В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психически-познавательным процессам обучающихся с ЗПР, с учетом которых даются рекомендации педагогам.
Ключевые слова: задержка психического развития, обучающиеся, психолого-педагогическая характеристика, психически-познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера.
В психологической литературе большинством авторов задержка психического развития (ЗПР) определяется как замедление темпа развития психических процессов. Важными особенностями ЗПР служат такие критерии, как обратимость и временность, из чего можно сделать вывод, что есть возможность возвращения к условно-возрастной норме при таком диагнозе. При исследовании причин возникновения задержки психического развития рассматриваются как биологические, так и социальные факторы.
В большинстве случаев у детей с ЗПР диагностируется: недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, низкая мотивация к обучению, сложности в построении коммуникации со взрослыми и со сверстниками, недоразвитие психически-познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).
Обучающиеся с задержкой психического развития обучаются в общеобразовательной организации и имеют заключение ЦПМПК о создании специальных условий для получения образования по Адаптированным основным общеобразовательным программам 7.1 и 7.2.
В связи с вышеизложенным, обучающиеся с ЗПР имеют особые образовательные потребности. Школьники с ЗПР испытывают трудности в процессе обучения и зачастую не успевают за основной общеобразовательной программой обучения. В связи отставанием от школьной программы детям с диагнозом ЗПР требуется дополнительная помощь специалистов (психолог, логопед, дефектолог, тьютор, социальный педагог).
Недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы выражается у детей с ЗПР в трудном контроле своих эмоций и своего поведения в целом. Учащиеся с этим диагнозом зачастую проявляют инфантилизм и не в соответствии с возрастом менее устойчивы к критике свой адрес, могут заплакать, обидеться, прекратить общение из-за указания на их учебную ошибку. Некоторые дети с этим диагнозом проявляют агрессию, которая выражается как вербально, так и физически.
Неразвитые в соответствии с условно-возрастной нормой психически-познавательные процессы характеризуются невозможностью освоить ребёнком весь учебный материал в связи с плохой памятью и низкой концентрацией внимания и не сформированными в достаточной степени мыслительными операциями. В связи с этим у детей с ЗПР наступает быстрая утомляемость во время уроков и индивидуальных занятий.
Особенности памяти у обучающихся с ЗПР характеризуются суженым объемом усваиваемой информации, замедленным запоминанием и неполным воспроизведением. Диагностика особенностей внимания демонстрирует низкую концентрацию, медленную переключаемостью, слабо развита произвольность внимания, повышенная отвлекаемость, что влечет за собой быструю утомляемость во время учебного процесса. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация) слабо развиты в сравнении с условно-возрастной нормой.
Перечисленные особенности затрудняют успеваемость в обучении обучающихся с задержкой психического развития. Учителям следует учитывать вышеуказанные особенности обучающихся с ЗПР при взаимодействии с ними в процессе обучения.
Учитывая, что дети с ЗПР отличаются слабым уровнем сформированности эмоционально-волевой сферы, педагогам рекомендуется создавать благоприятную психологическую обстановку в классе, оказывать им эмоциональную поддержку, создавать для них ситуацию успеха, поддерживать уверенность в своих силах.
Для развития более высокого уровня волевой сферы необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. В виду слабой сформированности психически-познавательных процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь) педагогам рекомендуется стремиться к индивидуальному подходу, учитывать темп деятельности обучающихся с ЗПР, давать им время на обдумывание ответа, включать в урок задания на развитие мыслительных операций: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация.
Таким образом, обучающимся с диагнозом задержка психического в условиях обучения в общеобразовательной организации, необходима помощь не только специалистов (педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный-педагог, тьютор), но и учителей, которые оказывают непосредственное воздействие на их развитие. От того, благоприятная или враждебная атмосфера преобладает в классе зависит психологическое состояние каждого ребенка, а ребенка с ЗПР в силу его особенностей в большей степени.
Литература:
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: НЦ ЭНАС, 2003
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2004.
- Матвеева О. А. Развивающая и коррекционная работа. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. Под ред. И. В. Дубровиной — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Электронный ресурс. ourbaby.ru — наш ребенок. Что такое ЗПР;
- Электронный ресурс. ru.wikipedia.org — статья «Задержка психического развития» в Википедии.