Влияние социальной изоляции на личность преступника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Гайзуллина, К. Ф. Влияние социальной изоляции на личность преступника / К. Ф. Гайзуллина, С. А. Бабажанова, А. Д. Ахмалтдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103303/ (дата обращения: 18.12.2024).



В приведенной статье рассматриваются социальные, психологические, пенитенциарные особенности изоляционного воздействия и его итоги. Статья исследует воздействие различных факторов на людей, находящихся в длительной изоляции в местах лишения свободы. Здесь рассмотрены психологические и физиологические аспекты влияния на личность осужденных. В статье рассматриваются такие факторы воздействия на осужденного, как влияние сузившегося социального круга, изменение правил жизни и распорядка дня.

В заключении содержатся итоги исследования и выводы о практике применения изоляционных мер.

Ключевые слова: изоляция, социальная группа, ограничение свободы, личность, моноструктурирование и полиструктурирование, свидания, психологическое воздействие, режимные меры, иерархия, воспитательные работы.

This article discusses the social, psychological, penitentiary features of the isolation impact and its results. This scientific article examines the impact of various factors on people who are in long-term isolation in places of deprivation of liberty. The psychological and physiological aspects of the influence on the personality of convicts are considered here. The article considers such factors of influence on the convict as the influence of a narrowed social circle, changes in the rules of life and daily routine.

The conclusion contains the results of the study and conclusions about the practice of using isolation measures.

Keywords: isolation, social group, restriction of freedom, personality, monostructuring and polystructuring, dating, psychological impact, regime measures, hierarchy, educational work.

Права человека, такие как право на труд, свободу передвижения и выбора места проживания гарантированы Конституцией Российской Федерации. Главный способ, выступающий реакцией на правонарушения — это меры, которые основываются на изоляции от общества.

Изоляция в переводе с французского означает «обособление», «отделение кого-либо или чего-либо» [14, С.189]. Ближайшие к ней синонимы: «закрытый», «замкнутый», «социальная депривация». «Социальной депривацией» обозначают нарушение социальных связей человека с обществом [8, С. 60]. Наиболее обобщенно «изоляцию от общества» можно трактовать как «обособление, уединение индивидов или социальных групп (преступников, больных, «нежелательных групп»), характеризующееся минимумом социальных контактов и максимумом социальной дистанции по отношению к другим членам общества, способное привести к нарушениям нормальной психической жизни» [15, С. 96]; либо как «социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий» [17, С.328].

Изоляция подразумевает под собой систематичный процесс, в который входит несколько аспектов. Основных аспекта три: уменьшение возможных способов для самореализации, территориальное ограничение выбора места жительства, плохая способность к адаптации личности к резким изменениям [4, С.9].

Общественная изоляция ограничивает большую часть областей жизни человека. Таким образом, уничтожение социальных контактов с наступлением изоляции обуславливает множество негативных последствий и человек оказывается в условиях, при которых он с большой вероятностью приобретет психологические проблемы.

Общество использует общественную изоляцию как способ правового влияния. Это воздействует на множество сфер человеческой жизни, в частности ограничивает его в удовлетворении необходимых потребностей или же уменьшает вероятность их реализации [7, С.168, 194]. Таким образом, наиболее подвержены ограничениям основополагающие права и свободы.

Аспекты изоляции условно делятся на правовые, которые обусловлены законными основаниями (время нахождения в месте осуждения, возможность переписки) и другие. Например, узкий круг общения, специфика психологической атмосферы и т. п. [13, С.365].

Основным фактором социальной изоляции остается существующее ограничение свободы передвижения, а также возможности выбирать место постоянного жительства. Основной аспект варьирует свое воздействие в зависимости от типа места изоляции и характера содержания осужденных. Следующее, что можно отметить, что осужденный начинает жить в условиях небольшого круга общения, который отличается от обычной открытой системы взаимодействия [9, С. 44–45; 16, С. 9]. Проблемы возникают, в том числе, из-за вынужденного проживания вместе в небольшом помещении людей с различными жизненными принципами и установками. К этому прибавляется вынужденное физическое сближение, которое может вылиться в физиологическую несовместимость. Все вышеперечисленное может быть дополнено и криминальной несовместимостью осужденных [13, С. 398]. Существует афоризм «как пауки в банке», данное выражение приобрело своё существование с опытов Дарвина. Он в поисках доказательства своей теории об эволюции провел опыт с пауками. Положил в одну банку несколько пауков и ждал, что будет далее. Через некий промежуток времени пауки стали есть себе подобных, пока не остался один. Он подтвердил свою теории о том, что выживает в этом мире сильнейший. Этот же афоризм можно отнести к осуждённым в местах лишения свободы, люди могут друг друга «съесть» оказавшихся в определенных условиях.

