В статье автор рассматривает принципы, формы и методы антикоррупционного воспитания, применяемые в настоящее время в российском обществе.
Ключевые слова : антикоррупционное воспитание, правовое воспитание, формирование, антикоррупционное мировоззрение, внеурочная деятельность, основной метод, российское общество, метод поощрения, метод принуждения, проблема коррупции, мнение.
Возрастающий уровень коррупции в современном обществе без оговорок о том, российское общество мы рассматриваем или мировое сообщество в целом, требует максимального внимания к решению к данной проблеме и одной из возможностей ее решения можно рассматривать развитие системы антикоррупционного воспитания и просвещения граждан.
Антикоррупционное воспитание входит в систему правового воспитания и направлено на формирование личности, которая характеризуется высоким уровнем правосознания. В настоящее время антикоррупционное воспитание является одним из основных направлений в деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих просветительскую деятельность, и его результаты должны способствовать повышению уровня неприятия коррупции в российском обществе.
Антикоррупционное воспитание по мнению А. И. Поповой и С. В. Посадсковой является «долговременным, стратегическим, но в тоже время самым эффективным по своим возможным последствиям проектом» [3]. Можно согласиться с данной позицией, только через внедрение новых форм антикоррупционного воспитания и актуализации ранее применяемых, мы можем заложить плацдарм для формирования поколения граждан, категорически не приемлющих коррупцию как явление.
В современной науке употребляются два термина «антикоррупционное воспитание» и «антикоррупционное просвещение». Очень часто они используются синонимично, но хотелось бы сосредоточиться на имеющихся отличиях в содержании действий. Когда мы говорим об антикоррупционном просвещении, мы рассматриваем только один из аспектов антикоррупционного образования в целом — это действия, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения у гражданина.
Антикоррупционное воспитание же в свою очередь представляет действия, направленные не только на формирование антикоррупционного мировоззрения, но и связано с получением новых знаний и формирует определенные навыки.
Антикоррупционное воспитание строится на соблюдении ряда принципов, а именно: принцип индивидуального подхода, учитывающий особенности личности воспитуемых; принцип самовоспитания, который предполагает действия, направленные на внутреннее развитие личности; принцип системности, определяющий поступательное непрерывное развитие личности и представлений о вреде коррупции; принцип превентивности, направленный на предупреждение и пресечение коррупционного поведения личности; принцип интегрированности, который позволяет вовлекать в антикоррупционное воспитание все субъекты, участвующие в социализации личности.
В науке выделяются следующие задачи, которые реализуются посредством мероприятий по антикоррупционному воспитанию: систематизация теоретических знаний о коррупции; предложение направлений противодействия коррупции во всех сферах отношений; формирование в обществе негативного образа коррупции; формирование негативного отношения к любым коррупционным проявлениям; формирование антикоррупционных ценностей.
Как уже отмечалось ранее, антикоррупционное воспитание является частью правового воспитания личности, и как отмечает в своих работах М. В. Саакян: «Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения» [4].
Методы правового, включающего в себя антикоррупционное, воспитания представляют собой, по мнению М. М. Галимова: «совокупность определённых приёмов и способов воспитательной работы, применяемых в целях развития мотивации, взглядов и убеждений, привычек поведения и выработке навыков правового поведения граждан» [1].
Как отмечает в своих исследованиях С. С. Крыгин, основа правового воспитания базируется на двух группах методов: «метод прямого воздействия, результатом которого является формирование правовой психологии, правовых установок, активной гражданской позиции личности, групп, коллективов, и метод опосредованного воздействия, осуществляемый посредством средств массовой информации, через механизмы общественного мнения» [2].
Как отмечает Т. А. Стефановская «средства воспитания — это виды деятельности, характерные для определённого возраста; предметы, приспособления для осуществления какой — либо деятельности, среда в педагогическом плане (микросреда)» [5].
При планировании процесса антикоррупционного воспитания, необходимо учитывать то, в какой степени используемые методы совместимы с теми или иными формами и средствами правового воспитания.
Проведенный в работе анализ теоретических, методологических подходов к проблеме антикоррупционного воспитания, дал нам возможность выявить несколько аспектов организации антикоррупционного воспитания в стране в целом: при формировании программ антикоррупционного воспитания активно учитывается опыт региональных и иностранных практик противодействия коррупции; происходит серьезное нормативно-правовое закрепление требований к формированию и осуществлению программ антикоррупционного воспитания на всех уровнях нашего образования; к реализации практико-ориентированных программ антикоррупционного воспитания привлекается все большее количество представителей правоохранительных органов и судебной системы.
Литература:
- Галимов, М. М. Система правового воспитания трудящихся в развитом социалистическом обществе / М. М. Галимов. — Москва: Мысль, 1995. — 185 c. — Текст: непосредственный.
- Крыгин, С. С. Правовоспитательная функция современного Российского государства: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Крыгин С. С.; Кубанский государственный аграрный университет. — Краснодар, 2009. — 79 c. — Текст: непосредственный.
- Попова, А. И. Антикоррупционное воспитание / А. И. Попова, С. В. Посадскова. — Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2021. —Т.9, № 1. — С. 109–116.
- Саакян, М. В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры / М. В. Саакян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2009. — № 3. — С. 107–110.
- Стефановская, Т. А. Педагогика как наука и искусство / Т. А. Стефановская. — Москва: Совершенство, 1998. — 798 c. — Текст: непосредственный.