Право на жизнь — это основа любой правовой системы современности. Оно является исходным для развития всех остальных прав человека и гражданина в любом обществе, которое называет себя цивилизованным, поэтому, право на жизнь подлежит особой защите со стороны государства и общества.
Право на жизнь закреплено в большом количестве нормативных актов международного характера.
Согласно статье 3 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность [1].
Согласно пункту 1 статьи 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.12.1950 право каждого лица на жизнь охраняется законом [9].
Согласно пункту 1 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19.12.1966 г право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни [7].
Согласно пункту 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации [8] каждый имеет право на жизнь.
Конституционное содержание права на жизнь состоит в недопустимости произвольного лишения жизни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Правовой статус смертной казни в контексте данного исследования рассматриваться не будет ввиду сложности и дискуссионности данного вопроса и опосредованного отношения к предмету настоящей работы.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [13] медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Таким образом, право на жизнь являет собой также запрет на эвтаназию.
Поэтому, содержание права на жизнь в Российской Федерации носит практически абсолютный характер и не подлежит ограничению.
О важности и уникальности этого базисного права в контексте любой правовой системы писали авторы разных эпох и направлений научного знания: от философов эпохи просвещения (Джон Локк, Ш. Л. Монтескье) до современных ученых-правоведов (И. А. Покровский, Л. П. Гарчев, Л. И. Глухарев). Тема является глубоко разработанной на теоретическом уровне, однако, в контексте научных исследований крайне мало анализируется процесс трансформации и эволюции содержания этого права и его постепенный переход от ограничения произвола власть имущих до полноценного права на достойное существеннее и благоприятную среду обитания которые по своей сути являются развитием идее права на жизнь. Именно на эволюционном процессе развития права на жизнь и хотелось бы заострить внимание в настоящей работе.
Вместе с тем, следует сказать, что основополагающий и всеобъемлющий характер права человека на жизнь не ограничивается лишь указанным выше значением. Право на жизнь является не просто одним из основных конституционных прав человека, но таким субъективным правом, которое наиболее ярко отражает исторические вызовы конкретной эпохи, имеет самостоятельное звучание в различные периоды развития философской мысли и мировой истории и напрямую влияет на появление новых прав человека.
Динамика развития понимания права на жизнь в правовой науке наиболее ярко подтверждает этот тезис. Первые упоминания о праве человека на жизнь встречаются еще в Древнеримских юридических текстах. Так, в соответствии с учением о естественном праве (jus naturale) римские юристы выводили идею о равенстве всех людей и, следовательно, о наличии присущих всем им неотчуждаемым правам. «Естественное право (ius naturale) — это то, которому природа научила все живое» [5] — такова идея естественного права. Однако, право на жизнь в систематизированном виде не было напрямую закреплено в античных правовых актах и его правовое содержание во многом зависело от социального, имущественного статуса, принадлежности к той или иной народности и других факторов [12]. Наименее защищенными оставались представители несвободного населения Древнего Рима, хотя даже в ту эпоху римские юристы и законотворцы запрещали господам жестокое обращение с рабами и их беспричинное убийство [6].
В дальнейшем, в эпоху Средневековья и Нового Времени учение о естественном праве пережило «второе рождение». По меткому выражению выдающегося русского дореволюционного юриста И. А. Покровского: «Подъем естественно-правового настроения именно в эту эпоху психологически вполне понятен. Это были последние века «старого режима», время, когда этот последний стал казаться особенно давящим и невыносимым. По мере того как исторически сложившийся на почве феодальных отношений строй оказывался все более и более противоречащим новому правосознанию, крепло отрицательное отношение к тому праву, которое санкционировало и поддерживала этот строй» [10].
Идея права на жизнь, неотчуждаемого и всеобщего для всех людей, нашла свое полноценное выражение именно в период борьбы с абсолютной монархией и представляло собой, прежде всего, защиту от произвола власти абсолютного монарха. Так, в «Двух Трактатах о правлении», английский философ-просветитель Джон Локк формулирует эту мысль следующим образом: «человек, не обладая властью над собственной жизнью, не может посредством договора или собственного согласия отдать себя в рабство кому-либо или поставить себя под абсолютную, деспотичную власть другого, чтобы тот лишил его жизни, когда ему это будет угодно» [4]. Еще более определено данная позиция звучит у Ш. Л. Монтескье, призывавшего к независимости судебной власти при монархической форме правления, чтобы: «собственность и жизнь граждан были столь же прочно и определенно обеспечены, как и само государственное устройство» [14].
Впервые закрепленное в Конституции США 1787 года, первой конституции, отражающей идеи и ценности либеральной идеологии, пятой поправкой от 15 декабря 1791 года, право на жизнь было сформулировано как недопустимость лишения человека жизни без надлежащей правовой процедуры. Данная формулировка вполне отражает потребности того времени, однако, на наш взгляд, на сегодняшний день только такое понимание права на жизнь не является актуальным.
