В статье представлены результаты изучения мотивации достижения студентов разных курсов обучения. Показано, что для первокурсников характерно доминирование мотива избегания неудачи по сравнению со студентами выпускного курса.
Ключевые слова: мотивация, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, студенты.
Мотивация достижения — это феномен, без которого нельзя представить полноценное развитие личности. Достижение чего-либо — это деятельность, при которой человек ставит достаточно высокие для себя стандарты и стремится добиться соответствующих этим стандартам результатов, после чего проводит оценку проделанной работы, т. е. достигает определенного уровня, который считает обязательным для себя. В конце 1930–х гг. Г. Мюррей в рамках собственной теории психологических потребностей указал на то, что потребность достижения, т. е. стремление побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия, характерна для любого человека.
Место мотивации достижения в структуре личности может быть представлено когнитивным и атрибутивным подходами. В рамках когнитивного подхода выдвигается положение о том, что роль мотивации и веры человека в собственные силы оказывает большее влияние на успешное выполнение деятельности, чем объективные способности субъекта. В атрибутивном подходе рассматриваются особенности понимания причин переживаемых и наблюдаемых событий, а также чьего-либо поведения [1].
Мотивацию достижения обычно рассматривают в рамках учебной и профессиональной деятельности — то есть в сферах, где присутствует направленность на результат, так как в этих областях она имеет наибольшее значение. Согласно Х. Хекхаузену, эта деятельность должна:
1) оставлять после себя осязаемый результат;
2) результат деятельности должен оцениваться качественно или количественно;
3) требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти;
4) для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;
5) деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [2].
Решительные сдвиги в общем строении и содержании мотивационной сферы человека происходят в старшем подростковом и юношеском возрасте, приходящимся на годы студенчества.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мотивации достижения студентов в процессе обучения в вузе. В исследовании принимали участие студенты НИУ «БелГУ» 1 курса обучения (30 человек) и 4 курса (34 человека). В качестве диагностического инструментария была использована методика «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана.
Результаты исследования показали, что для 57 % первокурсников характерно доминирование мотива избегания неудачи (рис. 1). Это проявляется в мотивации избежать неудачи больше, чем добиться непосредственно успеха. Для таких студентов более характерна неуверенность в себе, а также озабоченность оценками и боязнь критики.
Рис. 1. Распределение студентов 1 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)
Для 29 % первокурсников характерно доминирование мотива достижения успеха, что указывает на постановку данными студентами положительных целей, к достижению которых они стремятся. Такие студенты рассчитывают на успех в новом деле.
У 14 % студентов 1 курса не был выявлен доминирующий мотив достижения. Это может указывать на наличие у студентов как признаков поведения стремления к успеху, так и избегания неудачи.
Результаты исследования мотивации достижения студентов 4 курса представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение студентов 4 курса по доминирующему типу мотивации достижения (%)
По сравнению с первокурсниками количество студентов 4 курса с доминированием мотива избегания неудачи уменьшилось на 42 %. В то же время на 36 % увеличилось количество студентов, у которых выявлен неопределенный мотив достижения. Количество студентов с доминированием мотива достижения успеха увеличилось на 6 %.
Статистический анализ данных с помощью U-критерия Манна-Уитни показал, что существуют значимые различия (p≤0,01) мотивации достижения студентов 1 и 4 курсов обучения.
Мы полагаем, что наблюдаемые изменения в структуре мотивации достижения студентов 4 курса связаны с более глубоким и содержательным освоением профессии, с завершением процесса обучения и получением диплома и, соответственно, большей ориентацией на будущую профессиональную деятельность.
Литература:
- Крупнов А. И., Шляхта Д. А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика [Текст] /А. И. Крупнов, Д. А. Шляхта. — М.: Просвещение, 2017. — 220 с.
- Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен — СПБ.: Речь, 2001. — 256 с.