В статье автор рассматривает основные аспекты и специфику торговой политики двух крупнейших мировых держав — Великобритании и СССР, как фактора урегулирования отношений между странами. Указывается влияние идеологических и внутриполитических факторов на проблему заключения сторонами торгового соглашения. Приводятся как особенности торговой политики каждой из стран по отдельности, так и тенденции англо-советского торгового сотрудничества.
Ключевые слова: международная торговля, внешняя политика, Великобритания, СССР, торговая война, англо-советские отношения.
Великобритания и Российская империя являлись давними партнёрами, связанными не только экономическими и политическими отношениями, но и тесными торговыми отношениями. Страны активно взаимодействовали друг с другом ещё с середины XVI века, периодически выступая в роли союзников в крупных межнациональных конфликтах. Между странами произошёл раскол в 1917 г. когда после Октябрьской революции власть перешла к большевистскому правительству и началось формирование нового социалистического государства. Потребовалось заново выстраивать отношения, что сопутствовалось огромными трудностями и с той, и с другой стороны. Главным стимулом возобновление англо-советского сотрудничества становится тяжелая экономическая ситуация в связи с послевоенным кризисом. Страны остро нуждались в рынках сбыта [8].
Торговые отношения Великобритании и СССР, осуществлялись на основании правовых рамок, установленных договорами, торговыми соглашениями, обоюдно применяемыми мерами и односторонней политикой каждой из вышеуказанных стран. Источником возобновления торговых отношений между странами становится потребность в новых рынках сбыта со стороны Англии и необходимость для Советского государства иметь средства и ресурсы для индустриализации [9].
Для понимания механизма осуществления англо-советских торговых отношений необходимо разобрать торговую политику данных стран по отдельности.
Основополагающим для рассмотрения двусторонних торговых отношений СССР и Великобритании является тот факт, что по советскому законодательству внешняя торговля является государственной монополией. Фактически в СССР используются экономические системы, в которых средства производства принадлежат государству и в которых внешняя торговля централизованно планируется. Государственная монополизация внешней торговли была введена в СССР декретом от 1918 года и впоследствии была включена в Гражданский кодекс и Конституцию 1936 г. На практике советская внешняя торговля осуществлялась в основном торговыми корпорациями, которые обладают отдельной правоспособностью заключать контракты и участвовать в судебных разбирательствах. Кроме того, советские торговые делегации в различных странах представляют само советское государство, в частности, как часть Министерства внешней торговли [7]. Рассматриваемая как часть советской дипломатической делегации, торговая делегация обладает широкими полномочиями связывать советское государство контрактами за рубежом. Являясь частью правительственного аппарата, торговое представительство не является независимым юридическим лицом; следовательно, если соответствующие договоры не предусматривают обратного, торговое представительство может успешно ссылаться на доктрину суверенного иммунитета, т. е. может не подчиняться органам власти других стран. На этой почве возникали определенные прецеденты в торговых англо-советских отношениях, которые будут упомянуты позже [2].
Построение социалистического общества подразумевало уничтожение частной собственности и товарно-денежных отношений. Однако, даже в самых смелых прогнозах советское руководство не рассматривало вариант скорого перехода на прямой обмен продуктов труда. Декретом Совнаркома от 11 января 1919 г. утверждалась национализация промышленности и запрет частной торговли. В том же году, в условиях «военного коммунизма» утверждалась продразверстка. Вводилась карточная система в городах. Таким образом натурализовалась заработная плата. Применяемые меры соотносились и объяснялись условиями Гражданской войны. Когда же война пошла на спад, выявилась несостоятельность «военного коммунизма» в новых условиях. Кронштадтский мятеж, массовые крестьянские недовольства и риск усиления антисоветских настроений в обществе на фоне поствоенной разрухи в стране вынуждали советское руководство искать пути выхода из кризисной ситуации. В качестве успокоение народа и временной меры для быстрого оздоровления экономики по инициативе В. И. Ленина с 1921 г. проводится новая экономическая политика. Ненавистная крестьянами продовольственная развёрстка заменяется на продналог, допускается денационализация мелких предприятий, отменяется запрет на мелкую частную торговлю и активно привлекаются концессии. Со второй половины 1922 г. происходит укрупнение торговли. Внутренний рынок насыщается новыми товарами. Среди капиталистических стран проходит волна оптимистического подъёма, в надежде на скорейшее «излечение России от коммунизма». Но советское руководство воспринимает возвращение к рынку лишь как вынужденную и определенно временную уступку. В 1923 г. произошел первый кризис НЭПа — «кризис сбыта». Товарооборот между городом и деревней затруднялся «ножницами» цен и обострившимся товарным голодом в деревне. Разрешение кризиса было достигнуто путём искусственного урегулирование цен государством. Через три года после введения НЭПа частная торговля начала сокращаться. Во второй половине 1920-х гг. последовали два кризиса хлебозаготовок, после чего последует свёртывание НЭПа [5].
Курс на форсированную индустриализацию СССР в 1930-х гг. означал возобновление интереса к внешней торговле и налаживании торговых отношений с ведущими европейскими странами [6].
Великобритания, как метрополия одной из крупнейших колониальных империй, претендовала на роль «мастерской всего мира» и с середины XIX в. была оплотом свободной торговли. Отстаивая данный принцип, Англия имела определённые преимущества:
- Отсутствие таможенных барьеров в самой Великобритании способствовало ввозу в страну дешевого сырья и продовольствия. Подобная экономия позволяла удешевлять производство, а значит и стоимость готовой продукции, что приводило к более широкому сбыта, а следственно способствовало наводнению рынка доступными английскими товарами.
