В статье раскрывается важная для специальной психологии тема взаимосвязи копинг-стратегий и внутренней картины болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом.
Ключевые слова: острый лимфобластный лейкоз, внутренняя картина болезни, копинг-стратегии, подростки.
Изучение психологии подростков с острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ) имеет особое значение для специальной психологии. В первую очередь, психологический аспект играет важную роль в общем процессе лечения и реабилитации подростков с лейкозом. Подростки, страдающие от этого онкологического заболевания, помимо трудностей, связанных с самим заболеванием и лечением, испытываюсь сильнейшие внутренние переживания, находятся в состоянии повышенной тревожности, испытывают стресс, приводящий в некоторых случаях к депрессии и другим расстройствам [2]. Их психическое состояние может значительно влиять на их способность справляться с болезнью, принимать лечение и адаптироваться к изменениям в их жизни. Изучение психологии подростков с лейкозом позволяет специалистам понять эти эмоциональные и психологические факторы и разработать подходы, которые помогут поддержать пациентов во время лечения и после него. Во-вторых, психологическое благополучие подростков с острым лимфобластным лейкозом может оказывать влияние на их физическое здоровье и прогноз заболевания. Неконтролируемый стресс и психологические проблемы могут негативно сказываться на иммунной системе и общем состоянии организма. Изучение психологии подростков с ОЛЛ помогает выявить факторы риска и разработать стратегии для снижения стресса, повышения психологической поддержки и улучшения качества жизни пациентов [3].
Среди тяжелых соматических заболеваний, которые встречаются у детей и подростков, онкологические заболевания представляют собой группу наиболее опасных и сложных с точки зрения медицинской терапии. Острый лимфобластный лейкоз является самым распространенным онкологическим заболеванием у детей — он составляет около 25 % всех злокачественных новообразований у детей и подростков в возрасте до 18 лет. При этом именно лимфобластный лейкоз диагностируется в 80–90 % случаев заболевания детской лейкемией.
В нашем исследовании приняли участие 18 подростков (11 мальчиков, 7 девочек) в возрасте от 13 до 17 лет. Все подростки имеют диагноз острый лимфобластный лейкоз и на момент исследования проходили лечение интенсивной химиотерапией в отделении онкологии, гематологии и химиотерапии в областной детской клинической больнице (ГБУЗ ЯО «ОДКБ»).
Мы исследовали взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом и провели эмпирическое исследование с применением следующих диагностических методик: проективная методика «Незаконченные предложения» И. К. Шаца и В.Е Кагана, методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ) Л. И. Вассерман, опросник «Личностный смысл болезни» В. М. Ялтонского, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса [4]. Для анализа полученных эмпирических данных в нашем исследовании был использован корреляционный анализ связей внутри выборки по методу ранговой корреляции Спирмена.
В ходе анализа данных с применением расчета коэффициента корреляции Спирмана нам удалось установить корреляционные связи между особенностями совладающего поведения (копинг-стратегий) и показателями типов отношения к болезни подростков. Результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Корреляционные связи копинг-стратегий и типов отношения к болезни
Шкалы |
Г |
Р |
З |
Т |
И |
Н |
М |
А |
С |
Э |
П |
Д |
|
К |
r |
-0,2 |
0,2 |
-0,4 |
-0,02 |
0,4 |
-0,6 |
0,4 |
-0,08 |
-0,03 |
0,1 |
0,3 |
0,08 |
Д |
r |
0,2 |
0,07 |
0,06 |
-0,07 |
-0,4 |
-0,01 |
0 |
0,1 |
0,2 |
-0,1 |
-0,04 |
0,4 |
С |
r |
-0,01 |
0,2 |
0,1 |
-0,4 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,2 |
0,3 |
-0,6* |
-0,6* |
0 |
0,4 |
ПСП |
r |
-0,05 |
-0,3 |
-0,5* |
0,7** |
0,4 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
-0,1 |
0,03 |
ПРО |
r |
0,1 |
0,3 |
0,5* |
-0,6** |
-0,3 |
-0,4 |
-0,3 |
-0,02 |
-0,6** |
-0,3 |
0,3 |
-0,03 |
БИ |
r |
0,1 |
0,02 |
0,4 |
-0,7** |
-0,5* |
-0,1 |
-0,2 |
0,3 |
-0,7** |
-0,3 |
0,09 |
-0,1 |
ПЛРП |
r |
0,2 |
-0,2 |
-0,03 |
-0,4 |
-0,2 |
-0,09 |
-0,04 |
0,4 |
-0,4 |
-0,4 |
-0,05 |
0,2 |
ПОЛП |
r |
-0,3 |
-0,2 |
-0,09 |
0,07 |
0,2 |
0,3 |
0,6* |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
0,05 |
Примечание: **Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Типы отношения к болезни: Г- гармоничный, Р- эргопатический, З — анозогнозический, Т — тревожный, И — ипохондрический, Н — неврастенический, М — меланхолический, А — апатический, С — сенситивный, Э — эгоцентрический, П — паранойяльный, Д — дисфорический. Стратегии совладающего поведения: К-конфронтация, Д-дистанцирование, С-самоконтроль, ПСП-поиск социальной поддержки, ПРО-принятие ответственности, БИ-бегство-избегание, ПЛРП-планирование решения проблемы, ПОЛП-положительная переоценка.
Наиболее тесная связь с выраженной тревожной симптоматикой была обнаружена по шкалам предпочтения стратегий «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «бегство-избегание» на уровне значимости 0,01. Такая зависимость видится весьма закономерной, поскольку приведенные в нашем исследовании данные, в которых отражается дезадаптивный характер стратегии избегания, характерный при субъективном оценивании трудной жизненной ситуации, переживание беспомощности, тревожность и эмоциональное напряжение, указывают на это. Показатели по шкале «сенситивный тип отношения к болезни» также коррелировали с показателями по шкалам таких копинг-стратегий как: самоконтроль, принятие ответственности, бегство-избегание.
Далее нами были установлены слабые корреляционные связи между личностными смыслами заболевания у подростков с особенностями совладающего поведения (копинг-стратегий). Полученные данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Корреляционные связи копинг-стратегий и личностных смыслов болезни
Шкалы |
Р |
С |
П |
У |
О |
ПЩ |
В |
О |
|
К |
r |
0,3 |
0,1 |
-0,2 |
-0,2 |
-0,3 |
-0,05 |
-0,3 |
0,06 |
Д |
r |
-0,3 |
0 |
-0,5* |
0,01 |
0,2 |
0,1 |
0,01 |
0,2 |
С |
r |
-0,2 |
-0,3 |
-0,01 |
-0,4 |
-0,01 |
-0,3 |
-0,04 |
0,3 |
ПСП |
r |
-0,07 |
-0,02 |
0,2 |
0,05 |
-0,3 |
0,1 |
0,2 |
-0,09 |
ПРО |
r |
-0,4 |
-0,4 |
0,07 |
-0,5* |
-0,1 |
-0,1 |
-0,2 |
0,4 |
БИ |
r |
-0,4 |
-0,4 |
-0,1 |
-0,2 |
-0,3 |
-0,4 |
-0,2 |
0,4 |
ПЛРП |
r |
-0,3 |
-0,2 |
-0,09 |
-0,08 |
-0,07 |
-0,1 |
0,09 |
0,2 |
ПОЛП |
r |
0,4 |
0,2 |
-0,05 |
0,04 |
0,2 |
-0,07 |
-0,04 |
0,07 |
*Примечание. **Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Личностные смыслы заболевания: Р-расплата, С-слабость, П-потеря, У-угроза, О-облегчение, ПЩ-помощь, В-вызов, О-опыт. Стратегии совладающего поведения: К-конфронтация, Д-дистанцирование, С-самоконтроль, ПСП-поиск социальной поддержки, ПРО-принятие ответственности, БИ-бегство-избегание, ПЛРП-планирование решения проблемы, ПОЛП-положительная переоценка.
Негативные личностные смыслы болезни как «потеря» и «угроза» имеют отрицательные корреляционные связи с копинг-стратегиями: «дистанцирование» и «принятие ответственности». Приписывание своему заболеванию смысла невосполнимой потери здоровья и угрозы, которую невозможно преодолеть, характерно для подростков, в структуре совладающего поведения, применяющие дистанцирование и принятия ответственности. Указанные стратегии предполагают снижение эмоциональной вовлеченности за счет субъективности снижения значимости заболевания, поэтому подростки воспринимают его как угрозу своей жизни и здоровью [1].
В результате исследования мы сформулировали вывод о том, что существует взаимосвязь между особенностями совладающего поведения и внутренней картиной болезни у подростков с острым лимфобластным лейкозом. У подростков с ОЛЛ с выраженной тревожной симптоматикой с наибольшей вероятностью могут быть сформированы следующие копинг-стратегии: «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «бегство-избегание». У подростков с ОЛЛ с такими личностными смыслами как «потеря» и «угроза» наиболее редко встречаются такие копинг-стратегии как «дистанцирование» и «принятие ответственности».
Литература:
- Грановская Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб., 2010. — 352 с.
- Ивашкина М. Г. Психологические особенности личности онкологически больных детей: дис.... канд. психол. наук. М., 1998. 166 с.
- Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. — Л.: Медицина, 1984. — С. 128.
- Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.