Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у людей разного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у людей разного возраста / А. И. Овчинникова, М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 499-500. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103344/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрыта проблема характера различий ролевых ожиданий и притязаний у людей разного возраста. Рассмотрены и проанализированы ролевые ожидания и притязания в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Ключевые слова: ролевые ожидания, ролевые притязания, значимость семейных ценностей, различия.

Данное исследование является актуальным, так как в процессе жизни каждый человек формирует определенные ролевые ожидания и притязания от партнера, которые могут отличаться друг от друга во времени по определенным критериям.

Принятие семейных ролей определяется влиянием особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферами членов семьи, а также их личностными особенностями. Репертуар, усвоенных ролей в детстве или подростковом возрасте межличностных ролей и опыт их исполнения переносится молодоженами в свою семейную жизнь, таким образом, определяется характер межличностного общения. [2]

В семейной жизни взаимоотношения людей часто зависят от ролевых распределений обязанностей мужа и жены. Данное представление формируется в процессе жизни. Каждый участник любовных отношений имеет собственные умозаключения о том, как должны строятся отношения, и какую роль будет выполнять сам человек и его партнер. Отсюда ученые выделяют два понятия: ролевые притязания и ожидания. Та готовность передавать выполнение каких-либо обязанностей в диаде своему партнеру и называется ролевыми ожиданиями. Притязания же наоборот подразумевают под собой желание и готовность выполнять те или иные функции в данных отношениях. Порой ролевые притязания проявляются в готовности партнера привносить новые элементы в различные сферы семейной жизни. Баланс между ролевыми притязаниями и ожиданиями во многом будет определять успех брачных отношений.

Теоретическую основу исследований по данной теме составили труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди ученых, занимавшихся данным вопросом, можно выделить К. Маркса, Л. Б. Шнейдера, П. Сорокина, а также М. Вебера и других. В трудах данных исследователей понятие семьи определялось в первую очередь как социальное явление, которое неотделимо находится в основе общества.

И. Ю. Зудилина, рассматривая структуру психологической готовности к созданию семьи, особо выделяет когнитивный компонент, который представляется как система знаний о предназначении семьи, ее роли в обществе и в жизни каждого человека, о тонкостях брачных отношений; понятие о системе функций и обязанностей по отношению к будущей жене или мужу; об особенностях и отличительных чертах собственной личности и возможных отношениях со своим партнером. Показателями когнитивного компонента являются ролевые притязания и ожидания в браке. Раскрываются и проявляются ценностно-смысловые качества личности. Человек лучше представляет свои функции в семье, и то, чего от него ожидают [3].

Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены) на активное выполнение партнером семейных обязанностей и ролевых притязаний (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли). [1]

Задачи исследования : Изучить критерии ролевых ожиданий и притязаний; выявить различия в ролевых притязаниях и ожиданиях данной выборки.

Цель исследования : Выявить различия ролевых ожиданий и притязаний от разного возраста.

В исследовании принимали участие испытуемые разного возраста (14–22), проживающие в городе Белгород. Всего в исследовании приняло участие 109 человек. Тестирование проводилось с использованием Google Forms.

Для выявления отличий в ролевых ожиданиях и притязаниях у испытуемых разного возраста использовалась методика определения ролевых ожиданий партнера (А. Н. Волкова). Данная методика позволяет изучить представления испытуемых о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из партеров. Также изучается хозяйственно-бытовое обслуживание, моральная и эмоциональная поддержка, и значимость внешней привлекательности партнера. Данная методика позволит уточнить представления испытуемых о желаемом распределении ролей в семейной жизни при реализации семейных функций.

Проанализируем полученные данные.

В процессе исследования испытуемые были разделены на 3 группы. В зависимости от возраста, для определения отличий между ними в рамках выбранной темы. Первая группа включает испытуемых 14–16 лет, вторая — 17–19 лет, а третья группа 20–22 года.

Также в исследовании был применен метод математической статистики Н-критерий Крускала-Уоллиса, для определения значимости отличия в полученных данных в сфере ролевых ожиданий и притязаний.

По результатам методики определения ролевых ожиданий (А. Н. Волкова) можно заметить, что в сфере значимости семейных ценностей имеется статистически значимое отличие, а именно в аспекте межполовых отношений (0,000) и аспекте личностной идентификации (0,032), при р≤0,05 .

