В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста, так как в зависимости от её развития ребёнок адаптируется в новой для себя учебной обстановке, взаимодействует с учителем и сверстниками, проявляет себя в роли ученика и формируется как личность. Однако младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются рядом особенностей в развитии коммуникативной сферы, эти особенности следует учитывать при обучение и взаимодействии с ними.
Ключевые слова: задержка психического развития, младший школьный возраст, коммуникативная сфера.
Особенности коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития исследовали многие выдающиеся педагоги и психологи (Л. Летинен, А. Штраус, В. Г. Петрова, В. Н. Романюта, Л. М. Шипицыной, С. Г. Шевченко, Е. О. Смирнова, Р. Д. Триггер и т. д.). Однако до настоящего времени не сформулировано единой характеристики особенностей коммуникативной сферы младших школьников с задержкой психического развития. В особенности имеют особое значение представления о личностных качествах, важных для формирования навыков общения. Наиболее важными качествами является умение контролировать свое поведение в зависимости от конкретной ситуации, задач общения, особенностей собеседника и т. д.
В психологической энциклопедии под редакцией Р. Корсини понятие «коммуникация» определяется как: «Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [1, с. 689].
Романюта В. Н. при описание младших школьников делает акцент на том, что на этом возрастном этапе дети оказываются в новой системе взаимоотношений с окружающими людьми и в новой для себя роли ученика. В образовательной организации обучающийся усваивает определенные правила и нормы этой организации, у детей формируется такие качества личности, как самоконтроль, организованность и дисциплинированность. У младших школьников в пределах условно-возрастной нормы имеется потребность не только в общении, но и в обучении, ведущей деятельностью становится учебная. В школе ребенок учится взаимодействовать с людьми в различных ситуациях, выходить из конфликтных ситуаций и налаживать дружеские взаимосвязи, делает выбор в установлении коммуникативных связей. Все это возможно благодаря общению, которое носит целенаправленный характер. Ввиду того, что в младшем школьном возрасте взрослый для ребенка выполняет роль учителя и становится главным источником получения знаний об окружающем мире, у обучающихся формируется качественно новое общение со взрослыми [4, с. 55].
Дети с задержкой психического развития сталкиваются со сложностями в общении, что затрудняет их адаптацию в образовательной организации. Растянников А. В. указывает на то, что у детей с задержкой психического развития вербальное общение формируется в замедленном темпе в отличии от сверстников с нормотипичным развитием психики [3, с. 170].
Мотивационно-потребностная сфера обучающихся с ЗПР имеет свои особенности в отличии от обучающихся с нормотипичным развитием. В большей степени стремление контактировать с окружающими мотивируется физиологическими потребностями. Отмечаются поверхностные и кратковременные вербальные взаимодействия ребенка с ЗПР со взрослыми и сверстниками. Зачастую они вовсе избегают общения и стремятся к уединению.
В своем труде Л. И. Переслени выделил наиболее распространенные причины такого вербального поведения. У детей с ЗПР наблюдается бедный словарный запас, что мешает им быть активными участниками общения. В связи с этим таким детям не только сложно выразить свою мысль, но трудно понять своего собеседника, что влечет за собой слабо сформированные и поверхностные коммуникативные связи [2, с. 148].
В силу низкого уровня развития коммуникативной сферы, обучающимся с задержкой психического развития не свойственно включаться в игровую деятельность со сверстниками, чаще всего они являются сторонними наблюдателями в процессе игры или предпочитают игры в одиночестве. Несмотря на то, что взрослый является организующим звеном игры и всячески взаимодействует с детьми, инициируя их заинтересованность процессом, дети с ЗПР не вовлекаются в процесс игры и не проявляют интерес к ней. У них слабо развито ролевое поведение, так как оно требует определенного уровня развития коммуникативной сферы и социализации [5, с. 27].
Смирнова Е. О. в своем труде обратила внимание на то, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического сохранятся игровая деятельность в качестве ведущей и ещё слабо сформирована учебная деятельность. В связи с этим у детей с ЗПР имеются трудности при установлении контактов со взрослыми, они в меньшей степени интересуются процессом обучения, их вопросы, адресованные взрослым, обычно сводятся знаниям о внешних особенностях какого-либо предмета или явления, а не к сущностным характеристикам. Автор отметила и то, что обучающиеся быстро утомляются в процессе общения, что приводит к различного рода неадекватным психическим реакциям: раздражительность, злость, агрессия, плаксивость, обидчивость, гиперактивность. Подобного рода реакции зачастую обусловлены органическими нарушениями, из-за которых ребенок не может контролировать свое поведение [5, с. 134].
Учитывая психические особенности обучающегося с ЗПР, можно сделать вывод, что коммуникативная сфера у детей с таким диагнозом находится на низком уровне развития. Обучающиеся с ЗПР склоны к таким трудностям в рамках коммуникативной сферы, как избегание общения со взрослыми и сверстниками, конфликтность, неумение создавать продолжительные межличностные связи. Слабый уровень сформированности эмоциональной сферы приводит к поверхностным контактам, проявляющимся в неустойчивости и ситуативности, к неумению проявлять эмпатию к другим людям. Часто у таких детей наблюдается повышенная агрессия, обидчивость, неадекватная реакция на замечания взрослых. Подобные поведенческие проявления проявляются по причине расторможенности психических процессов и повышенной возбудимости детей с задержкой психического развития.
Подводя итог, можно отметить следующие ключевые особенности обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: избегание общения со взрослыми и сверстниками, конфликтность; эмоциональная поверхность коммуникативных связей с другими людьми, низкий уровень эмпатии (сопереживание); повышенная возбудимость нервной системы, ведущая к аффективным реакциям и неадекватным способам выхода из конфликта. Всё это происходит по причине особенностей психического развития обучающихся с ЗПР.
Литература:
- Корсини Р. Психологическая энциклопедия/Р. Корсини, А. Ауэрбаха — М.: СПб, 2012.
- Переслени Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики/Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии — 2011.
- Растянников А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению/А. В. Растянников, 2012.
- Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод. пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей/В. Н. Романюта. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2014.
- Смирнова Е. О. Детская психология / Смирнова Е. О. — М.: Владос, 2013.
- Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития/Р. Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2011.
- Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособ. для учит. и спец. кор.-разв. обуч. / под ред. С. Г. Шевченко — М.: Аркти — 2014.
- А. Штраус и Л. Летинен «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга» под редакцией В. Черемошкина, Светлана В. Мурафа. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с задержкой психического развития — 2011.