Автором в данной работе рассматривается организация деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих предоставление услуг; обязанности органов по оказанию услуг и требования к их оказанию.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, государственные функции, обращение граждан и юридических лиц, обязанности органов государственной власти.
В настоящее время можно наблюдать неэффективную работу органов исполнительной власти в развитии системы государственного и муниципального управления. Организации представления государственных и муниципальных услуг нуждается в улучшении. Результаты проведенной реформы свидетельствуют о слабой эффективности текущих методов управления. Критически важной частью управленческого процесса является оказание публичных услуг. Взаимодействие между системой услуг и качеством жизни населения неразрывно связано, на что следует обратить внимание.
В июле 2010 г. принят Федеральный закон № 210-ФЗ, закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти при предоставлении государственных услуг, органов местного самоуправления при предоставлении муниципальных услуг и общества [1].
По мнению С. Зенина: «Одними из критериев успешного действия вышеупомянутого Закона являются четкая регламентация прав и обязанностей сторон при возникающих правоотношениях, а также соблюдение этих прав и обязанностей. В особенности это относится к органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, подведомственным государственным органам и органам местного самоуправления организациям. Подробное разъяснение обязанностей данных органов поможет предотвратить множество проблем, например, связанных с коррупцией. Хотя в названном Законе закреплен перечень обязанностей государственных органов по предоставлению государственных услуг, еще не созданы все условия для их выполнения. Далее мы проанализируем закрепленные в ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, и предложим определенные мероприятия, которые позволяют улучшить работу этих органов» [2].
Стоит обратить внимание, на то, что государственные услуги и исполнение государственных функций могут быть представлены только при условии обращении гражданина или юридического лица. Однако следует отметить, что в настоящее время при определенных условиях, возможен без заявительный порядок получения государственных услуг. Действующая система органов государственной власти в Российской Федерации предполагает создание специально уполномоченных органов власти, представляющих собой федеральные органы, деятельность которых направлена на предоставление государственных услуг.
В качестве примера можно выделить несколько таких федеральных агентств. В соответствии с пп. е п. 4 Вопросов Федерального агентства водных ресурсов одной из функций данного органа выступает оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности [3]. В данном случае, основанием для оказания услуги будет выступать устное или письменное обращение гражданина о предоставлении ему соответствующей информации. Федеральное дорожное агентство в соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, оказывает государственные услуги в виде, например, выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию: автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкция которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации и т. д. [4].
Предоставление квалифицированных государственных услуг гражданам и юридическим лицам, создает требования к профессионализму государственных служащих (внимательность, готовность, представление достоверной информации, отсутствие материальных интересов и т. д.).
Также хотелось бы сделать акцент на то, что профессиональная квалификация и опыт государственного служащего формируют эффективный процесс предоставления услуг и его гарантированный результат. Один из немаловажных аспектов, знать мнение клиентов о проделанной работе и с помощью опросов, обновлять эту информацию.
В Федеральном законе № 210-ФЗ содержится перечень обязанностей органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Под обязанностями понимается определенный перечень правомочий, которые образуют статус органов, предоставляющих услуги государственного и муниципального характера. Также в законе перечислены основания, по которым возникают обязательства. Некоторые основания возникают из действий физических и юридических лиц, они не предусмотрены законом, но их решение следует из общих принципов законодательства Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону № 210 ФЗ, к органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия. Обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, соотносятся с правами заявителей. Одной из обязанностей органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, является предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами.
Следующая обязанность заключается в обеспечении возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Хотелось бы особое внимание обратить на Портал государственных услуг Российской Федерации. Данная государственная информационная система обладает рядом преимуществ: во-первых, простота и удобство получения услуги — нет необходимости посещать учреждения и организации лично, а также выходить из дома или покидать рабочее место; во-вторых, быстрота получения услуг — получение результата за меньшее время; в-третьих, сокращение количества требуемых для получения услуги документов; в-четвертых, возможность отслеживать статус поданных запросов — информирование граждан на каждом этапе; в-пятых, возможность в любое время мгновенно обратиться в службу поддержки, в том числе и через интернет, в случае возникновения трудностей; в-шестых, преимущества для работодателей — использование интерактивного портала Госуслуги. Многие моменты взаимодействия работодателя и сотрудников также упрощаются с помощью сайта Госуслуги [5].
В законодательстве в статье 6 Федерального закона № 210 ФЗ закреплена обязанность представлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении публичных услуг, представляют и получают документы безвозмездно, за исключением документов: удостоверяющих личность гражданина РФ; воинского учета; о государственной регистрации актов гражданского состояния; подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; подтверждающих представление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида; подтверждающих прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства и т.п. [6].
Также государственные органы должны выполнять иные обязанности связанные с представлением государственных и муниципальных услуг согласно требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Литература:
- Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210 [в ред. от 30 июля 2010 г. N 168]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4179.
- Зенин Сергей Сергеевич. Правовое регулирование обязанностей органов публичной власти, предоставляющих государственные и муниципальные услуги // Актуальные проблемы российского права.-2014.
- Вопросы Федерального агентства водных ресурсов: Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169 [в ред. от 10 апреля 2004 г. № 75]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.- № 31 ст. 3264.
- Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 [в ред. от 29 июля 2004 г. № 160]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3264.
- Селезнев П. И. Развитие государственных услуг в современной экономической системе: Дис. канд. экон. наук. М., 2012. С. 3
- Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве РФ. [Электронный ресурс] // Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций: [сайт]. [2016]. URL:https://studref.com/645261/menedzhment/organizatsiya_predostavleniya_gosudarstvennyh_munitsipalnyh_uslug (дата обращения: 25.05.2023).