Зависимость способов совладающего поведения и особенностей внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом от длительности лечения в стационаре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Милинцова, В. А. Зависимость способов совладающего поведения и особенностей внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом от длительности лечения в стационаре / В. А. Милинцова, Ю. А. Бурдукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 489-493. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103282/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается важная для специальной психологии тема личностных особенностей у подростков с острым лимфобластным лейкозом в зависимости от срока лечения.

Ключевые слова: острый лимфобластный лейкоз, внутренняя картина болезни, копинг-стратегии, подростки.

Проблема психологической помощи детям с хроническими или требующими длительного лечения соматическими заболеваниями в современном мире становится все более актуальной. Специалисты в области медицины и психологии, изучая особенности психического развития детей, имеющих хронические заболевания, выявили ряд общих закономерностей. Становится очевидным, что детям с соматическими заболеваниями, проходящим длительное лечение требуется специальная помощь психологов, основанная на понимании закономерностей психического развития таких детей [1].

В нашем исследовании приняли участие 18 подростков (11 мальчиков, 7 девочек) в возрасте от 13 до 17 лет. Все подростки имеют диагноз острый лимфобластный лейкоз и на момент исследования проходили лечение интенсивной химиотерапией в отделении онкологии, гематологии и химиотерапии в областной детской клинической больнице (ГБУЗ ЯО «ОДКБ»).

Все подростки длительное время пребывают в больнице, и в период лечения продолжают обучение на базе региональной площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» в г. Ярославле. 43-я региональная инновационная площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» — Ярославская область» открыта на базе отделения детской онкологии, гематологии и химиотерапии ГБУЗ ЯО «ОДКБ». Школой-оператором данной работы в «Областной детской клинической больнице» выступает муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26» города Ярославля.

В гематологическом отделении ГБУЗ ЯО «ОДКБ» ежегодно проходят лечение более 130 детей, каждый из которых нуждается не только в качественном лечении, но и в возможности продолжать получение образования, развиваться и общаться. Поддержка образовательных устремлений детей-онкопациентов является важным фактором качества жизни в период болезни, наряду с лечением способствует выздоровлению и социально-психологической реабилитации детей, их семей.

Одним из важных параметров, которые могут влиять на психологические особенности подростков с острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) является срок пребывания в стационаре больницы. Чтобы изучить влияние этого параметра в эмпирическом исследовании, мы разделили всех участников исследования на две группы. Группы сравнения составили участники одной выборки, но различающиеся по продолжительности лечения. Первая группа респондентов — 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек), продолжительность лечения у которых менее года. Вторая группа — 6 подростков, у которых продолжительность лечения в стационаре более одного года (из них 3 девочки и 3 мальчика).

Средняя продолжительность лечения при остром лимфобластном лейкозе и нахождения в стационаре у исследуемых детей составила 8,9 ± 4,4 месяцев. Средний возраст обследуемых нами подростков составил 14,2 ± 1,6 лет (13–17 лет).

Для сравнения обозначили первую группу респондентов, где продолжительность лечения менее года (группа А), а также вторую группу подростков с продолжительностью лечения более одного года (группа Б). Для диагностики использовались следующие методики: проективная методика «Незаконченные предложения» И. К. Шаца и В.Е Кагана, методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ) Л. И. Вассерман, опросник «Личностный смысл болезни» В. М. Ялтонского, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.

Для детального изучения внутренней картины болезни у обследуемых нами подростков, мы использовали проективную методику «Незаконченные предложения» в модификации Шаца и Кагана. Нами были получены следующие результаты.

Шкала № 1. Представления подростков о болезни. Для большинства подростков, находящихся на лечении менее года (группа А), здоровье — это физическое благополучие (62 %), эмоциональное благополучие (38 %). Подростки из группы Б тоже связывают свое здоровье как с физическим благополучием (в большинстве — 79 %) и эмоциональным (21 %).

Шкала № 2. Представления подростков о болезни. Подростки группы А видели основные причины возникновения своего заболевания в следствии какого-либо физического неблагополучия (88 %). В группе Б показатели о причинах возникновения болезни по физическому и эмоциональному компонентам практически на одном уровне (физическое неблагополучие — 47 % и эмоциональное неблагополучие — 53 %).

Шкала № 3. Отношение подростков к болезни. Группа А — гармоничное отношение 65 %, Группа Б — 87 %. 33 % подростков в группе А имеют устойчивое чувство страха.

Шкала № 4. Отношение подростков к лечению. Большинство подростков в обеих группах верят в благополучный исход болезни (81 % — группа А, 70 % — группа Б).

Шкала № 5. Представления подростков о будущем. Большинство подростков имеют оптимистичные представления о своем будущем (группа А-91 %, группа Б — 95 %).

Шкала № 6. Отношение семьи, по мнению подростка, к болезни. Благополучная семейная обстановка, по мнению подростков, а также благожелательное отношение, вера семьи в успешный исход лечения названа подростками в группе А (77 %), в группе Б (93 %).

Шкала № 7. Отношение подростков к госпитализации. Большинство обследуемых нами подростков в обеих группах указали на незначительный тревожный компонент, связанный с госпитализацией (3 % в группе А и лишь 1 % в группе Б). Для 15 % подростков группы Б госпитализация оказалась привычной.

Структура внутренней картины болезни и особенности личностного реагирования на заболевание исследовались с помощью методики «ТОБОЛ».

Сравнение двух групп испытуемых по типу отношения к болезни представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение типов отношения к болезни (группы А и Б)

* Примечание. Классификация типов отношения к болезни по методике ТОБОЛ: Г- гармоничный, Р- эргопатический, З — анозогнозический, Т — тревожный, И — ипохондрический, Н — неврастенический, М — меланхолический, А — апатический, С — сенситивный, Э — эгоцентрический, П — паранойяльный, Д — дисфорический

Согласно графику, в группе подростков, проходящих лечение более года, встречаются разнообразные типы отношения к болезни, наиболее популярными типы — анозогнозический, эргопатический, апатический и дисфорический. Такой набор преобладающих типов отношения к болезни может говорить о том, что после продолжительного лечения у подростков либо формируется адаптивная реакция на свое состояние, подростки «принимают» свою болезнь и образ жизни, либо формируется реакция апатического, пассивного принятия, связанного с утратой интереса к жизни [2].

В группе подростков, проходящих лечение менее года выявлены два основных типа отношения к болезни, которые преобладают у большинства подростков из группы — тревожный и сенситивный. Подростки, находящиеся на лечении менее года, имеют большое количество сомнений и тревог по поводу поставленного диагноза, они еще не до конца приспособились к факту заболевания.

Рассмотрим данные, полученные в результате применения краткого опросника Ялтонского В. М. «Личностный смысл болезни». По мнению автора, именно личностный смысл болезни способен активизировать разного рода стратегии и стиль совладающего поведения при различных соматических заболеваниях. Поскольку, цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей взаимосвязи ВКБ и совладающего поведения, вопросы, касающиеся структуры личностных смыслов болезни, представились нам весьма актуальными.

Данные по исследуемым нами группами представлены на Рисунке 2.

Средние показатели личностных смыслов заболевания по группам сравнения

Рис. 2. Средние показатели личностных смыслов заболевания по группам сравнения

Представленные данные позволили нам сделать вывод о том, что для подростков, находящихся на лечении более года личностным смыслом болезни, согласно тестированию, наиболее часто является «вызов» и «опыт». Болезнь не представляется им как некая расплата за что-то, они не винят себя за свой недуг, не видят в болезни свою слабость или неудачу, в которой они виноваты. Кроме того, подростки указанной группы не рассматривают болезнь как призыв о помощи от своих близких. В направлении «вызов» данные по группам практически одинаковые (1,75 и 1,67 соответственно). «Опыт» как личностный смысл болезни является ведущим для подростков, находящихся на лечении более года.

