Данная статья посвящена анализу участия прокурора по гражданским делам. В статье обращается внимание на ряд пробелов действующего законодательства в отношении данного субъекта гражданского процесса.
Ключевые слова : прокурор, военный прокурор, участие, суд, закон, конституция.
Военные прокуроры являются ключевыми участниками в системе военного правосудия и обеспечивают выполнение законности в военных органах и формированиях. Однако, помимо военной судебной деятельности, военные прокуроры могут принимать участие в гражданском процессе. В данной статье будут рассмотрены возможности и ограничения участия военного прокурора в гражданском процессе, а также вопросы, связанные с применением законодательства и научными источниками.
В п. 2 статьи 1 данного Закона указывается, что «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов» [2].
М. В. Кормушкин считает, что участие военного прокурора в гражданском процессе является несоответствующим и противоречащим принципам справедливости и разделения властей. Они указывают на то, что военные прокуроры имеют специфическую подготовку и ориентированы на решение военных дел, что может негативно сказываться на их компетентности и понимании гражданского права [5].
По мнению Филипповой Н. В. судебная практика также отражает различные точки зрения по этому вопросу. В некоторых случаях суды признают допустимым участие военного прокурора в гражданских процессах, особенно если дело связано с военными объектами или нарушением военной дисциплины. Однако, существуют случаи, когда суды отказывают в допуске военного прокурора в гражданских делах, сославшись на отсутствие соответствующей компетенции и специализации в гражданском праве [6].
В целом, проблема участия военного прокурора в гражданском процессе вызывает серьезные сомнения и требует дальнейшего обсуждения и разъяснения со стороны законодательства и судебных органов. Важно найти баланс между обеспечением справедливости и эффективной защитой гражданских прав.
В участии военного прокурора в гражданском процессе существует ряд проблем участия военного прокурора в гражданском процессе, а именно
- Военный прокурор представлял интересы государства, которые могли не всегда совпадать с интересами граждан, участвующих в гражданском процессе. Это вызывало конфликт интересов и снижать объективность и независимость рассмотрения дела.
- Военный прокурор обычно не обладает достаточным опытом и знаниями в области гражданского права. Он имеет специфическую подготовку, связанную с военными вопросами и преступлениями, а не с гражданским правом. Это может привести к неправильной трактовке норм гражданского законодательства и ограничению прав и интересов гражданских сторон в процессе.
- Возможное противоречием интересов военного прокурора в гражданском процессе. Военная прокуратура заинтересована в защите интересов государства, и в некоторых случаях это может стоять в противоречии с интересами гражданских сторон. Это может привести к неправедному распределению сил и влияния в процессе и снижению справедливости его рассмотрения.
По мнению Гладковой О. Г. прокурор в суде занимает положение истца, ведь по его заявлению может быть начато дело, он является субъектом доказывания и наделен правом участвовать в судебных заседаниях, добиваясь удовлетворения заявленных требований [3].
Джалилов Р. О. считает, что прокурор в суде выступает представителем государства, поскольку имеет государственную (а не гражданско-правовую) заинтересованность, а основанием его участия в деле является прямое предписание закона [4].
Анализируя вышеприведенные суждения по поводу определения правового статуса прокурора в суде, необходимо учитывать, что частично они были высказаны во времена действия законодательства советского периода, когда прокуратура уполномочивалась участвовать в любом деле, осуществляя функцию надзора за точным соблюдением законности. Однако, в связи с приведением деятельности прокуратуры в суде в соответствие с принципом независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции) [1], эта ее функция (надзора) была отменена. Как следствие, действующее процессуальное законодательство не предусматривает возможность участия прокурора в деле для предоставления выводов, выступавшую одним из проявлений наблюдательной функции.
Таким образом, становится очевидным, что военный прокурор в суде выступает не как представитель государства, а как должностное лицо государственного органа — военной прокуратуры, которая на основании закона выполняет конкретные задачи и функции [5].
В соответствии с Конституцией РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей и сбалансированности между ними. При этом, военная прокуратура не является независимой ветвью власти, она является подразделением прокуратуры Российской Федерации и подчиняется прокурору Российской Федерации [2, ст. 46].
Также следует отметить, что военный прокурор может участвовать в гражданских процессах и в военных судах только в тех случаях, когда это связано с защитой государственных интересов. Таким образом, военный прокурор выступает в роли представителя государства и не является стороной в гражданском процессе.
Таким образом, участие военного прокурора в гражданском процессе является необходимым для защиты государственных интересов, в том числе интересов обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако военный прокурор имеет определенные ограничения, связанные с его должностными обязанностями и требованиями независимости и беспристрастности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
- Гладкова О.Г. «О статусе прокурора в гражданском процессе»
- Джалилов Р.О. «Процессуальный статус прокурора в гражданском процессе»
- Кормушкин М.В. «Правовой статус военного прокурора в гражданском и административном процессе»
- Филиппова Н. В. «Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих».