Государственная в сфере физической культуры и спорта является одним из направлений деятельности государства, который является не только направленным на развитие человеческого потенциала, но и также преследующим цели организации работы с населением с точки зрения его физического развития и оздоровления. Современное государственное и муниципальное управление как в теоретической, так и практической его части отличается новыми направлениями своей деятельности, которые преследуют цели развития определённых сфер общественной жизни. Необходимость популяризации физической культуры и спорта со стороны государства обусловлена: потенциалом современного человеческого капитала (экономическим, политическим и прочим); неустойчивостью культурных ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни и оздоровлением; важностью развития, сохранения и преумножения человеческого капитала. Актуальность данного исследования состоит в важности и значимости вопроса сохранения и преумножения человеческого потенциала путем формирования здорового образа жизни и оздоровления, неотъемлемыми элементами которых являются физическая культура и спорт. Направления развития политики государства в сфере физической культуры и спорта определяют его заинтересованность, роль и значения в развитии потенциала населения. Современная система государственного и муниципального управление уделяет значительную роль политике в сфере физической культуры и спорта и мерам ее реализации. В статье будут рассмотрена практика использования информационных технологий в целях популяризации физической культуры и спорта в городе Калуга и разработаны рекомендации по использованию информационных технологий в рамках совершенствования реализации данного направления муниципальной политики.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, муниципальная политика, АИС Физическая культура и спорт, информационных технологии.
State in the field of physical culture and sports is one of the activities of the state, which is not only aimed at developing human potential, but also pursuing the goal of organizing work with the population in terms of its physical development and recovery. Modern state and municipal administration, both in its theoretical and practical parts, is distinguished by new areas of its activity, which pursue the goals of developing certain areas of public life. The need to popularize physical culture and sports on the part of the state is due to: the potential of modern human capital (economic, political, and others); instability of cultural values associated with the formation of a healthy lifestyle and recovery; the importance of developing, preserving and increasing human capital. The relevance of this study lies in the importance and significance of the issue of preserving and increasing human potential through the formation of a healthy lifestyle and health improvement, the integral elements of which are physical culture and sports. Directions for the development of the state policy in the field of physical culture and sports determine its interest, role and importance in the development of the potential of the population. The modern system of state and municipal administration pays a significant role to the policy in the field of physical culture and sports and measures for its implementation. The article will consider the practice of using information technology to promote physical culture and sports in the city of Kaluga and develop recommendations for the use of information technology in the framework of improving the implementation of this area of municipal policy.
Keywords: physical culture, sport, municipal policy, AIS Physical culture and sport, information technologies.
Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом представляет собой направление, связанное с популяризацией и распространением мышления и образа жизни, предполагающего систематические занятия физической культурой и спортом [1]. Процесс вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом может осуществляться как на государственном (муниципальном), так и на общественном уровне. В настоящее время в городе Калуге политика в сфере физической культуры и спорта направлено по большей части на развития и популяризацию профессионального, а не массового спорта. И тем не менее, в целях развития массового спорта управлением физической культуры, спорта и молодежной политики используются некоторые информационные инструменты. Во-первых, необходимо отметить важнейшую роль социальных сетей в области популяризации массового спорта. В настоящее время управление физической культуры, спорта и молодежной политики города Калуги имеет официальные страницы в социальной сети «ВКонтакте» и «Одноклассики» и имеет собственный телеграм-канал. Наибольшая аудитория управления физической культуры, спорта и молодежной политики города Калуги наблюдалась на конец апреля 2023 года в социальной сети «ВКонтакте» (320 человек). Во всех перечисленных социальных сетях контент обновляется не реже, чем два раза в неделю, дублируя информацию на каждом официальном ресурсе. В среднем темпы просмотров постов в социальной сети «ВКонтакте» составляют около 650 человек на одном посте, в социальной сети «Одноклассники» — 540 человек на одном посте, в телеграм-канале — около 200 человек на каждой новости. На официальных ресурсах управления физической культуры, спорта и молодежной политики города Калуги размещается в том числе контент, направленный на информирование населения о проводимых в городе Калуге физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых каждый может принять участие (например, «Лыжня России», ночной велопробег, посвященный празднику 9 мая, «Кросс нации») и т. д. [5].
Во-вторых, необходимо отметить такой официальный ресурс для информирования населения о проводимых спортивных мероприятиях, как официальный сайт Городской Управы города Калуги. На официальном сайте Городской Управы города Калуги размещается информация обо всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, которые проводятся на территории города Калуги (при чем как муниципального, так и регионального и федерального уровня). Таким образом, можно сделать вывод о том, что официальный сайт Городской Управы города Калуги принимает осуществляет популяризацию не только спортивных массовых мероприятий муниципального уровня, но и мероприятий более высоких уровней. Средний показатель просмотров новостей о проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях на территории города Калуги на официальной сайте городской Управы города Калуги составляет около 256 человек, что в целом соответствует темпам просмотров новостей на официальных ресурсах управления физической культуры, спорта и молодежной политики города Калуги.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время управлением физической культуры, спорта и молодежной политики города Калуги используются в целях популяризации массового спорта используют информационные технологии, инструментарий которых полностью сосредоточен на социальных сетях и иных каналах информирования населения. В целях совершенствования муниципальной политики по популяризации массового спорта в городе Калуге целесообразным представляется расширить спектр используемых информационных технологий и обратить вектор внимания на информационное обеспечение инфраструктуры для развития физической культуры и спорта [3].
