Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного материала. С использованием методики диагностики коммуникативных умений обучающихся выполнен анализ сформированности коммуникативных умений учащихся 5–8 классов. На основе анализа было проведено исследование, которое показало, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных умений учащихся.
Ключевые слова: коммуникативные умения, образовательный процесс, интерактивные технологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения делает упор на развитие у учащихся универсальных учебных умений.
Так как в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, ведущую роль в этот период приобретают коммуникативные умения.
Коммуникативные умения — это умения, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.
Исходя из этого перед учителем предметников встает следующая задача: «научить ребенка учиться в общении».
Целью исследования былоизучение влияния использования интерактивных технологий обучения на формирование коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии.
На первом этапе эксперимента с использованием методики В. В. Синявского и В. А. Федорина уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся, был определен уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся перед применением комплекса занятием с использованием интерактивных технологий. Проверялась сформированность таких умений как: умение выстраивать коммуникацию, умение адекватно воспринимать чужое мнение, умение работать в группах, умение обратиться к сверстнику с просьбой, умение оказать поддержку, умение формировать собственное мнение, умение находить компромисс, умение договариваться и т. д. Данный этап эксперимента показал, что 25 % обучающихся имеют низкий уровень развития коммуникативных умений, 49 % средний уровень, 26 % высокий уровень.
На следующем этапе исследования был применен комплекс заданий с использованием интерактивных технологий, который был направлен на развитие коммуникативных умений у обучающихся.
Комплекс заданий включал в себя такие интерактивные формы работы: игра, викторина, кейс, круглый стол, конференция, семинар и т. д. Все формы работы были направлены на вовлечение в образовательный процесс всех участников, что способствовало постоянному контакту учитель-ученик, ученик-ученик.
После применения комплекса занятий с использованием интерактивных технологий снова была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений с использованием методики В. В. Синявского и В. А. Федорина уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся. Диагностика показала, количество обучающихся с низким уровнем сформированности коммуникативных умений сократилось на 9 %, с средним уровнем выросло на 9 %, а с высоким уровнем осталось неизменным- 26 %. (Рис.1)
Рис. 1. Динамика уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (Методика В. В. Синявского и В. А. Федорина)
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующее заключение: реализация уроков с использованием интерактивных методов обучения показала положительную динамику сформированности коммуникативных умений у обучающихся, обучающие стали легче идти на контакт, выстраивать диалог, высказывать собственное мнение, слушать и слышать друг- друга, не бояться высказываться на публику. Применение интерактивных технологий — это прежде всего взаимодействие и общение, а так как география это в большей части устный предмет, то применение интерактивных технологий будет напрямую способствовать развитию коммуникативных умений обучающихся.
Литература:
- Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–9 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2014.
- Бурцева Л. В. Формирование речевых компетенций учащихся // Управление школой. — 2007 г., № 8.
- География. Интерактивные формы работы с учащимися 6–8 классов. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н. Н. Зинченко. — Волгоград: Учитель, 2014.
- Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
- Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. — Спб.: КАРО, 2015.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. — Спб.: КАРО, 2013.