В настоящей статье раскрываются особенности существующих в современном мире систем патентования, анализируются их положительные и отрицательные стороны. В связи с наличием недостатков у каждой системы, автор рассуждает о возможности создания единой системы патентования посредством создания единого регистрирующего органа на мировом уровне.
Ключевые слова: патент, регистрирующий орган, право, интеллектуальная собственность, системы патентования.
Историческое развитие патентного права началось ещё в XVI-XVII веках. С развитием общества появлялись всё новые изобретения, многие государства объединялись в полноценные союзы, что позволяло им развивать отдельные отрасли законодательства не только внутри своего государства, но в сотрудничестве на страны всего союза.
С каждым годом технический прогресс предоставлял людям всё больше возможностей в разработке новых для человечества изобретений. В начале XXI века активно началось развитие информационных технологий, прогрессировал процесс глобализации, появился «Интернет» и иные способы активного взаимодействия между людьми и поиска информации.
В 20-ые годы XXI века начали появляться полноценные нейросети, позволяющие человеку найти ответ на его вопрос буквально в считанные минуты, в то время как на поиск такого ответа самостоятельно человек мог потратить часы. [4]
В связи с указанными изменениями актуальным видятся вопросы защиты интеллектуальной собственности. На протяжении всего развития патентных систем, общество старалось разработать эффективные способы защиты прав авторов. В результате такой деятельности нам известно на данный момент три основных вида систем патентования, применяемых по всему миру. Такими системами являются явочная, проверочная и отсроченная система патентования. [3]
Следует отметить, что, как правило, в каждом государстве или содружестве государств определены свои критерии для выдачи патентов на объект интеллектуальной деятельности, а также сроки действия таких патентов.
Итак, явочная система патентования считается самой простой системой из перечисленных. В государствах с такой системой патентования упрощенная проверка заявок авторов на выдачу патента. Проверка происходит лишь формально, государственный орган проверяет не является ли объект патентования законодательно запрещенным, соответствует ли заявка требованиям к её оформлению и имеется ли единство патентуемого изобретения. Всё остальные критерии патентоспособности изобретения, такие как новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень не проверяется и не изучается. В связи с чем уже можно увидеть отрицательные стороны данной системы, это возможность выдачи несколько патентов различным лицам на изобретение, уже существующее в мире. Поэтому в таких государствах большое количество судебных споров на оспаривание патента и защиты своих прав интеллектуальной собственности. Однако достаточно быстрая, по сравнению с другими системами, выдача патента, дешевизна и простота позволяют использовать данную системы в бедных странах.
Проверочная система патентования поглощает явочную систему и дополняет её проверкой заявки на выдачу патента, по существу. Такая проверка осуществляется путем проведения экспертизы, которая проводится регистрирующим органом. В связи с чем, в государствах с такой системой патентования, выдаваемые патенты обладают высоким уровнем защиты, так как проводимая экспертиза позволяет с большой вероятностью установить отсутствие соответствующего изобретения в мире и выдать уникальный патент. Однако из отрицательных сторон данной системы выделяют её дороговизну и длительный период проведения проверки. Такие проверки для разных объектов патентования могут проходить от одного до двух лет, что в результате может приводить к тому, что изобретение, на которое получают патент просто теряет свою актуальность и становится невостребованным.
Отсроченная система патентования сочетает в себе признаки и явочной, и проверочной системы. Исключением и особенностью является, что проведение экспертизы осуществляется исключительно по ходатайству заявителя или заинтересованного лица, на права и интересы которого может повлиять выдаваемый патент.
Следует отметить, что по результату исследований с 2018 по 2020 года уменьшается количество подаваемых заявок на выдачу патента. [2] Причин тому много. Одной из основных является различное законодательное регулирование стран в области интеллектуальной собственности, в результате чего одни государства считают, что выдача патента на селекционные достижения или отдельные объекты программного обеспечения, которые используются всеми могут или не могут быть запатентованы.
Также следует отметить, что в связи с глобализацией и появлением «Интернета» нарушение прав интеллектуальной собственности во многих сферах становится просто неконтролируемо и слабо защищенно. Многие авторы стараются зарегистрировать патент в другом государстве, так как в их собственном уже существует данное изобретение с выданным патентом [1].