- Отсутствие таможенных барьеров в других странах в совокупности с вышеуказанным фактором не позволяло создать конкурентноспособное производство в других странах.
С момента публикации книги Джона Галлахера и Рональда Робинсона «Империализм свободной торговли» в 1953 году термин «неформальная империя» активно используется и в том числе по отношению к британской торговой политике. Как же реализовывался принцип «свободной торговли» в Великобритании? Британским «идеалом была сеть торговых постов, защищенных в стратегических точках военно-морскими базами с целью найти нишу для расширяющегося ассортимента британских промышленных товаров». Таким образом, британское политическое влияние — иногда вплоть до контроля — ощущалось в местах, где не было формального британского влияния, т. е не относящихся к числу британских колоний и доминионов.
В первой трети XX в. Великобритания теряет статус «Мастерской мира», а в месте с тем и лидирующие позиции на мировой арене. Что же послужило причинами ослабления торговых позиций Британии?
Во-первых, это появление сильных конкурентов. Благодаря укреплению немецкой экономики, в том числе благодаря огромным суммам контрибуций, полученных в 1871 г. по итогу франко-прусской войны, Германия решительно вступила в индустриальную эпоху и могла обеспечить мировой рынок дешёвыми и качественными товарами. В рамках проводимой в Германии политики протекционизма страна вводила высокие таможенные пошлины. Подобную политику начали применять и другие страны второго эшелона модернизации, включая Россию, Италию и даже Японию. Защитой отечественного производства озаботились во Франции и стремительно развивающихся Штатах Америки.
Таким образом была подорвана английская промышленная монополия и в широких кругах, преимущественно среди промышленников и политических деятелей, обсуждается идея защиты британской индустрии от иностранной конкуренции. [3]
Джозеф Чемберлен был одной из центральных фигур протекционистского движения в Англии. Им был выдвинут план, по которому Британия превратилась бы в «коммерческую федерацию» путем установления преференциальных таможенных тарифов между всеми членами этой империи. Предложенная Д. Чемберленом в 1903 г. «Тарифная реформа» не получила поддержки общественности, опасавшейся резкого скачка цен [1].
Во-вторых, Первая мировая война ослабила и истощила экономику Великобритании: огромные материальные и людские потери, многомиллионный внешний долг Штатам Америки. Почти вдвое сократился и оборот внешней торговли [5].
В-третьих, пацифистские движения первой половины XX в. коснулись и огромной британской Колониальной Империи. Колонии и доминионы начали отстаивать свои права на суверенитет: прошла волна антибританских революций. Даже «жемчужина британской короны» — Индия, начала бойкотировать британские предприятия и товары на волне запущенной Махатмой Ганди «ненасильственной войны».
Таким образом Британия была вынуждена искать новые рынки сбыта, трансформирую свою торговую политику под новые реалии. После долгих внутренних споров британский истеблишмент принял непростое решение — начать переговоры с Москвой.
Инициатором решения о возобновлении торговли с Советской Россией стал английский государственный деятель, Ллойд-Джордж, который предполагал такой исход событий и считал необходимым поиск других, более действенных методов. Базовыми в решении о возобновлении торговых отношений с Россией, несомненно, были экономические мотивы, а именно: тяжелое положение народного хозяйства [4].
Очередной кризис в торговых отношениях между странами наступил в 1932 г., когда между британской и советской сторонами не были решены разногласия по торговому соглашению. В результате британское правительство 19 апреля вручило прокламацию представительству СССР о наложении эмбарго на советский импорт. Через три дня после этого последовала ответная реакция. Народный комиссариат по внешней торговле опубликовал приказ, вводивший, по сути, контрэмбарго [9].
Наложенные Великобританией ограничения на торговлю с СССР ударили в первую очередь по самой Британии. В 1933 г. Советское правительство подписало новое торговое соглашение с Италией, продлило сроки действия пакта о ненападении с Германией и наладило стабильную торговлю с Францией [13].
Опомнившись, правительство Р. Макдональда согласилось на переговоры с Москвой. Страх усиления Франции, как основного конкурента, стимулировал британское руководство к отмене эмбарго, которая последовала 1 июля 1933 г.
Литература:
- Attard B. Informal Empire: The Origin and Significance of a Key Term. School of History, Politics and International Relations, University of Leicester, Modern Intellectual History, 2022. 1–32
- Kenneth M. Starr. The Framework of Anglo-Soviet Commercial Relations: The British View, Law and Contemporary Problems, 1972, Volume 37, Issue 3, 448–464
- Бросова Н. З., Антонов Е. А. Проблемы послевоенного мироустройства и войны в общественном мнении Великобритании конца 20 — первой половины 30-х годов XX века // Научные ведомости БелГУ. − 2010. − № 13, вып.15. − С. 93–101
- Гришин А. В., Проблема заключения советско-английского торгового соглашения 1921 года в работах англо-американских авторов периода «Холодной войны» // Политическая лингвистика — 2014. − № 3. − С. 180–184
- Дубровский А. М. Большевизм и торговля (1920–1930-е гг.) Вестник Брянского государственного университета, № 2–1. 2012, с. 83–86
- Индукаева Н. С. История международных отношений 1918–1945 гг. Томск: Издательство Томского университета, 2003. 113 с.
- Литвинов М., Внешняя политика СССР. M., 1937. — С. 376.
- Майский. И. И. Воспоминания советского дипломата, т. I, М., 1964. — 430 с.
- Майский. И. И. Путешествие в прошлое, М., 1960. — 340 с.
- Матвеев В. М. Британская дипломатическая служба. — М.: Международные отношения, 1984. — 160 с.