В статье автор рассматривает идею создания логистического центра для сельскохозяйственной отрасли региона.
Ключевые слова: транспорт, железная дорога, логистика, сельское хозяйство, проектирование, склад.
При создании логистических транспортно-терминальных структур на коммерческой основе появляется сразу несколько положительных тенденций, среди которых: повышение производительности перегрузочных пунктов и узлов, совершенствование процесса бесперебойности и качества поставок для потребителей, нарастить внешнеторговый потенциал для региона и государства, ускорить процесса оборота средств, а так же повысить социально-экономическую привлекательность мест их расположения.
Под стратегией размещения терминально-логистического комплекса (ТЛК) понимается разработка комплексного методического подхода, учитывающего множество факторов — социальных, экономических, инвестиционных и др.
Для создания регионального предприятия рассмотрим один из самых экономически развитых регионов Российской Федерации — Краснодарский край. Значительное воздействие на экономику края оказывают выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал.
Согласно административно-территориальному делению, в состав края входят 38 районов, 26 городов, 12 внутригородских районов (округов), 12 поселков городского типа, 411 сельских, поселковых и станичных округов, объединяющих 1725 сельских населенных пунктов [1].
Краснодарский край образован 13 сентября 1937 года. Расположен на юге европейской части РФ, входит в состав Южного федерального округа РФ. Административный центр — г. Краснодар; расстояние от г. Краснодара до г. Москвы — 1539 км
Краснодарский край является одним из важнейших сельскохозяйственных регионов России. Плодородные почвы и благоприятные климатические условия создают широкие возможности для развития всех отраслей сельскохозяйственного производства.
В крае возделывается более 100 различных видов сельскохозяйственных культур. В 2020г. посевы зерновых культур занимали 66 % (в 2010г. — 60 %) общей посевной площади, технических — 24 % (24 %), картофеля и овощебахчевых культур — 3 % (3 %), кормовых — 8 % (13 %).
Краснодарский край — крупнейший регион России по производству зерна, в 2020г. в крае произведено 11,2 % валового сбора страны, риса — 74,6 %, сахарной свеклы — 18,3 %, семян подсолнечника — 7,4 %.
Сельскохозяйственные организации края, как и в предыдущие годы, являются основными производителями зерна (в 2018г. на их долю приходилось 68 % валового сбора), 86 % сахарной свеклы, 59 % подсолнечника на зерно; на хозяйства населения приходилось 71 % картофеля и 40 % овощей [2].
Одной из главных проблем в системе сельского хозяйства является нехватка или недостаточные мощности существующих складов и ЛЦ. Строительство ЛЦ по оптово-розничной торговле сельскохозяйственной продукцией в Краснодарском крае предполагается сооружать с учётом актуальных стандартов и требований к складам.
Участок имеет кадастровый номер: 23:03:0204076:33, расположен в Белоглининском районе, село Белая Глина, улица Красная, дом 160 (рис. 1, рис.2). В непосредственной близости к участку строительству располагается автомобильная дорога общего пользования г. Тихорецк — с. Белая Глина — граница Ростовской области. В 4 км от предполагаемого участка строительства ЛЦ находится грузовая железнодорожная станция Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги — Белая глина. Расположена на двухпутной магистрали Сальск — Тихорецкая, электрифицированной переменным током.
Рис. 1. Местность для строительства ЛЦ [3]
Рис. 2. Снимок земельного участка [4]
Следовательно, параллельно со строительством ЛЦ образуется пересадочный узел между автомобильным и железнодорожным транспортом, который впоследствии сможет использоваться не только для грузовой работы, но и для пассажиров.
Общая площадь земельного участка составляет 29,7 Га. При этом площадь застройки составит порядка 20 Га, дорожного покрытия 15 Га.
Проектируемый ЛЦ будет включать в себя комплекс просторных, оборудованных по высоким стандартам складских корпусов, складских помещений классов «А+» и «А», и «В+» и «В». Общей площадью 8 640 м 2 .
В непосредственной близости (3 км) к проектируемому ЛЦ располагается функционирующий Белоглинский элеватор. Площадка элеватора занимает 185526 м 2 . Вместимость зернохранилища в новом элеваторе — 162 тысячи тонн, а в старом 31,2 тыс. т.
Узел приёмки с автотранспорта с 9 одновременно поступающих зерновых потоков, производительность каждого потока 175 тонн в час. Грузоподъёмность транспорта — до 60 тонн. Узел отгрузки на автотранспорт имеет 7 одновременных потоков.
Имеется узел отгрузки на железнодорожный транспорт, с 5 одновременно поступающих зерновых потоков, зерновой поток 175 т/час. 3932 метра собственных железнодорожных путей.
Характеристики складской зоны:
- Холодильная камера для овощей — 2000 т., оборачиваемость 60 дней, грузооборот суточный (35тонн+35тонн) (10 % потребности города).
- Холодильная камера для фруктов — 1500 т., оборачиваемость — 30 дней, грузооборот суточный — (50тонн+50тонн)
- Холодильная камера для молочной продукции — 300 т., оборачиваемость — 7 дней, грузооборот суточный — (45тонн+50тонн)
- Склад-бакалея — 200 т., оборачиваемость — 30дней, грузооборот суточный — (7тонн+7тонн).
Специально для ЛЦ разработаны технические решения, реализация которых обеспечивают следующие условия и результаты:
— длительное хранение продукции при минимальных потерях (3–5 %);
— охлаждение продукции с +20⁰ С до -20⁰С;
— хранение продукции при температуре от 0⁰ С до — 25⁰C;
— хранение продукции при 96 % влажности.
В структуре ЛЦ предусмотрены: оптовая складская зона, распределительная и перерабатывающая зоны и лаборатория. Кроме того, запланированы центр логистики, зоны мелкооптовой торговли, площадки для торговли с автомобилей, зона реализации товаров местных производителей. Отличительной чертой данного проекта является функционирование Центра логистики, который выступает основным оператором, отслеживает конъюнктуру рынка, осуществляет диспетчерское управление грузопотоков и ценообразование.
На основании статистических данных, потенциальные потребители ЛЦ — это торговые предприятия (63 % от общего числа потенциальных клиентов) и промышленные предприятия (37 %) Краснодарского края.
Соответственно, проектируемый ЛЦ станет мощным распределительным узлом сельскохозяйственной промышленности за счёт своего расположения на пересечении автомобильной и железной дорог.
Литература:
- https://admkrai.krasnodar.ru/(дата обращения 16.05.23)
- Краснодарский край в цифрах. 2018: Стат. сб. / Краснодарстат –
- Краснодар, 2019.
- https://9galaxy.ru/sielkhoz_ziemli_v_bieloriechkie (дата обращения 20.05.23)
- https://yandex.ru/maps (дата обращения 20.05.23)