В группе подростков, проходящих лечение менее одного года представлены более разнообразные варианты жизненного смысла болезни, в том числе и те, которые не представлены у подростков, более года находящихся на лечении («расплата»-0,08, «слабость» — 0,16, «помощь» — 0,42).

Спектр стратегий, а также стилей совладающего поведения у подростков с острым лимфобластным лейкозом исследовалось нами с помощью опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса [5]. Стратегия приспособительного действия в многоуровневой системе психической адаптации, предпринимаемая индивидом в основном осознанно, прежде всего, для преодоления негативных явлений и проблем, обеспечивает, безусловно, человеческое благополучие [3].

Различия между группами с разной длительностью лечения представлены на Рисунке 3.

Распределение стратегий совладающего поведения у подростков (группы А и Б)

Рис. 3. Распределение стратегий совладающего поведения у подростков (группы А и Б)

Из представленного рисунка видно, что наибольшие различия представлены по стратегии «поиск социальной поддержки» (68,58 и 55,83). Такая закономерность представляется заслуживающей нашего внимания. Вероятно, это связано с тем, что подростки, находящиеся на лечении менее года, имеют в основном инициальную форму, они тревожны, для них более свойственно чувство беспомощности. В связи с тем, что они недостаточно осведомлены об особенностях своего диагноза, а также характера и методов лечения болезни, о прогнозах, происходит актуализация стратегий эмоциональной поддержки. Безусловно, такая стратегия совладающего с болезнью поведения, в которой акцент стоит на внешних ресурсах поддержки играет весьма важную роль для формирования условий благоприятного течения болезни [4].

И в то же время, более низкие показатели по данной стратегии у подростков, находящихся на лечении более года, могут свидетельствовать о том, что для них характерны мотивационно-личностные изменения на фоне длительного соматического заболевания, кроме того, это может выражаться в снижении уровня оптимизма и веры в успех лечения.

Аналогичные различия были выявлены и по стратегиям «принятие ответственности» (43,33 и 58,33), «самоконтроль» (39,5 и 45,83) и «бегство-избегание» (47,33 и 63,83). Таким образом, подростки, находящиеся на лечении более года, ориентированы на попытки рационального осмысления происходящего, они более ответственны, стараются избегать эмоциогенных ситуаций.

На основе проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

  1. Особенности внутренней картины болезни у подростков с ОЛЛ зависят от длительности их лечения в стационаре:

1) подростки, находящиеся в стационаре менее года, склонны к тревоге и ярко выраженным эмоциональным переживаниям относительно своей болезни (дезадаптивный тип отношения). Подростки, находящиеся в стационаре более года, имеют более высокую адаптацию к болезни, у таких подростков проявляется активное стремление преодолеть болезнь, но в некоторых случаях их отношение к болезни может проявляться как легкомысленное;

2) Подростки, находящиеся в стационаре менее года, видят основные причины возникновения своего заболевания в следствии какого-либо физического неблагополучия, а подростки, проходящие лечение более года, видят основные причины возникновения своего заболевания и в следствии физического, и в следствии эмоционального неблагополучия в равной степени;

3) Подростки, находящиеся в стационаре более года, воспринимают госпитализацию как что-то привычное, в отличии от тех, кто проходит лечение менее года;

4) Для всех подростков с ОЛЛ, проходящих лечение в стационаре, основными личностными смыслами болезни являются «вызов» и «опыт» (позитивные типы отношения). У подростков, проходящих лечение более года эти смыслы встречаются наиболее часто. У подростков, проходящих лечение менее года эти смыслы преобладают, однако внутри группы популярными видами отношения стали также «потеря» и «угроза» (негативные типы отношения);

5) Среди всех подростков с ОЛЛ наиболее часто встречающиеся копинг-стратегии это поиск социальной поддержки и дистанцирование. Среди подростков, проходящих лечение менее года, доминирующей стратегией является поиск социальной поддержки, среди подростков, проходящих лечение более года доминирующей стратегией, является «бегство-избегание».

