Данная статья посвящена безопасности дорожного движения, районированию дорожного движения с точки зрения безопасности движения, интенсивности и состава транспортных средств, дорожно-транспортных происшествий и опасностей дорожного движения.
Ключевые слова: дорожные условия, транспортный поток, интенсивность, скорость, опасность, безопасность.
Введение: Территория Ферганской долины составляет 19,2 тыс. км2, или 4,2 %. Население республики составляет 3,2 млн. человек. Доля населения долинных Андижанской, Ферганской, Наманганской областей составляет 29 %. В частности, общая протяженность сети автомобильных дорог республики составляет 209 496 км, из них Ферганская долина составляет 23 % сети автомобильных дорог, плотность сети автомобильных дорог составляет 2327 км/1000 км2, плотность населения 525,1 тыс. человек/1000 человек. км2.
Общее количество автомобилей в стране составляет 3 миллиона. В настоящее время, по данным Госкомстата, в 2010 г. — 21, в 2015 г. — 42, а в январе-сентябре 2020 г. на 100 домохозяйств приходилось 48 автомобилей [1].
В настоящее время самыми густонаселенными регионами страны являются город Ташкент, Самаркандская, Ферганская, Наманганская, Андижанская, Кашкадарьинская, Бухарская и Хорезмская области. Другими словами, Ферганская долина является одним из самых густонаселенных районов республики по дорожной сети. Целью противотуманных работ на дорогах общего пользования Ферганской долины по степени опасности является обеспечение безопасности движения на дорогах с учетом условий движения, состояния дорог, погодных условий [3].
Основная часть: Плотность транспортного потока измеряется количеством транспортных средств на одной полосе длиной 1 км (q-км/шт.). Эта цифра зависит от состава трафика, его скорости и дорожных условий.
Из принципиальной схемы транспортного потока видно, что с увеличением плотности транспортного потока его скорость уменьшается и при достижении значения qmax V = 0. Такая ситуация называется запором.
Количество движения сначала увеличивается с увеличением плотности и достигает Nmax после определенного значения «q», а затем «q» уменьшается с увеличением «N». Значение Nmax указывает пропускную способность ленты.
Рис. 1. Базовая схема транспортного потока
где: V erk — свободная скорость автомобилей, q erk — плотность на холостом ходу, V 0 — скорость на максимальной скорости, q 0 — плотность на максимальной скорости [4]
Рассмотрено изменение скорости транспортного потока в зависимости от дорожных условий и интенсивности движения на реальных двухполосных и четырехполосных автомобильных дорогах общего пользования Ферганской долины. На дорогах А-373 и 4Р112 определялись изменения количества и состава транспорта, скорости движения, плотности транспортного потока.
Рис. 2. Зависимость между скоростью движения и количеством движения
Как мы упоминали выше, из проведенных исследований закономерностей изменения скорости на дорогах известно, что с каждым годом улучшаются динамические характеристики автомобилей и увеличивается их средняя скорость движения по дорогам. Более 60 % типа транспортного средства в транспортном потоке указывает на то, что транспортный поток репрезентативен для этого типа транспортного средства.
Рис. 3. Взаимосвязь между скоростью движения и плотностью транспортного потока
Из рисунка видно, что средняя скорость в свободном потоке при 5–10 авт/км составляет 70 км/ч, средняя скорость в частично соединенном потоке 10–20 авт/км составляет 55 км/ч, а средняя скорость в соединенном потоке 20–35 авт/км составляет 43 км/ч.
Определение уровня опасности дорожного движения с использованием коэффициента безопасности в районах возникновения дорожно-транспортных происшествий на дорогах с учетом загруженности дорог А-373 и 4Р112.
По данным Госкомстата, к 2020 году автомобильный транспорт лидирует в структуре пассажирских перевозок. Его доля в общем пассажиропотоке составляет 99,3 % [1].
Регионами с наибольшей долей в общем объеме перевезенных пассажиров автомобильным транспортом являются город Ташкент — 19,0 %, Андижанская область — 12,5 %, Ташкентская область — 11,4 %, Ферганская область — 11,4 %.
Коэффициент безопасности транспортных средств на автодороге Ферганской долины определяется по следующей формуле
;(1)
Значения в таблице 1 используются для определения опасных участков дороги с коэффициентом безопасности [4].
Таблица 1
Коэффициенты безопасности |
0,4 |
0,4–0,6 |
0,6–0,8 |
0,8 |
Уровень опасности участка дороги |
Очень опасный |
Опасны |
Малоопасный |
Безопасный на практике |
Рис. 4. 4R112 Динамика изменения безопасности дорожного движения
Участок 180–185 км Ферганской кольцевой автомобильной дороги II 4R112, проходящий через город Асака и Кувинский район, является очень опасным участком.
Район густонаселенный, с разного рода магазинами вдоль дороги, что увеличивает плотность движения, сокращает расстояние между транспортными средствами, снижает скорость, усложняет психологический режим водителей, общее неудобство движения.
По результатам анализа уровень опасности 190–305 км 4Р112 «Ферганская кольцевая автомобильная дорога» является опасным участком.
Рис. 5. Анализ дорожно-транспортных происшествий на трассе 4R112, проходящей через Ферганскую долину
Вывод: Определены количественные показатели дорожно-транспортных происшествий, произошедших за последние три года на автомобильной дороге общего пользования 4Р112 «Ферганская кольцевая дорога» в Ферганской долине.
По сравнению с 2018 годом, в 2020 году при анализе километража автомобильной дороги 4R112 «Ферганская кольцевая автомобильная дорога» (ПК) стало ясно, что имели место ДТП в виде наездов, наездов на препятствия, пешеходов и велосипедистов.
Основными причинами этого являются высокая плотность населения, наличие в потоке смешанного транспорта, скоростное движение, пересечение пешеходами неразмеченных участков и грубое знание или не знание правил дорожного движения, отсутствие велосипедных дорожек.
Литература:
- https://stat.uz/ru/2-uncategorised/5222-o-zbekiston-aholisi-ru
- Уроков А. Х. Районирование территории Республики Узбекистан по условиям движения. — Т.: ТАЙИ, 2012. — 129 с.
- Urakov, A., Tashev, D., Xametov, Z., Soataliev, R. (2022). Road Maintenance and Climate Zoning of the Territory of the Republic of Uzbekistan. In: Manakov, A., Edigarian, A. (eds) International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia — 2021. TransSiberia 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 402. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978–3–030–96380–4_133
- Азизов К. ИКС. Основы безопасности дорожного движения. –Т.: «Писатель», 2002. 182 с.
- Юнусов, А. Г. Йўл қопламаси юзасининг илашиш сифатига таъсир қиладиган тавсифлари тахлили / А. Г. Юнусов, Р. Р. Соаталиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 334–339. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72073/ (дата обращения: 07.01.2023).