В данной статье представлен анализ результатов, полученных авторами с помощью лазерного профилометра и смартфона по ровности дорожного покрытия.
Ключевые слова: IRI, ровность, профилометр, смартфон, скорость, регрессионная зависимость.
Гладкость дорожного покрытия — один из важных транспортно-эксплуатационных показателей, влияющих на удобство движения и транспортные расходы. Метод, основанный на Международном индексе ровности (IRI), в настоящее время используется во многих странах для оценки ровности [1, 2].
В данной статье проведены исследования по ГОСТ 33101–2014 [3] на автомобильной дороге 4Р112 с использованием различных приборов определения ровности покрытия.
Одна из технологий, которая в настоящее время широко используется для определения ровности покрытия [4] были проведены испытания на исследовательских объектах с использованием RoadLabPro. При этом с помощью RoadLabPro была определена ровность покрытия 4Р112 в пределах 250–280 км на скоростях 50, 60 и 70 км/ч и сопоставлена со значением ровности, определенным с помощью передвижной дорожной лаборатории «ТРАССА» именно на этом участке дороги (рис. 1).
На рисунке 1 ниже показаны регрессионные зависимости между показателями ровности, обнаруженными на разных скоростях и на разных устройствах. В этом мы видим, что связь между значениями ровности, определенными на скорости 70 км/ч, намного слабее, чем связь, определенная на скорости 50 и 60 км/ч. Основная причина этого в том, что при движении автомобиля Форд Транзит со скоростью 70 км/ч значения стандартного отклонения вертикального ускорения в его салоне значительно выше, чем при движении со скоростью 50 и 60 км/ч (рис. 2).
Рис. 1. Взаимосвязь между показателями ровности, определяемыми с помощью лазерного профилометра и приложения Road Lab Pro, встроенного в смартфон Samsung A31
Рис. 2. Значения стандартных отклонений вертикального ускорения в салоне автомобиля Ford Transit на разных скоростях
Поскольку регрессионные зависимости, выявленные выше на скоростях 50 и 60 км/ч, дают сравнительно хорошие результаты, их рекомендуется использовать на предприятиях по эксплуатации автомобильных дорог на территории республики для определения ровности принадлежащей им дорожной сети.
Литература:
- А. Х. Уроков, Р. Р. Соаталиев «Возможности измерения и визуализации ровности покрытия автомобильных дорог на основе смартфонов в Узбекистане» Сборник международной научно-технической конференции «Транспорт: актуальные задачи и инновации». 2021 г., 301–304 стр
- Соаталиев Р. Р., Обнаружение дефектов дорожного покрытия с помощью модели машинного обучения / А. Х. Уроков, Р. Р. Соаталиев // Дорожное строительство и его инженерное обеспечение [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-технической конференции / редкол.: С. Е. Кравченко (гл. ред.) [и др.]; сост. В. А. Ходяков. — Минск: БНТУ, 2021. — С. 158–161.
- ГОСТ 33101–2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности.
- Юнусов, А. Г. Йўл қопламаси юзасининг илашиш сифатига таъсир қиладиган тавсифлари тахлили / А. Г. Юнусов, Р. Р. Соаталиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 334–339. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72073/ (дата обращения: 25.05.2023).