Литература:

  1. Киян Илья Григорьевич. Личностные особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 2003 154 c.
  2. Лурия, Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания / Р. А. Лурия. — М.: Медицина, 1977. — С. 38.
  3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С — Пб: Речь, 2000.
  4. Сирота Н. А. Психологическая адаптация и дезаптация в подростковом возрасте: Учебное пособие /Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. — М.: б.и., 2014. — 64 с.
  5. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, группа А, группа Б, лечение, болезнь, продолжительность лечения, личностный смысл болезни, большинство подростков, внутренняя картина болезни, тип отношения.


Похожие статьи

Взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом

В статье раскрывается важная для специальной психологии тема взаимосвязи копинг-стратегий и внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Особенности эмоционального реагирования в межличностных отношениях у подростков с атопическим дерматитом

В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.

Врожденный вывих бедра: частота, структура, анализ методов диагностики и лечения

В статье рассмотрены частота, причины возникновения, а также методы диагностики врожденной дисплазии тазобедренного сустава и эффективность лечения данной патологии у детей по Белгородской области в период с 2012–2014 гг.

Показатели вариабельности сердечного ритма при остром респираторном синдроме у детей

В статье представлены данные корреляционного анализа зависимости спектральных характеристик сердечного ритма от возрастно-половых особенностей детей, исходного состояния (предварительный диагноз) и тенденцию его изменения (клинический диагноз) при ос...

Функционирование клинико-психологической реабилитации у пациенток с посттравматическим стрессовым расстройством

Статья посвящена актуальной медико-социальной проблеме современности — посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Проведено диагностическое исследование пациенток с гинекологическими расстройствами и ПТСР. Особое внимание уделено рассмотрен...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Причины, диагностика и лечение нервной анорексии и булимии у детей и подростков

В статье анализируются причины, особенности диагностики и лечения нервной анорексии и булимии у детей и подростков. Рассматриваются проявления, диагностические критерии и природа нервной анорексии и нервной булимии. Выявляется специфика формирования ...

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Антропометрические характеристики и вариабельность сердечного ритма у школьников при сколиозе

В статье представлены результаты антропометрических исследований и исследований отдельных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, имеющих деформации позвоночника в начальной стадии заболевания.

Похожие статьи

Взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом

В статье раскрывается важная для специальной психологии тема взаимосвязи копинг-стратегий и внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Особенности эмоционального реагирования в межличностных отношениях у подростков с атопическим дерматитом

В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.

Врожденный вывих бедра: частота, структура, анализ методов диагностики и лечения

В статье рассмотрены частота, причины возникновения, а также методы диагностики врожденной дисплазии тазобедренного сустава и эффективность лечения данной патологии у детей по Белгородской области в период с 2012–2014 гг.

Показатели вариабельности сердечного ритма при остром респираторном синдроме у детей

В статье представлены данные корреляционного анализа зависимости спектральных характеристик сердечного ритма от возрастно-половых особенностей детей, исходного состояния (предварительный диагноз) и тенденцию его изменения (клинический диагноз) при ос...

Функционирование клинико-психологической реабилитации у пациенток с посттравматическим стрессовым расстройством

Статья посвящена актуальной медико-социальной проблеме современности — посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Проведено диагностическое исследование пациенток с гинекологическими расстройствами и ПТСР. Особое внимание уделено рассмотрен...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Причины, диагностика и лечение нервной анорексии и булимии у детей и подростков

В статье анализируются причины, особенности диагностики и лечения нервной анорексии и булимии у детей и подростков. Рассматриваются проявления, диагностические критерии и природа нервной анорексии и нервной булимии. Выявляется специфика формирования ...

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Антропометрические характеристики и вариабельность сердечного ритма у школьников при сколиозе

В статье представлены результаты антропометрических исследований и исследований отдельных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, имеющих деформации позвоночника в начальной стадии заболевания.

Задать вопрос