Уже к концу XIX — началу XX века, право на жизнь обретает новый смысл. Развитие капитализма, появление крупных монополий, и, как следствие, упадок мелких собственников и увеличение класса пролетариев привели к обострению проблемы имущественного расслоения. Как отмечал в этот период времени И. А. Покровский: «Юридическая возможность нищеты и голодной смерти в нашем нынешнем строе составляет вопиющее не только этическое, но и экономическое противоречие (...) за каждым должно быть признано то, что называется правом на существование» [11].
Во второй половине XX века, в связи с усиливающейся глобализацией и появлением угроз глобального масштаба, развитие получила теория «прав третьего поколения», которая, даже на сегодняшний день является крайне дискуссионной. В правовой науке до сих пор нет единого мнения о том, какие права можно считать правами третьего поколения. Одни ученые относят к этой категории прав права, субъектами которых являются народ и нация, в том числе право на самоопределение, право на устойчивое развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, право на совместное использование общего наследия человечества и т. п., другие же приобщают к ним все права, которые можно осуществить не только индивидуально, но и коллективно, включая право на забастовки, коллективные петиции, заключение коллективных трудовых договоров и так далее [2]. На наш взгляд, вторая позиция является довольно спорной поскольку необоснованно смешивает различные по своей сути права и игнорирует их основное социальное назначение.
На сегодняшний день особых изменений в данной концепции не произошло, и наша позиция относительно теории «прав третьего поколения» остается неименной в том числе в контексте современной правовой системы Российской Федерации, за исключением того, что право на жизнь трансформировалось в право на защиту коллективных субъектов (социальные, этнические, культурные группы) от глобальных угроз современного мира.
Конкретными способами решения данной проблемы является нормативное закрепление безусловного базового дохода и минимального продовольственного и имущественного обеспечения как логичное продолжение развития идей прав третий волны, а также эффективную защиту определённых коллективных субъектов от дискриминации и геноцида, обучение большого круга лиц основам гражданской обороны и оказанию первой медицинской помощи. Однако, данный процесс является крайне длительным по времени и процесс его реализации в текущей социально-политической обстановке в мире может растянуться на долгие годы.
Право на жизнь является не только главной конституционной ценностью, таким правом, которое принадлежит каждому человеку с рождения, а также главным элементом конституционно-правового статуса личности.
Основной закон нашей страны придает особую значимость праву на жизнь, и признает его за каждым человеком. В связи с этим, государство вменяет обязанность не только гарантировать его неприкосновенность, но и в случае нарушения защищать и охранять от всяких посягательств.
Правовое регулирование права на жизнь является предметом регулирования не только национального права, но и международного права.
Дальнейшим продолжением развития данных идей выступает введение безусловного базового дохода и минимального социального обеспечения, однако, этот процесс будет крайне длительным ввиду социально-политической обстановке в мире.
Таким образом, право на жизнь — это основа любой правовой системы современности, которое является исходным для развития всех остальных прав человека и гражданина в любом обществе, которое называет себя цивилизованным. Право на жизнь является основной конституционной ценностью и генеральным элементом конституционно-правового статуса личности. Право на жизнь подлежит особой защите со стороны государства и общества.
Необходимо нормативное закрепление безусловного базового дохода и минимального продовольственного и имущественного обеспечения как логичное продолжение развития идей прав третий волны, а также эффективную защиту определённых коллективных субъектов от дискриминации и геноцида, обучение большого круга лиц основам гражданской обороны и оказанию первой медицинской помощи.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] // Рос. газета. — 1998. — 10 декабря (№ 245). — С. 3.
- Гарчева Л. П. Категория коллективных прав как прав третьего поколения в зарубежных и российских исследованиях. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2016. № 1. С. 24–30.
- Глухарева Л. И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. — М.: Юристъ, 2003. Стр. 128.
- Д. Локк. Два трактата о правлении // Социум. 2022. Стр. 231.
- Дигесты Юстиниана. Кн. 1. Титул. 1 фр. 1. &3.
- Институции Гая. Кн. 1 Титул 53.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. — март 2001 г. — № 3.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ)с учетом изменений, опубликованный 06.10.2022 г., № 0001202210060013 на «Официальном интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), //»Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 06.10.2022 № 0001202210060013.(дата обращения 19.12.2022)
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 дек. 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12. — С. 12.
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. — Стр. 62.
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. — Стр. 319.
- Т. В. Клыга. Исторический аспект возникновения и развития права на жизнь в древнем мире и во времена античности // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. Стр. 36–39.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета № 5639. — 2011. — 23 ноября.
- Ш. Л. Монтескье. О духе законов // Мысль, 1999. Стр. 47.