В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.
Ключевые слова: транспорт, железная дорога, диаметры, строительство, проектирование.
Центральный транспортный узел (ЦТУ) в России является одним из крупнейших и наиболее важных транспортных узлов страны. Он объединяет железнодорожные, автомобильные и воздушные маршруты и является ключевым элементом транспортной инфраструктуры России. Его развитие способствует ускорению и удешевлению транспортировки грузов и пассажиров между регионами России и соседними странами.
Еще в XIX веке были построены первые железнодорожные магистрали. С тех пор железнодорожная инфраструктура ЦТУ постоянно совершенствуется и модернизируется. Одним из ключевых моментов совершенствования стало строительство новых магистралей и расширение существующих. В настоящее время он включает в себя множество железнодорожных линий, связывающих Москву с другими крупными городами России и соседних стран. Кроме того, в рамках расширения ЦТУ проводятся работы по модернизации и улучшению существующих железнодорожных станций, строительству новых терминалов и складов, а также внедрению новых технологий и систем управления.
В целом, этот проект является важным направлением развития транспортной системы России и способствует улучшению экономического и социального развития региона. Благодаря данному развитию, регионы страны получают доступ к новым рынкам и возможностям для экономического развития.
Проект совершенствования инфраструктуры железнодорожного транспорта, в рамках Центрального транспортного узла, согласованная ОАО «РЖД», правительством Москвы и Московской области, направлена на улучшение характера и вида транспортной сети региона и предоставление более удобного перемещения пассажиров и грузов.
Основная цель проекта — уменьшение нагрузки на городской общественный транспорт и дорожную сеть городов, а также внедрение железной дороги в систему городского пассажирского транспорта. Реализация программы позволит преобразовать железнодорожный транспорт из пригородного в пригородно-городской, обеспечив досягаемость районов Москвы и Московской области, а также создание многообещающих диаметров [1].
По данным федерального проекта производится усиление инфраструктуры ЦТУ, с целью развития пассажиропотока по ключевым направлениям до 814,5 млн чел. в год к 2024 году, а будущем 2030г.- до 849 млн чел. в год.
Начиная, с 2021г. в ЦТУ стали доступны после обновления и восстановления, такие станции как: Баковка на направлении Первого Диаметра (D1), Внуково Киевского направления Московской железной дороги, дополнительная платформа для пассажиров на станции Окружная на направлении Первого Диаметра (D1). Помимо восстановления, в данном проекте учитывается и сооружение новых комплексов инфраструктуры, такие как: вокзал «Восточный» в городе Москва, станция Щукинская на направлении Второго Диаметра (D2).
На сегодняшний день производятся строительная деятельность и работа по организации ввода в эксплуатацию диаметров D3 и D4, благодаря которым улучшиться транспортное сообщение и доступность между различными районами Москвы и Московской области.
Маршрут D3 Крюково — Раменское обеспечит связь Зеленоградского административного округа Москвы и города Раменское, объединит Ленинградское направление Октябрьской и Казанское направление Московской железных дорог.
Маршрут D4 Апрелевка — Железнодорожная обеспечит связь города Апрелевка с микрорайоном Железнодорожный города Балашиха и соединит Киевское и Горьковское направления Московской железной дороги [2].
В пределах этого проекта на период 2021–2024 гг. проектируется ввод в эксплуатацию 62 объектов инфраструктуры.
Рис. 1. Финальный проект МЦД [3]
Внедрение новых технологий и систем управления на железнодорожных станциях ЦТУ позволяет повышать эффективность работы транспортной системы в целом, что в свою очередь способствует росту производительности и конкурентоспособности регионов.
К примеру, автоматические системы управления движением поездов могут помочь снизить расход топлива и выбросы загрязняющих веществ. Такие системы позволяют оптимизировать скорость поезда и использовать регенеративное торможение для возврата энергии обратно в систему питания. Это позволяет снизить расход топлива и выбросы загрязняющих веществ. Данная технология частично применена на МЦК.
Использование возобновляемых источников энергии для питания железнодорожных станций и других объектов также может помочь снизить негативное влияние на окружающую среду. Солнечные панели и ветрогенераторы могут быть установлены на железнодорожных станциях и других объектах, чтобы производить электрическую энергию из возобновляемых источников [4].
Разработка и внедрение новых материалов и технологий, таких как биоразлагаемые материалы и 3D-печать, могут помочь снизить количество отходов производства и строительства, что также положительно скажется на экологии региона.
Для реализации программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла планируется инвестировать около 1,5 трлн рублей. Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов Москвы и Московской области, а также за счет частных инвестиций.
Литература:
- https://rlw.gov.ru/proekt_modernizaciya_raschireniye_infrastructury (дата обращения 14.05.23)
- ОАО РЖД https://company.rzd.ru/ru/9382/page/103290?id=16998 (дата обращения 15.05.23)
- https://www.mos.ru/city/projects/diametry/ (дата обращения 25.05.23)
- https://icss.ru/novosti/poezd-prishel (дата обращения 12.05.23)