Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Максимова, Л. А. Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин» / Л. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103331/ (дата обращения: 16.11.2024).



В эпоху золотого века русской поэзии Восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Роман «Евгений Онегин», написанный Пушкиным после первой его поездки на Северный Кавказ, был завершен только после его посещения города Эрзурум в Турции. В данной статье анализируется использование восточных мотивов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Эти мотивы играют важную роль в идейно-художественной структуре стихотворного романа и являются своеобразным связующим звеном в творческом постижении Востока Пушкиным. В этом произведении восточные мотивы представляют собой важную нишу между романтическими и реалистическими произведениями автора.

Ключевые слова : Евгений Онегин, роман, Восток, Александр Пушкин.

Роману в стихах «Евгений Онегин» посвящено множество статей и монографий. Это литературное произведение рассматривается как «энциклопедия русской жизни», и последующие исследователи в основном что-то дополняют и расширяют эту мысль критика [1, с. 248].

Следует отметить, что Пушкин находился под впечатлением своих поездок и путешествий на Восток как при начале работы над романом в стихах в 1823 г., так и при завершении ее болдинской осенью 1830 г., что не могло не сказаться на тексте романа. «Евгений Онегин».

Известно, что именно при Пушкине в России началось последовательное изучение и освоение Востока вообще и восточной литературы в частности. Это было связано с открытием кафедр восточных языков в ведущих учебных заведениях Петербурга, Москвы, Казани и Харькова. В научных и научно-популярных статьях профессорско-преподавательского состава, опубликованных в журналах и газетах, рассказывалось о различных восточных регионах, быте и нравах местных жителей, их культуре, истории и литературе. Знакомство с этими изданиями наряду с собственными наблюдениями во время упомянутых путешествий по Кавказу определили широту восточной тематики в «Евгении Онегине», охватывающую такие географические регионы, как Кавказ, Крым, Персия, Турция, Калмыкия, Египет, Китая, Африки и Средней Азии. Столь широкий спектр освещения восточной тематики, на наш взгляд, мотивирован тем, что формирование пушкинского реализма неразрывно связано с его творческим освоением Востока, а значит, изучением восточных страниц «Евгения Онегина». может дать дополнительный материал для изучения литературных произведений Пушкина. Вместе с тем, в связи с тем, что восточная тематика появляется на страницах пушкинского романа преимущественно стихийно, восточные материалы в данной статье сгруппированы и проанализированы по соответствующим регионам.

Как отмечалось выше, роман Пушкина в стихах, начатый им сразу же после его первой поездки на Северный Кавказ, был завершен сразу же после поездки в Арзурум (Эрзурум), маршрут которой включал и Северный Кавказ, и Закавказье. Это определило то, что в строфах «Евгения Онегина», в различных его главах постоянно появляются северокавказские и кавказские темы. Первое обращение Пушкина к этой теме встречается именно в первой главе «Евгения Онегина», написанного между 9 мая и 22 октября 1823 года, то есть через год после поездки поэта на Северный Кавказ. Поэтому представляется вполне логичным, что именно в этой главе Пушкин вспоминает о своем путешествии и его главном творческом выходе, а именно о своей поэме «Кавказский пленник». Речь идет о пятьдесят седьмой строфе первой главы, которая, в частности, звучит так:

Замечу кстати: все поэты

Любви мечтательной друзья.

Бывало, милые предметы

Мне снились, и душа моя

Их образ тайный сохранила:

Их после муза оживила:

Так я, беспечен, воспевал

И деву гор, мой идеал,

И пленниц берегов Салгира.

Весьма показательно, что Пушкин упомянул «Кавказского пленника», точнее, его главного героя, в предисловии, открывающем первое издание первой главы романа в стихах, датированных 1825 годом: «Прозорливые критики заметят, конечно, отсутствие плана. Каждый волен судить о плане целого романа после прочтения его первой главы. Также начнут критиковать антипоэтический характер главного героя, напоминающего «Кавказского пленника» [1, с. 231]. Из этих строк можно заключить, что в процессе работы над первой главой «Евгения Онегина» Пушкин, находясь под впечатлением от недавней поездки на Северный Кавказ, сопоставлял свои творческие мысли с собственными кавказскими впечатлениями. Эти впечатления оказались настолько яркими и запоминающимися, что в той или иной мере проявлялись на протяжении всего периода работы поэта над романом. Эти впечатления, на наш взгляд, обусловили частое употребление автором эпитетов, связанных с реалиями Северного Кавказа. Так, во второй главе был оседлан жеребец Онегина. В шестой главе, представляя читателю секунданта Владимира Ленского Зарецкого и несколько иронически рассказывая о его ратных подвигах в кавалерии, Пушкин подчеркивал, что у Зарецкого был калмыцкий жеребец. А в шестую главу поэт включил описание снежной лавины, свидетелем которой он был во время пребывания на Кавказе, и сравнил падение смертельно раненого Ленского с глыбой снега:

Онегин выстрелил…

Пробили Часы урочные: поэт

Роняет, молча, пистолет,

На грудь кладет тихонько рука И падает.

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Там медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Так, кавказские впечатления от путешествия 1820-х гг. отразились не только в литературных произведениях, тематически посвященных Кавказу, но и в первых главах «Евгения Онегина». К кавказской теме поэт обращается и в последних главах романа в стихах, но и здесь мы видим влияние второго путешествия на Кавказ, датируемого 1829 годом. Напомним, что и восьмая глава романа, и «Осколки» о путешествии Онегина», не вошедшие в его канонический текст, были написаны Пушкиным после путешествия в Арзурум, путь к которому пролегал через Северный Кавказ и Закавказье. Поэтому страницы, посвященные Кавказу, отражали новые впечатления поэта от посещения этого края. Так, в лирическом отступлении, включенном автором в начале восьмой главы, читаем:

Как часто ласковая муза

Мне услаждала путь немой

Волшебством тайного рассказа!

Как часто по скалам Кавказа

Она Ленорой, при луне,

С о мной скакала на коне!

Как видим, Пушкин не ограничивается упоминанием собственного путешествия в Крым, но и включает имя Заремы в стихотворение «Бахчисарайский источник», в текст романа. Кроме того, описывая путешествие Онегина в Крым, Пушкин напоминает читателям «Крымские сонеты» — серию сонетов Адама Мицкевича, очень популярного среди современников Пушкина:

Там пел Мицкевич вдохновенный

И посреди прибрежных скал

Свою Литву воспоминал [3].

Как показывают материалы настоящей статьи, тема Востока занимает определенное место в идейно-художественной структуре пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», оказавшегося своеобразным связующим звеном в творческом осмыслении Пушкиным Востока. важная ниша между его романтическими («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Подражания Корану») и реалистическими («Путешествие в Арзрум», «Тазит») восточными произведениями.

Литература:

  1. Гаджиев А. Этапы литературного братства. Из истории литературных взаимоотношений России с Кавказом. Баку: Языки. 1986. 235 c.
  2. Пушкин А. С. Из ранних редакций. Евгений Онегин. Глава первая // Русская виртуальная библиотека [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3J2PiWR (дата обращения: 25.05.2023).
  3. Пушкин А. С. Отрывки из путешествия Онегина. Там пел Мицкевич вдохновенный… [Электронный ресурс] // Роман в стихах. Евгений Онегин [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3ZECLyF (дата обращения: 25.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Северный Кавказ, Кавказ, Восток, восточная тематика, глава, Крым, Путешествие, главный герой, идейно-художественная структура.


Ключевые слова

Восток, роман, Евгений Онегин, Александр Пушкин

Похожие статьи

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Поэзия Анны Ахматовой

Рубеж конца XIX — начала XX века получил в русской литературе название «серебряный век» — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и М. Цветаева, И. Бунин и С. Есен...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

Египет глазами Ивана Бунина

В статье рассматриваются египетские мотивы в поэзии и прозе И. А. Бунина, анализируется влияние культуры африканской страны на творческое становление русского классика.

«Пушкинский миф» в прозе С. Довлатова

В литературе XX века складывается целостный «пушкинский миф», который стал объектом тщательного внимания литературоведов. «…Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим св...

Похожие статьи

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Поэзия Анны Ахматовой

Рубеж конца XIX — начала XX века получил в русской литературе название «серебряный век» — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и М. Цветаева, И. Бунин и С. Есен...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

Египет глазами Ивана Бунина

В статье рассматриваются египетские мотивы в поэзии и прозе И. А. Бунина, анализируется влияние культуры африканской страны на творческое становление русского классика.

«Пушкинский миф» в прозе С. Довлатова

В литературе XX века складывается целостный «пушкинский миф», который стал объектом тщательного внимания литературоведов. «…Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим св...

Задать вопрос