Из-за уменьшения социального круга, переписки, посылки и другие формы общения, начинают играть большую роль. Благодаря им осужденные могут удовлетворить свои психологические, коммуникативные и иные потребности [9, С. 44]. В местах лишения свободы посылки и передачи используются как денежный эквивалент и способ удовлетворить личные потребности.

В социальных группах, находящихся в относительной изоляции, часто формируются моноструктуры, определяющие взаимодействие их членов. То есть степень закрытости группы напрямую влияет на жестокость ее статусной иерархии [8, С. 101]. Моноструктурированная группа является группой с однообразным структурированием всех сфер жизни. В ней статусное иерархирование неизменно во всех видах деятельности группы: низкие и высокие статусы всегда принадлежат одним и тем же людям. При полиструктуре каждый член группы занимает высокий ранг как минимум в одном виде общей деятельности. Эта структура позволяет многим членам группы обрести благоприятное положение в группе.

Из-за моноструктурирования происходит расслоение в группе осужденных и ее резкая поляризация. Но важно отметить, что абсолютно моноструктурированных или же полиструктированных групп не существует [8, С.99]. Также в большей части мест принудительной изоляции существует четкая стратификация, что мешает создать в них благоприятную среду. Общение с внешним миром уменьшается, а их значение возрастает.

Свидания — это важный аспект для осужденных, которые могут встречаться с близкими на свиданиях, ощущали другие изоляционные ограничения легче, чем те, у кого свиданий не проходило. Первые воспринимали свою изоляцию не так серьезно, однако чувствовали давление от срока вынужденной изоляции, а вторые наоборот. В то же время длительные свидания с возможностью совместного проживания позволяют осужденным закрыть пробелы во многих потребностях. К ним можно отнести физиологические, сексуальные и духовные. Особенно ярко можно заметить желание обрести длительные свидания у подростков и молодежи из достаточно благополучных семей, а также у женщин [13, С.382–383].

Есть суждение, что «есть смысл исключить из элементов содержания режима некоторые ограничения на связи осужденных с внешним миром. В современных экономических условиях нет смысла устанавливать минимальные количественные пределы в свиданиях, получении посылок (передач, бандеролей) либо выстраивать на правоограничениях подобного рода систему дисциплинарного стимулирования» [11, С. 159]. Мы считаем, что такое высказывание является недостаточно полным. Ранее говорилось, что у осужденных с периодическими длительными свиданиями, оставшиеся изоляционные ограничения воспринимаются легче. Однако если допускать возможность неограниченного числа свиданий, общественная изоляция перестанет существовать, и могут образоваться неуправляемые группы отрицательной направленности.

В связи с тем, что законодательство число допустимых свиданий жестко ограничивает, а в некоторых случаях даже их позволительное количество трудно реализовать, появляется проблема «сексуальной изоляции» [6, С.186–187; 7, С.185]. В настоящее время важность удовлетворения половых потребностей возрастает по причине акселерации, процесса эмансипации женщин, распространением проституции, изменение общественного мнения относительно половых отношений [13, С.396]. Однако осужденные, находящиеся в браке, могут удовлетворять сексуальные потребности во время длительных свиданий при совместном проживании с женой. Однако сексопатологи утверждают, что полное удовлетворение сексуальных потребностей возможно только при вступлении в половые контакты в среднем около 2–3 раз в неделю [7, С. 186]. По этой причине А. И. Канунником было предложено увеличить число свиданий женатых осужденных до 2–3 раз в месяц [7, С.187]. Но мы считаем, что такое послабление законодательной меры будет воздействовать скорее негативно, потому что уменьшит исправительное влияние на осужденных. К тому же применение этого послабление абсолютно неоправданно к таким группам осужденных, как серийные убийцы и насильники.

