн-кода, в данных городах преследовался один замысел — воскресить историческое наследие.

Сегодня дизайн-коды в различных формах используются на международном уровне, например, в Германии, Франции, Нидерландах, Австралии и Соединенных Штатах, как средство сосредоточения внимания на создании высококачественного современного урбанизма. Некоторые из самых красивых городов мира, такие как Сиена в Италии, на протяжении многих веков использовали различные дизайнерские решения, чтобы придать им особую и унифицированную внешность. Похожая концепция используется для того, чтобы городская форма отражала «просвещенную» культуру того времени, например, в Георгианском Бате или Нью-тауне Эдинбурга.

В каждом городе, при введении дизайн-кода, власти преследуют определенные цели. Например, в Ленинградской области, в Мурино после опроса населения было выявлено беспокойство, связанное с озеленением местности. Учитывая этот вопрос, при разработке дизайн-кода были введены общие правила и рекомендации, решающие дефицит зелени около новостроек и увеличение природных зон. В продуманном регламенте прописаны типы элементов озеленения: рядовые, одиночные и групповые посадки, цветники, газоны и озеленение для особых условий. Также прописаны нормативные требования, представлен рекомендуемый ассортимент растений, согласно климатическим особенностям, и приведены примеры озеленения [3]. Такой подход, подробно описывающий конкретные действия, поможет с пониманием и осознанием подойти к вопросу озеленения. Не во всех городах предлагают так развернуто решить вопросы озеленения, например, в Смоленске представлен ассортимент рекомендуемых растений, но не сказано о типах элементов озеленения. Значит, процесс внедрения этого пункта дизайн-кода будет нелегким и долгим. В Пскове и Воронеже дизайн-кодом не предусмотрено озеленение, зато выведен ряд других проблем, которые поможет решить этот свод правил.

Существуют другие цели дизайн-кода, которые предусматривают климатические особенности разных городов. Так, например, в данный момент идёт разработка дизайн-кода для городов за полярным кругом. До настоящего времени проблема благоустройства городов Севера вставала остро. В декабре 2021 года на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге, организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ) [4], подняли вопрос, связанный с дискомфортом граждан, живущих в условиях сильных морозов. Вырос процент оттока населения. На конференции говорилось, что для улучшения качества жизни необходимо осуществить особый подход к благоустройству городской среды и уделить большее внимание системе уборки снега — высаживать деревья группами, для удобного подъезда снегоуборочных машин, и с той же целью осуществлять прокладку тротуаров. Необходимо предусмотреть дополнительное освещение и подбор естественной цветовой палитры для фасадов зданий. Архитектор, сооснователь проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия» Виктория Брагинская, отметила, что планировка зданий должна предусматривать общие цоколи и дробленые волнообразные элементы архитектуры, чтобы не создавать ветровые коридоры [5].

Концепция дизайн-кода зачастую направлена на обеспечение здоровья граждан. Так, например, в Великобритании дизайн-код существует с 1667 года. Он направлен на восстановление Лондона после Великого пожара и устанавливает стандарты для повышения уровня безопасности и санитарии. В этом акте [6] указывается о необходимости расширения некоторых дорог и города в целом, а также выделения отдельных мест под рынки, чтобы основные улицы не были перегружены. Между Королевской биржей, Ратушей, домом заседаний и другими зданиями был, для избежания несчастных случаев, промежуток. Помимо вышеперечисленного, дизайн-код нового города впервые классифицировал и соотносил типы зданий с типами улиц. Такие меры были признаны необходимыми для безопасности и улучшали городской облик, что помогало идти «в ногу» со временем. Сейчас в Лондоне также придерживаются регламентированных правил, которые были расширены и улучшены. Новый дизайн-код города распространяется на освещение, рекламные вывески, озеленение, навигацию и т. д. За несоблюдение принятых норм взимаются штрафы.

Рассмотрев другие города за рубежом, можно увидеть похожие методы дизайн-кода. В Европе очень ценят безопасность граждан. Например, в Германии, Франции, Австрии помимо разграниченных пешеходных и проезжих зон, которые являются отличной навигационной системой, большое внимание уделяют наружному освещению. Всем известные уличные кафе в теплое время года выставляют свои столики, тем самым привлекая внимание и освещая улицы, таким образом снижают преступность в городе.

В Америке особое место занимает малый бизнес. Для его поддержания и развития власти городов обязывают предпринимателей поддерживать имидж своего магазина, так как он имеет решающее значение для качества и разнообразия рекламы как в бизнесе, так и в районе в целом. Так, например, правительство города Колумбия в руководстве по дизайну витрин магазинов [7] говорит об инициативе оживления коммерческой деятельности города. Витрины магазинов являются очень заметными компонентами исторического уличного пейзажа города с богатым разнообразием архитектурных стилей и обработок. Разнообразие повышает ценность и является ключом к тому, чтобы сделать ваш город более заметным. Местные жители подчеркнули необходимость улучшения торгового климата в районе, чтобы были предоставлены необходимые услуги и желаемые удобства для розничной торговли и развлечений. Жители создали повышенную ценность района, но постоянно обеспокоены торговыми площадями, которые кажутся загубленными, недостаточно капитализированными и маргинальными. Руководство по дизайну витрин магазинов была разработана для того, чтобы помочь предпринимателям принимать разумные дизайнерские решения об инвестировании во внешний облик. Этот документ был подготовлен в ходе работы с другими владельцами и менеджерами малого бизнеса в округе и основан на лучших практиках, используемых в аналогичных городах, где местные власти также ценят поддержание и поощрение роста предприятий, которые конкурируют за выживание. Уже разработаны рекомендации по благоустройству витрин коммерческих магазинов, зон отдыха на открытом воздухе и рекламных вывесок на исторических зданиях или в исторических районах, например, — не рекомендуется устанавливать несовместимый фасад, добавляя материалы, такие как имитация кирпича или камня. Запрещается удаление существующих материалов, которые образуют оригинальный архитектурный облик здания; покрытие, изменение или повреждение архитектурных элементов фасада вывесками, навесами или другими дополнительными элементами; пескоструйная обработка или использование агрессивных химикатов для очистки кирпича или другой каменной кладки и многое другое. Рекомендации, содержащиеся в этом документе, не должны служить заменой дизайн-коду города, а скорее для поддержания общей цели и концепции.