В связи с чем, для решения многих проблем, вызванных различиями систем патентования, ускорением уровня развития общества, особенно в информационных технологиях, предлагается создание единого, мирового органа, который будет обладать функционалом выдачи патентов. При этом все национальные органы в этой сфере должны быть упразднены или соответствующие функции по выдаче патентов должны быть исключены из функций таких регистрирующих органов.
Предполагается, что данный орган не будет причастен к одному государству, наоборот видится логичным включение в него специалистов многих государств для получения баланса мнений с каждой стороны. При этом такой орган позволит вести один единый учет всех имеющихся в мире патентов, что позволит полностью исключить выдачу нескольких патентов на аналогичные объекты интеллектуальной деятельности.
Конечно, в связи с созданием такого государства возникает достаточно большое количество вопрос, как например: где будет располагаться данный орган? Кому он будет подчиняться? Кто и в каком порядке будет осуществляться деятельность данного органа?
Данные вопросы являются наиболее актуальными. Тем не менее, предполагаем, что мы можем руководствоваться опытом уже созданных мировых организаций. Как например организация объединенных наций, всемирные организаций в разных отраслях. Всемирный орган патентования должен обладать достаточным количеством работников, позволяющим осуществлять проверку заявки на выдачу патента не дольше одного года в целях сохранения актуальности выдаваемого патента и самого изобретения.
Конечно, вопросы местонахождения являются достаточно спорным, так как нынешняя политическая ситуация в мире позволяет однозначно установить наличие в отношениях многих стран напряженности или вовсе вражды. Однако с нашей точки зрения, расположение может не играть существенной роли, в связи с наличием развитых информационных технологий, которые позволят подавать заявки на выдачу патент из любого уголка мира.
Немаловажным является вопрос подчиненности данного органа, однако считаем, что данный орган должен подчиняться самому большому мировому сообществу — организации объединенных наций. Естественно, мы не предполагаем, что главы всех государств или представители стран в данной организации будут рассматривать жалобы авторов на задержку в проведении экспертизы, или иные организационные вопросы. Каждое государство должно определить ряд уважаемых патентных поверенных, которые будут выступать от лица конкретного государства в качестве представителей для решения вопросов данного органа.
Мы считаем, что наиболее актуальные вопросы нарушения прав авторов таким органом могут рассматриваться в национальных судах страны автора, но на уровне высших судебных органов, с возможностью обжалования Европейского суда по права человека.
Действительно, вопросов с созданием единого регистрирующего патенты органа возникает великое множество и проработка всей структуры, полномочий и функций в рамках одной научной статьи является невозможным. Более того, для создания такого органа все страны мира должны идти на диалог друг с другом, чего в настоящий момент наблюдать не приходится.
Защита интеллектуальных прав всегда была важной задачей каждого государства. Создание такого единого органа могло бы решить действительно важные проблемы в сфере патентования изобретений, позволить создать хороший фундамент для защиты прав интеллектуальной собственности путем качественной и эффективной проверки заявок на патент.
Литература:
- Акишина, Е. А. Патентная система как инструмент защиты объектов интеллектуальной собственности / Е. А. Акишина // Экономика знаний: инновационная экосистема и новая индустриализация региона: Материалы Всероссийского молодежного инновационного форума, Краснодар, 27 мая 2017 года / Научный редактор В. В. Ермоленко. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. — С. 3–9. — EDN ZESPWF.
- Болоховец, А. Е. Патентование в разных странах мира / А. Е. Болоховец, А. С. Удовиченко // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 октября 2021 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2021. — С. 108–111. — EDN KEXXDG.
- Киреева, А. И. Актуальные вопросы системы патентования, их недостатки и преимущества / А. И. Киреева // Инновационное развитие. — 2017. — № 10(15). — С. 39–40. — EDN ZRKWYB.
- Морхат, П. М. Проблемы патентования изобретений, созданных юнитом искусственного интеллекта / П. М. Морхат // Закон и право. — 2018. — № 8. — С. 40–43. — DOI 10.24411/2073–3313–2018–10093. — EDN XUKXID.