Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Максимова, Л. А. Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин» / Л. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103331/ (дата обращения: 02.04.2025).



В эпоху золотого века русской поэзии Восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Роман «Евгений Онегин», написанный Пушкиным после первой его поездки на Северный Кавказ, был завершен только после его посещения города Эрзурум в Турции. В данной статье анализируется использование восточных мотивов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Эти мотивы играют важную роль в идейно-художественной структуре стихотворного романа и являются своеобразным связующим звеном в творческом постижении Востока Пушкиным. В этом произведении восточные мотивы представляют собой важную нишу между романтическими и реалистическими произведениями автора.

Ключевые слова : Евгений Онегин, роман, Восток, Александр Пушкин.

Роману в стихах «Евгений Онегин» посвящено множество статей и монографий. Это литературное произведение рассматривается как «энциклопедия русской жизни», и последующие исследователи в основном что-то дополняют и расширяют эту мысль критика [1, с. 248].

Следует отметить, что Пушкин находился под впечатлением своих поездок и путешествий на Восток как при начале работы над романом в стихах в 1823 г., так и при завершении ее болдинской осенью 1830 г., что не могло не сказаться на тексте романа. «Евгений Онегин».

Известно, что именно при Пушкине в России началось последовательное изучение и освоение Востока вообще и восточной литературы в частности. Это было связано с открытием кафедр восточных языков в ведущих учебных заведениях Петербурга, Москвы, Казани и Харькова. В научных и научно-популярных статьях профессорско-преподавательского состава, опубликованных в журналах и газетах, рассказывалось о различных восточных регионах, быте и нравах местных жителей, их культуре, истории и литературе. Знакомство с этими изданиями наряду с собственными наблюдениями во время упомянутых путешествий по Кавказу определили широту восточной тематики в «Евгении Онегине», охватывающую такие географические регионы, как Кавказ, Крым, Персия, Турция, Калмыкия, Египет, Китая, Африки и Средней Азии. Столь широкий спектр освещения восточной тематики, на наш взгляд, мотивирован тем, что формирование пушкинского реализма неразрывно связано с его творческим освоением Востока, а значит, изучением восточных страниц «Евгения Онегина». может дать дополнительный материал для изучения литературных произведений Пушкина. Вместе с тем, в связи с тем, что восточная тематика появляется на страницах пушкинского романа преимущественно стихийно, восточные материалы в данной статье сгруппированы и проанализированы по соответствующим регионам.

Как отмечалось выше, роман Пушкина в стихах, начатый им сразу же после его первой поездки на Северный Кавказ, был завершен сразу же после поездки в Арзурум (Эрзурум), маршрут которой включал и Северный Кавказ, и Закавказье. Это определило то, что в строфах «Евгения Онегина», в различных его главах постоянно появляются северокавказские и кавказские темы. Первое обращение Пушкина к этой теме встречается именно в первой главе «Евгения Онегина», написанного между 9 мая и 22 октября 1823 года, то есть через год после поездки поэта на Северный Кавказ. Поэтому представляется вполне логичным, что именно в этой главе Пушкин вспоминает о своем путешествии и его главном творческом выходе, а именно о своей поэме «Кавказский пленник». Речь идет о пятьдесят седьмой строфе первой главы, которая, в частности, звучит так:

Замечу кстати: все поэты

Любви мечтательной друзья.

Бывало, милые предметы

Мне снились, и душа моя

Их образ тайный сохранила:

Их после муза оживила:

Так я, беспечен, воспевал

И деву гор, мой идеал,

И пленниц берегов Салгира.

Весьма показательно, что Пушкин упомянул «Кавказского пленника», точнее, его главного героя, в предисловии, открывающем первое издание первой главы романа в стихах, датированных 1825 годом: «Прозорливые критики заметят, конечно, отсутствие плана. Каждый волен судить о плане целого романа после прочтения его первой главы. Также начнут критиковать антипоэтический характер главного героя, напоминающего «Кавказского пленника» [1, с. 231]. Из этих строк можно заключить, что в процессе работы над первой главой «Евгения Онегина» Пушкин, находясь под впечатлением от недавней поездки на Северный Кавказ, сопоставлял свои творческие мысли с собственными кавказскими впечатлениями. Эти впечатления оказались настолько яркими и запоминающимися, что в той или иной мере проявлялись на протяжении всего периода работы поэта над романом. Эти впечатления, на наш взгляд, обусловили частое употребление автором эпитетов, связанных с реалиями Северного Кавказа. Так, во второй главе был оседлан жеребец Онегина. В шестой главе, представляя читателю секунданта Владимира Ленского Зарецкого и несколько иронически рассказывая о его ратных подвигах в кавалерии, Пушкин подчеркивал, что у Зарецкого был калмыцкий жеребец. А в шестую главу поэт включил описание снежной лавины, свидетелем которой он был во время пребывания на Кавказе, и сравнил падение смертельно раненого Ленского с глыбой снега:

Онегин выстрелил…

Пробили Часы урочные: поэт

Роняет, молча, пистолет,

На грудь кладет тихонько рука И падает.

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Там медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Так, кавказские впечатления от путешествия 1820-х гг. отразились не только в литературных произведениях, тематически посвященных Кавказу, но и в первых главах «Евгения Онегина». К кавказской теме поэт обращается и в последних главах романа в стихах, но и здесь мы видим влияние второго путешествия на Кавказ, датируемого 1829 годом. Напомним, что и восьмая глава романа, и «Осколки» о путешествии Онегина», не вошедшие в его канонический текст, были написаны Пушкиным после путешествия в Арзурум, путь к которому пролегал через Северный Кавказ и Закавказье. Поэтому страницы, посвященные Кавказу, отражали новые впечатления поэта от посещения этого края. Так, в лирическом отступлении, включенном автором в начале восьмой главы, читаем:

Как часто ласковая муза

Мне услаждала путь немой

Волшебством тайного рассказа!

Как часто по скалам Кавказа

Она Ленорой, при луне,

С о мной скакала на коне!

Как видим, Пушкин не ограничивается упоминанием собственного путешествия в Крым, но и включает имя Заремы в стихотворение «Бахчисарайский источник», в текст романа. Кроме того, описывая путешествие Онегина в Крым, Пушкин напоминает читателям «Крымские сонеты» — серию сонетов Адама Мицкевича, очень популярного среди современников Пушкина:

Там пел Мицкевич вдохновенный

И посреди прибрежных скал

Свою Литву воспоминал [3].

Как показывают материалы настоящей статьи, тема Востока занимает определенное место в идейно-художественной структуре пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», оказавшегося своеобразным связующим звеном в творческом осмыслении Пушкиным Востока. важная ниша между его романтическими («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Подражания Корану») и реалистическими («Путешествие в Арзрум», «Тазит») восточными произведениями.

Литература:

  1. Гаджиев А. Этапы литературного братства. Из истории литературных взаимоотношений России с Кавказом. Баку: Языки. 1986. 235 c.
  2. Пушкин А. С. Из ранних редакций. Евгений Онегин. Глава первая // Русская виртуальная библиотека [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3J2PiWR (дата обращения: 25.05.2023).
  3. Пушкин А. С. Отрывки из путешествия Онегина. Там пел Мицкевич вдохновенный… [Электронный ресурс] // Роман в стихах. Евгений Онегин [сайт]. 2022. URL: http://bit.ly/3ZECLyF (дата обращения: 25.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Северный Кавказ, Кавказ, Восток, восточная тематика, глава, Крым, Путешествие, главный герой, идейно-художественная структура.


Ключевые слова

Восток, роман, Евгений Онегин, Александр Пушкин

Похожие статьи

Переводы как мост между культурами: изучение русских переводов итальянских классиков (Данте, Петрарка) и их влияния на русскую литературу

Переводы произведений Данте Алигьери и Франческо Петрарки стали важным звеном в процессе культурного обмена между Италией и Россией, позволив русской литературе прикоснуться к эстетическим, философским и лирическим ценностям итальянской классической ...

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Поэзия Анны Ахматовой

Рубеж конца XIX — начала XX века получил в русской литературе название «серебряный век» — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и М. Цветаева, И. Бунин и С. Есен...

Анализ повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Её влияние на современных подростков

В статье проведен анализ повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Основой данного произведения является тема любви. Автор выделяет несколько основных её типов и доказывает идею того, что настоящая любовь — это всегда жертва. В данной статье рассмо...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

Похожие статьи

Переводы как мост между культурами: изучение русских переводов итальянских классиков (Данте, Петрарка) и их влияния на русскую литературу

Переводы произведений Данте Алигьери и Франческо Петрарки стали важным звеном в процессе культурного обмена между Италией и Россией, позволив русской литературе прикоснуться к эстетическим, философским и лирическим ценностям итальянской классической ...

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Поэзия Анны Ахматовой

Рубеж конца XIX — начала XX века получил в русской литературе название «серебряный век» — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и М. Цветаева, И. Бунин и С. Есен...

Анализ повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Её влияние на современных подростков

В статье проведен анализ повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Основой данного произведения является тема любви. Автор выделяет несколько основных её типов и доказывает идею того, что настоящая любовь — это всегда жертва. В данной статье рассмо...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

Задать вопрос