Следующая проблема относится к тому, что лица в условиях принудительной изоляции не могут остаться одни [6, С. 255; 2, С. 43], что усугубляется проводимыми обысками. Уединения обуславливается необходимостью рефлексии, переосмысления своих взглядов на жизнь [2, С. 43]. Поэтому предлагаются улучшение систем бараков до тюремных зданий с отдельными камерами, которые способны ответить международным гуманистическим требованиям. Такие условия позволяют осуществить возможность задуматься и побыть наедине с собой [1, С.11].

Понятно, что приобщение человека к системе социальных взаимодействий — трудный процесс, особенно в условиях изоляции. Особенности изоляции в местах лишения свободы заключаются в попадании личности в группу правонарушителей одного с ним пола, которые и приобщают его к ценностным ориентирам своей сферы [7, С.192]. Однако если, новый член группы не принимает существующие нормы, но рискует быть ей отверженным, чем разорвет все возможные социальные контакты.

К тому же изоляционные условия мешают самореализации, так как человек усваивает ценности группы осужденных, в основном значительно искаженных [6, С. 307–310]. Они выражены в негативном отношении к трудовой деятельности. В этих условиях невозможна творческая самореализация, полнообъемная научная работа, нет возможности раскрыть профессиональный потенциал, так как специальностей в местах заключения мало [7, С.196].

Кроме того, во время изоляции появляются ограничения в пище и сне. Снять психологический стресс люди не могут даже во сне, так как в спальных помещениях находится до 50 человек одновременно, при этом тяжело поддерживать санитарно-гигиенические условия, что значительно ухудшает качество сна осужденных. По этой причине необходимо уменьшить количество осужденных в одном помещении хотя бы до 15 человек [7, С.177]. К пище в условиях осуждения отношение меняется, так как режим ее приема значительно отличается от привычного ранее. «Имущие» авторитеты при этом присваивают себе большую часть пищи «неимущих», что вынуждает вторых унижаться за ее получение [13, С. 403–405].

Важно отметить, что процесс изоляции проходит в несколько этапов. Проанализировав их, можно заметить влияние общественной изоляции на характер осужденного. Привыкание к новой среде вызывает появление новых привычек и установок. Во время социальной адаптации коллектив привыкает к новой личности так же, как и личность к коллективу [6, С.308].

Первая фаза приобщения к новой среде характеризуется знакомством новоприбывшего с изоляционными условиями. Эта стадия самая важная, она предполагает формирование своего отношения к существующим порядкам. Многие «бывалые» стремятся запугать новичков и настроить их против администрации места изоляции [13, С.421]. Во время этого же периода обостряются многие физические и психологические болезни. Эта фаза длится 4–6 месяцев, ее можно охарактеризовать изменением жизненных планов и ломкой личности.

Следующая по очереди фаза — основной период жизни человека в месте социальной изоляции. В это время осужденный живет с надеждой на будущее, которая нарастает вместе с тревожностью [13, С.422]. Длительность этого периода зависит от срока пребывания в месте заключения. Большинство людей в это время не отклоняются от норм поведения, если проводятся верные режимно-педагогические меры. Осужденные становятся похожи друг на друга по поведению, далее их можно разделить на две категории. Первые успешно адаптируются к новым условиям, вторые закрепляют отрицательные преобразования своей личности и с трудом их исправляют их в дальнейшем. Затем наступает период завершенной адаптации, характеризующийся появлением планов, которые возможно осуществить в условиях заключения [6, С.312–313].

Завершающий период длится 3–5 месяцев перед окончанием срока вынужденной изоляции. Он описывается желанием ускорить время и сократить время до заветного дня [13, С.422]. В это время осужденный истощен, у него обостряются хронические заболевания, и проявляется нарушение сна, тревога, возбудимость [18, С.37]. Как утверждают научные исследования, максимально длительное проживание человека в месте изоляции от социума не должно превышать 5–8 лет [12, С. 155]. Этими данными важно руководствоваться при оглашении срока заключения.