В сфере межполовых отношений данная статистическая значимость была установлена первой группой испытуемых, набравших 2,7 балла в средней значимости по выборки. Данное количество баллов соответствует низкому уровню важности в сравнении с другими группами. Исходя из этого, можно заключить, что подростки (14–16 лет) не придают большого значения межполовым отношениям. Это может быть вызвано недостаточной зрелостью как самого организма, так и психики подростка.

В области личностной идентификации статистически важное отличие было установлено в группе подростков — 7,6 баллов (высокое значение). Что указывает на стремление найти максимально похожего на себя партера.

В сфере ролевых ожиданий между группами не было выявлено статистически важных отличий. Это может быть связано с независимостью ролевых ожиданий от возраста.

В сфере ролевых притязаний были найдены достоверные различия лишь по шкале внешней привлекательности (0,000) при р≤0,05. Подростки 14–16 лет в значительной степени оценивают свою готовность прилагать усилия к внешней привлекательности для своего партнера (7,5 баллов), в отличии от других групп. При этом было также выявлено постепенное снижение среднего балла по группам — 2 группа набрала 6,3 балла; 3 группа лишь 5,7. Это может указывать на возможное снижение желания выглядеть привлекательно для партнера.

Исходя из данного исследования, можно заключить, что ролевые притязания и значимость семейных ценностей действительно имеют статистически значимые отличия по возрасту.

Литература:

  1. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва [и др.]: Питер, 2012. — 176 с.
  2. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. — Москва: Педагогика, 1987. — 159 с.
  3. Петросова, М. Ц. Исследование ролевых ожиданий и притязаний в браке / М. Ц. Петросова // Akademická Psychologie. — 2016. — № 4. — С. 49–53.
Основные термины (генерируются автоматически): ожидание, притязание, отношение, семейная жизнь, группа, партнер, внешняя привлекательность, когнитивный компонент, личностная идентификация, представление испытуемых.


Ключевые слова

различия, ролевые ожидания, ролевые притязания, значимость семейных ценностей

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их вз...

Особенности ролевых ожиданий и притязаний субъектов юношеского возраста в супружеской жизни

В статье рассматриваются характеристики юношеского возраста, его основные задачи и их влияние на создание семьи на данном этапе жизни. Проводится анализ преобладающих ролевых ожиданий и притязаний в супружестве, а также их гендерные различия у субъек...

Личностные особенности юношей и девушек, их намерения и ожидания в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям

Фундаментальная научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача и...

Возрастные аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям

В статье исследованы возрастные аспекты налоговой культуры и налогового правосознания. Автор выделяет пять возрастных групп налогоплательщиков в связи с психологическим восприятием налоговых обязанностей, отмечая, что на особенности восприятия в данн...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Социально-психологическая адаптация младших подростков

В статье рассмотрены основные характеристики адаптации, обозначены условия ее формирования, рассмотрен процесс дезадаптации. Произведен анализ взаимосвязи изучаемого феномена с возрастными особенностями младшего подросткового возраста. В заключении с...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей

В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста. Процесс старения характеризуется комплексом физиологических и психоэмоциональных явлений, в частности ухудшением физических, умственных и психологических качеств челов...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их вз...

Особенности ролевых ожиданий и притязаний субъектов юношеского возраста в супружеской жизни

В статье рассматриваются характеристики юношеского возраста, его основные задачи и их влияние на создание семьи на данном этапе жизни. Проводится анализ преобладающих ролевых ожиданий и притязаний в супружестве, а также их гендерные различия у субъек...

Личностные особенности юношей и девушек, их намерения и ожидания в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям

Фундаментальная научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача и...

Возрастные аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям

В статье исследованы возрастные аспекты налоговой культуры и налогового правосознания. Автор выделяет пять возрастных групп налогоплательщиков в связи с психологическим восприятием налоговых обязанностей, отмечая, что на особенности восприятия в данн...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Социально-психологическая адаптация младших подростков

В статье рассмотрены основные характеристики адаптации, обозначены условия ее формирования, рассмотрен процесс дезадаптации. Произведен анализ взаимосвязи изучаемого феномена с возрастными особенностями младшего подросткового возраста. В заключении с...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей

В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста. Процесс старения характеризуется комплексом физиологических и психоэмоциональных явлений, в частности ухудшением физических, умственных и психологических качеств челов...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Задать вопрос