В настоящее время взаимодействие образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта осуществляется в рамках автоматизированной информационной системы «Физическая культура и спорт» (далее — АИС «Физическая культура и спорт»), которая представляет собой единую информационную площадку по направлению физическая культура и спорт в образовании — то есть единое цифровое пространство и сетевое взаимодействие образовательных организаций субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, онлайн-платформу, предоставляющую комплексные информационные ресурсы [2].
По данным на 2022 год, муниципальными образовательными учреждениями в сфере физической культуры и спорта города Калуги не используются возможности АИС «Физическая культура и спорт». При этом необходимость и важность ее использования, на наш взгляд, является вполне очевидной в эпоху повсеместной цифровизации и информатизации всех процессов. Необходимость информационного обеспечения инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в городе Калуге обусловлено несколькими факторами. Во-первых, информационное обеспечение необходимо в целях популяризации физической культуры и спорта. Данная популяризация должна быть выстроена на информационном освещении преимуществ здорового образа жизни, которое может осуществляться через средства массовой информации, официальные ресурсы органов государственной власти Калужской области и т. д. Во-вторых, информационное обеспечение инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в городе Калуге предполагает сопровождение профессиональных и массовых спортивных мероприятий. Предоставление такой информации также может осуществляется посредством государственных и частных средств массовой информации, официальных информационных ресурсов органов государственной власти Калужской области (например, сайта министерства спорта Калужской области), официальных информационных ресурсов образовательных учреждений в сфере физической культуры и спорта и т. д.
АИС «Физическая культура и спорт» должен представлять собой единый информационный ресурс, который будет объединять население города Калуги в процессе популяризации физической культуры и спорта [4]. Доступ в АИС «Физическая культура и спорт» должен осуществляться путем идентифицированного доступа, который предоставляется по итогам регистрации пользователя. В контуре АИС «Физическая культура и спорт» будут функционировать органы местного самоуправления, органы государственной власти Калужской области, учреждения, подведомственные органам власти города Калуги, общественные объединения, юридические лица, иные субъекты, являющиеся участниками реализации политики в сфере физической культуры и спорта. Их основная функция в рамках функционирования в контуре информационной системы — формирование информационной инфраструктуры развития физической культуры и спорта. Функционирование АИС «Физическая культура и спорт» будет выстроено на принципах разнообразия предлагаемых мероприятий, способствующих популяризации физической культуры и спорта в городе Калуге. В таблице 1 представлена цель и показатели проекта «Внедрение АИС «Физическая культура и спорт в деятельности муниципальных спортивных учреждений города Калуги».
Таблица 1
Цель и показатели проекта «Внедрение АИС «Физическая культура и спорт в деятельности муниципальных спортивных учреждений города Калуги»
Внедрение информационной системы, предназначенной для автоматизации деятельности муниципальных спортивных учреждений города Калуги |
||||||
Наименование показателя |
Тип показателя |
Базовое значение |
Период, год |
|||
2024 |
2025 |
2026 |
||||
Значение |
Дата |
|||||
Темпы цифровизации среды для взаимодействия населения и муниципальных спортивных учреждений |
основной |
0 |
01.01.2023 |
40 % |
75 % |
90 % |
Перевод муниципальных спортивных услуг в электронный вид |
аналитический |
0 |
01.01.2023 |
25 % |
50 % |
90 % |
Количество организаций, которые подключены к АИС «Физическая культура и спорт», в % |
аналитический |
0 |
01.01.2023 |
30 % |
70 % |
100 % |
Исходя из таблицы1, можно сделать вывод о том, что целью проекта является внедрение информационной системы, предназначенной для автоматизации деятельности муниципальных спортивных учреждений города Калуги. При этом к концу реализации проекта планируется подключить к системе 100 % муниципальных спортивных организаций, перевести в электронный вид 90 % муниципальных услуг в сфере спорта и физической культуры и на 90 % цифровизовать среду для взаимодействия населения и муниципальных спортивных учреждений.
В целях реализации предложенного решения необходимо издание распоряжения Городской Управы города Калуги о внедрении в деятельность муниципальных образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта АИС «Физическая культура и спорт». Сроки реализации распоряжения могут быть установлены до 1 января 2025 года. Реализация распоряжения будет, безусловно, сопряжена с заключением соглашений с министерством цифрового развития Калужской области для организации курирования информационной системы и предоставления доступа к ее ресурсам; некоммерческими и общественными организациями в сфере физической культуры и спорта в городе Калуге; министерством спорта Калужской области и прочими субъектами реализации проекта.
Литература:
- Петражицкая Н. Н. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта как часть государственной политики//Актуальные проблемы образования и просвещения. — 2020. — № 1. — С.45–51
- Плющ И. В. Реализация политики в сфере физической культуры и спорта как ресурс формирования активной позиции молодежи//Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования. — 2021. — № 2. — С.89–93.
- Раскатова П. И. Реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ: особенности и перспективы//Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020. — № 2. — С.789–793.
- Ростецкий Р. В. Особенности развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта в России // Молодой ученый. — 2021. — № 26. — С. 142–147.
- Официальный сайт Городской Управы города Калуги [Электронный ресурс] URLhttps://www.kaluga-gov.ru/(дата обращения 10.05.2023)