Суммируя вышесказанное, можно подвести итог, что влияние общественной изоляции состоит из следующих составляющих:

— Человек начинает занимать особенное правовое положение, при котором его права подвергаются ограничениям (право на свободное перемещение, свой образ жизни и т. п.);

— Приобщение к нормам жизни новой соц. группы (особенная иерархия между членами группы, способы разрешения конфликтов и т. п.);

— Приобретение различных видов социальной депривации (органической, культурной, сексуальной и др.), которые могут перерасти в поведенческие депривации [3, С.13];

— Социальная изоляция способна ухудшать самочувствие и качество общение с другими людьми, деформировать личность, вызывать неадекватную реакцию на реальность и др.;

— Осужденный привлекается к необычным для него общественным процессам. Он оказывается включен в особым способом регулируемое обучение, работу на производственных мастерских и участие в общественной жизни группы;

— Человек в месте вынужденной изоляции приобщается к особой среде, где вместе с ним содержатся другие люди, обладающие различной выраженностью криминальной зараженности [5, С.21–23].

Подводя итог, можно сказать, что «изоляция от общества» во многом, более отрицательно влияет на личность осужденного. Главными целями, стоящими перед изоляцией, остается исправление осужденного, предотвращение его преступлений в дальнейшем. Эти задачи обосновывают необходимость применения мер принудительной изоляции. Нельзя отрицать, что большая часть подобных мер, такие как жесткий распорядок дня, имеет дисциплинирующий характер. Благодаря изоляционным условиям, с осужденными эффективнее проводить воспитательные работы. Самим осужденным изоляция дает время на обдумывание совершенных преступлений, благодаря чему они в дальнейшем могут вновь их не повторять, чтобы вновь не подвергнуться наказанию. Все вышеупомянутые положительные и отрицательные факторы воздействия общественной изоляции переживаются человеком, который отбывает уголовное наказание. При их отсутствии оно потеряло бы свою изначальную цель, карательный потенциал и предупреждающее воздействие.

Литература:

1. Антонян Е. А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.–2006.– № 6.

2. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы в рамках модели межкультурной коммуникации — Проблемы преступления и наказания в праве, философии и культуре: материалы Международной научно-практической конференции.– Самара, 2007.–Кн. 1.

3. Бербаева И. Д. Психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пси-хол. наук.–Хабаровск,2004.

4. Бочарова Е. В. Процессы социальной изоляции в сельском социуме: дис.… канд. социол. наук.– Саратов, 2004.

5. Власова Е. Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции: дис.канд. психол. наук.– М., 2000.

6. Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология: Учеб. пособие для вузов МВД СССР.– Рязань, 1985.

7. Канунник А. И. Наказание в виде лишения свободы. Теория и практика исполнения. — Пенза, 2001.

8. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения–М.,1997.

9. Лапшин В. Е. К вопросу о влиянии уголовного наказания на личностное ядро осужденного // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.–2007.–№ 4.

10. Маковик Р. С. Государственно-правовой статус осужденного к лишению свободы.– Рязань, 1979.

11. Маликов Б. З. Изоляция личности–правовая категория и форма государственного принуждения.– Самара, 2007.

12. Общественное мнение и преступление.– Тбилиси, 1984.

13. Пирожков В. Ф. Криминальная психология.– М., 2001.

14. Словарь иностранных слов.–7-е изд.–М., 1980.

15. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.Г. В. Осипова.– М., 1998.

16. Сундуров Ф. Р., Бакулина Л. В. Лишение свободы и права осужденных в России. — Тольятти, 2000.

17. Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие.– М., 1997.

18. Човдырова Г. С. Личность в условиях социальной изоляции: Проблемы адаптации и повышение стрессовой устойчивости.– М., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): общественная изоляция, осужденный, время, член группы, вынужденная изоляция, изоляция, место лишения свободы, принудительная изоляция, свидание, Социальная изоляция.


Похожие статьи

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Воспитание лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика

В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимност...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Похожие статьи

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Воспитание лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика

В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимност...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Задать вопрос