На обложке
изображен Вольф Соломонович Мерлин (1898–1982), советский психолог,
специалист в области дифференциальной психологии, создатель теории интегральной
индивидуальности, автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности.
Его отец — Соломон Наумович
(Хаим-Шлёма Несанелевич) Мерлин — был учителем математики в могилёвской
классической мужской гимназии имени императора Александра I Виленского
учебного округа. В семье и в гимназии Вольф Мерлин получил классическое
образование, овладел пятью языками, включая греческий и латынь. По
окончании учёбы в классической гимназии Вольф Мерлин получил право
преподавания в народных школах и право поступления в вузы
России.
В 1918–1920 годах работал
инструктором по внешкольному образованию уездного отдела народного образования
Рязанской губернии. Участвовал в историческом первом и единственном
Всероссийском съезде по внешкольному образованию в мае 1919 года
с участием В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского,
посвященном ликвидации безграмотности в стране.
В двадцатых годах работал в психотехнической
комиссии при областной совпартшколе имени К. Цеткин в Ленинграде; был
научным сотрудником комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми,
преподавателем психологии Ленинградского педагогического техникума имени К. Д. Ушинского;
затем ассистентом кафедры психологии Ленинградского педагогического института
им. А. И. Герцена, а с 1929 года — доцентом.
В конце двадцатых — начале
тридцатых годов преподавал в Ленинградском институте научной педагогики;
в Саратовском, потом — в Свердловском педагогическом институте.
С 1942 года Мерлин был научным
консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале
в Свердловске. В время войны оказывал психологическую и психотерапевтическую
помощь инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение, в том числе
с помощью гипноза. Изучал проблемы координации движений у раненых
и вопросы реабилитации бойцов, ослепших после ранения. Эта работа была
обобщена в конце 1960-х годов и опубликована в книге
«Проблемы экспериментальной психологии личности».
В начале 50-х годов преподавал на
историко-филологическом факультете Казанского университета.
С 1954 года заведовал кафедрой
психологии в Пермском государственном педагогическом институте, затем
работал в должности профессора, руководителя лаборатории и аспирантуры
кафедры.
Исследования «казанского периода»
(1948–1954 гг.) были направлены главным образом на поиск путей, которыми
разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками.
В центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные
годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий,
темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Основные сферы интересов В. С. Мерлина
в «пермский период»: философия и многозначные логики, математические языки
и методы статистического многомерного анализа вероятностных процессов,
общая (теоретическая) и возрастная психология, психофизиология и психология
личности, системное исследование индивидуальности человека.
К 1975 году Мерлин вместе
с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические
основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности.
Незадолго до смерти Мерлин закончил
машинописный вариант монографии «Очерки интегрального исследования
индивидуальности». Книга была издана в издательстве «Просвещение» четыре
года спустя, в 1986 году.
В 1982 году как член
оргкомитета VI съезда психологов СССР Мерлин готовил симпозиум по интегральному
исследованию индивидуальности человека, но симпозиум прошёл уже после его
смерти.
В Пермском государственном
педагогическом университете с 1985 года проводится конференция,
посвящённая памяти В. С. Мерлина, которая получила название
«Мерлинские чтения».
С 1998 года в Пермской области
учреждена премия имени Вольфа Соломоновича Мерлина по проблемам философии,
психологии, социологии и культурологии.