Подводя итог, можно отметить, что дизайн-код решает множество задач по улучшению качества жизни населения. Для успешного внедрения дизайн-кода необходимо знать особенности местности и климатические условия, учитывать историческое наследие города и социальный слой населения. При грамотном подходе к регламенту можно сохранить уникальную архитектуру города, улучшить восприятие информации, повысить уровень комфорта и культурное развитие граждан. Рассмотрев примеры в разных городах, наблюдаем следующие концепции:

– историческая — обращение к истории места, региона, восстановление эстетики прошлых веков;

– экологическая — в эту концепцию входит решение вопроса озеленения местности, подбор экологически чистых материалов для обустройства города;

– технологическая — внедрение современных технологий в создание инфраструктуры города;

– предохранительная — концепция, направленная на обеспечение безопасности горожан.

Хочется отметить, что разные концепции предусматривают разные методы внедрения дизайн-кода, например, обеспечение необходимым оборудованием, издание дополнительных руководств, введение штрафной системы и т. д. Таким образом, используя разные методы, можно достичь схожие эффекты по созданию благоприятной городской среды. В конечном результате и в России, и за рубежом преследуется одна общая цель — улучшение жизни населения.

Литература:

  1. https://legalacts.ru/doc/pasport-federalnogo-proekta-zhile-utv-protokolom-zasedanija-proektnogo-komiteta/
  2. http://derbent.ru/upload/iblock/791/7913c6641d7036e8a116282f6e29c48e.pdf
  3. https://администрация-мурино.рф/images/arhitektura_zemleustroiystvo/1_Приложение__1__Дизайн-код.pdf
  4. https://rg.ru/2022/02/01/reg-szfo/razrabotan-edinyj-dizajn-kod-gorodov-i-poselkov-arktiki.html
  5. https://rg.ru/2022/02/01/reg-szfo/razrabotan-edinyj-dizajn-kod-gorodov-i-poselkov-arktiki.html
  6. https://www.british-history.ac.uk/statutes-realm/vol5/pp665–682
  7. https://pedshed.net/documents/DC_Storefronts_Complete.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): городская среда, город, историческое наследие города, городской облик, дизайн-код города, малый бизнес, наружное освещение, положительный эффект, Россия, уникальная архитектура города.


Ключевые слова

городская среда, город, историческое наследие города, городской облик, дизайн-код города

Похожие статьи

Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ

Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...

Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса

В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Перспективы внедрения BIM-технологии в производство строительных изделий и конструкций

В статье рассматриваются общемировые тенденции внедрения BIM-технологии в строительную отрасль: перспективы их использования в области производства строительных материалов, изделий и конструкций. Описаны основные способы применения BIM для производст...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Курская область: проблемы и тенденции социально-экономического развития региона

В статье автор исследует социально-экономические показатели одного из регионов Центрального федерального округа. Курская область в силу своего географического положения является промышленно-аграрным регионом, который имеет достаточно большой потенциа...

Особенности развития инновационной среды в Израиле

В статье раскрываются основные факторы и причины, способствующие раскрытию инновационного потенциала Израиля. Исследуются международные оценки экспертов уровня развития инновационной среды страны, в которых отражены особенности данного направления. В...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Проблемы и перспективы внедрения системы сбалансированных показателей в российских энергетических компаниях

В статье охарактеризованы значение и роль системы сбалансированных показателей (ССП) как для самой компании, так и для системы управления персоналом в целом. Рассмотрена специфика деятельности российских энергетических компаний и особенности применен...

Похожие статьи

Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ

Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...

Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса

В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Перспективы внедрения BIM-технологии в производство строительных изделий и конструкций

В статье рассматриваются общемировые тенденции внедрения BIM-технологии в строительную отрасль: перспективы их использования в области производства строительных материалов, изделий и конструкций. Описаны основные способы применения BIM для производст...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Курская область: проблемы и тенденции социально-экономического развития региона

В статье автор исследует социально-экономические показатели одного из регионов Центрального федерального округа. Курская область в силу своего географического положения является промышленно-аграрным регионом, который имеет достаточно большой потенциа...

Особенности развития инновационной среды в Израиле

В статье раскрываются основные факторы и причины, способствующие раскрытию инновационного потенциала Израиля. Исследуются международные оценки экспертов уровня развития инновационной среды страны, в которых отражены особенности данного направления. В...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Проблемы и перспективы внедрения системы сбалансированных показателей в российских энергетических компаниях

В статье охарактеризованы значение и роль системы сбалансированных показателей (ССП) как для самой компании, так и для системы управления персоналом в целом. Рассмотрена специфика деятельности российских энергетических компаний и особенности применен...

Задать вопрос