В статье автор пытается проанализировать возможность установления бессрочных публичного и частного сервитута, так как на практике встречаются ситуации, когда право ограниченного пользования чужим имуществом будет необходимо на постоянной основе.
Ключевые слова: публичный сервитут, частный сервитут, срок сервитута, бессрочный сервитут, постоянный сервитут, сервитут без установления срока действия.
В мире практической юриспруденции зачастую появляется необходимость установить сервитут путем составления заявление о заключении соглашения об установлении частного сервитута или заявление об установлении публичного сервитута. В обоих случаях в заявлении требуется указать предполагаемый срок, на который будет установлен сервитут, в связи с чем возникает вопрос о возможности установления бессрочного сервитута.
Прежде чем ответить на указанный вопрос, следует дать определения частного и публичного сервитутов.
В целом, под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужими земельными участками (п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ).
Определение частного сервитута прямо законом не закреплено, но исходя из системного толкования отведенных норм под частный сервитут, под частным сервитутом следует понимать сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости [1].
Публичным сервитутом в соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ является сервитут, который может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Таким образом, указанные виды сервитутов следует различать по следующим критериям:
— по субъекту, устанавливающему сервитут;
— по целям, для которых сервитут устанавливается;
— по количеству лиц, у которых возникает право пользования земельным участком, обремененным сервитутом.
До 01.09.2018 года Земельным кодексом [2] предусматривалось два вида сервитутов — срочный и постоянный (п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ в ред. № 103 от 03.08.2018 г.).
Срочный сервитут устанавливался на определенный срок, постоянный — без указания срока. Данное правило относилось и к частным, и к публичным сервитутам.
В действующей редакции (ред. № 139 от 14.07.2022 г.) вышеуказанное деление отсутствует. Соответственно, возникает вопрос, можно ли установить постоянный, то есть бессрочный, сервитут на земельный участок.
Полагаем, что установление бессрочного частного сервитута возможно в силу регулирования данной правовой конструкции преимущественно гражданским законодательством.
Гражданским законодательством не предусмотрен запрет на установление бессрочного сервитута. Метод регулирования гражданский правоотношений — диспозитивный, суть которого заключается в следующем: «разрешено все, что не запрещено». Это следует из статьи второй Гражданского кодекса РФ [3]: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора».
Соответственно, при заключении соглашения об установлении сервитута стороны вправе предусмотреть неопределенный, бессрочный срок действия сервитута.
Относительно публичного сервитута подобный вывод сделать не представляется возможным по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Какая-либо норма права, прямо предусматривающая установление публичного сервитута на неопределенный срок отсутствует.
Учитывая императивно-диспозитивный и публичный характер отрасли земельного права, логичным представляется вывод о невозможности установления публичного сервитута на неопределенный срок.
Но практика идет по иному пути. Так, Верховный суд РФ не считает неправомерным установление публичного сервитута на неопределенный срок [4]. В пункте 44 Приказа Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 [5] отмечается, что при внесении записей об ограничении (обременении) указывается, в том числе, срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен.
Таким образом, судебная практика и подзаконные нормативные акты идут вразрез с Земельным кодексом РФ, который прямо не предусматривает возможность установления публичного сервитута на неопределенный срок.
Полагаем, что в Земельный кодекс РФ целесообразно вернуть деление сервитутов на срочные и бессрочные. Отметим, что для публичных сервитутов, установленных в отдельных целях, где строго регламентирован срок его установления, речь об установлении такого сервитута на неопределенный срок идти не может.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о возможности установления бессрочных частных и публичных сервитутов (за исключением публичных сервитутов, устанавливаемых в отдельных целях) в действующей правовой парадигме.
Литература:
- Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут (утв. Росземкадастром 17 марта 2004 г.).
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 41.
- Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2017 № 305-ЭС17–1813 по делу № А41–1279/2016, Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2020 № 304-ЭС19–28642 по делу № А67–880/2019.
- Приказ Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 (ред. от 29.10.2021) (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 N 63885).