Организация тренировочного процесса в триатлоне на этапе высшего спортивного мастерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, В. С. Организация тренировочного процесса в триатлоне на этапе высшего спортивного мастерства / В. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103420/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: триатлон, тренировочный процесс, циклы подготовки.

Триатлон — это сравнительно молодой вид спорта, который постепенно завоёвывает популярность во всём мире [1]. Триатлон — это вид спорта, особенностью которого является выполнение соревновательной упражнения, которое состоит из последовательного прохождения трёх этапов: плавание, велогонка и бег [3]. Каждый из этапов разделён транзитной зоной, на которой атлет меняет экипировку для выступления на следующем этапе.

В триатлоне, на сегодняшний день, существуют множество соревновательных дистанций, самая короткая дистанция представлена спринтом (атлет преодолевает плавательный этап протяжённостью 750 м, далее переходит на этап велогонки которая составляет 20 км, после велогонки атлет выходит на беговой этап протяжённостью 5 км), самая продолжительная соревновательная дистанция имеет название ультра триатлон (плавание 78 км, велогонка 3.600 км, беговой этап составляет 844 км) [5].

Дистанция триатлона, включённая в Олимпийскую программу, включает в себя плавательный этап протяжённостью 1.5 км, вело-этап 40 км, беговой этап 10 км, также в практике триатлона данную дистанцию называют стандартной или олимпийской [4].

С ростом уровня популярности триатлона и его распространённости в мире возрастает и уровень спортсменов, участвующих в соревнованиях, также этому способствует и мультидисциплинарность триатлона, в виду особенности выполнения соревновательного упражнения и наличием возрастных групп, спортсмены, закончившие свою профессиональную карьеру в циклических видах спорта пробуют свои силы в триатлоне.

В связи с приростом уровня результатов на международной арене, перед учёными и специалистами в области спорта стоит задача по повышению эффективности тренировочного процесса триатлонистов, что требует качественной проработки существующей наукоёмкой информации, а также качественного научно-методического обеспечения, для постоянного совершенствования уровня подготовленности спортсменов триатлонистов, для эффективного выступления на соревнованиях.

Подготовка спортсмена — это длительный процесс, продолжительность которого может составлять долгие годы. Процесс подготовки спортсменов состоит из комплекса циклических этапов. Спецификой триатлона, который отличает этот вид спорта от других, является выполнение спортсменами соревновательного упражнения, которое включает в себя три этапа циклических видов спорта: плавание, велогонки и кроссовый бег на длинные дистанции [2].

В теории и практике тренировки выделяют три вида циклов, каждый из которых несёт в себе определённые цели и задачи, закладываемые тренером при его реализации. Менее продолжительный из циклов — это микроцикл, который может длиться от 4 до 10 дней, но зачастую продолжительность микроцикла составляет одну неделю. Данный период тренировочных воздействий включает в себя две фазы: кумулятивную и восстановительную, то есть в разрезе одной недели тренировочные нагрузки должны выстраиваться таким образом чтобы на спортсмена производилась тренировочное воздействие с обязательным восстановлением посредством разнообразного арсенала восстановительных средств. С ростом уровня спортивного мастерства, а также этапа спортивной подготовки, доля тренировочных нагрузок в недельном микроцикле постепенно возрастает. Основными составляющими спортивной подготовки в рамках микроцикла являются тренировочной нагрузки направленные на общефизическую подготовку, специально физическую подготовку и технико-тактическую подготовку спортсмена [6].

Далее рассмотрим типы микроциклов, которые применяются при спортивной подготовке и организации тренировочного процесса в триатлоне [6]:

  1. Втягивающие микроциклы. Данный тип микроциклов направлен на подведение организма спортсмена- триатлониста к тренировочным нагрузкам высокой интенсивности. Зачастую втягивающие микроциклы применяются в ситуациях, когда необходимо произвести вырабатывание организма в тренировочный процесс после отдыха или продолжительной болезни. Соотношение компонентов спортивной подготовки: ОФП 40 %, СФП 55 %, ТТП 5 %.
  2. Базовый обще-подготовительный микроцикл. При включении в тренировочный процесс базового микроцикла, тренер ставит перед собой задачу направленного совершенствования технико-тактической, физической и психологической подготовки [80]. Именно на этапе базового микроцикла, тренировочный процесс направлен на выработку адаптационных механизмов в организме спортсменов. Соотношение компонентов подготовки в базовом обще-подготовительном микроцикле: ОФП 30 %, СФП 65 %, ТТП 5 %.
  3. Контрольно-подготовительный микроцикл. По продолжительности, зачастую, самый короткий микроцикл. В рамках реализации данного микроцикла тренеры выстраивают тренировочный процесс таким образом, чтобы максимально эффективно подготовить спортсмена к выступлению на соревновании [7]. Контрольно-подготовительные микроциклы заключают в себе средний объём тренировочных воздействий в сочетании с тренировочными нагрузками высокой интенсивности, что хорошо моделирует соревновательные условия и как следствие спортсмены по окончанию контрольно-подготовительных микроциклов приобретают должный уровень физической работоспособности. Соотношение компонентов подготовки в контрольно-подготовительном микроцикле: ОФП 10 %, СФП 80 %, ТТП 10 %.
  4. Подводящие микроциклы. Данный комплекс микроциклов реализуется в тренировочном процессе при подготовке к ключевым соревнованиям и являются завершающим этапом тренировочных воздействий. Тренировочный процесс в подводящих микроциклах выстраивается с упором на психологическую и предстартовую подготовку. Объём и интенсивность тренировочных воздействий значительно снижена, а соотношение компонентов подготовки в подводящем микроцикле: ОФП 10 %, СФП 75 %, ТТП 15 %.
  5. Ударные микроциклы. В тренерской практике данный тип микроциклов применяется зачастую при организации тренировочных воздействий в условиях нехватки времени для полноценной подготовки к важным соревнованиям. Специфической особенностью ударных микроциклов является наличие так называемых ударных элементов, которыми могут быть как объём, так и интенсивность нагрузки. Соотношение компонентов подготовки в ударном микроцикле: ОФП 10 %, СФП 80 %, ТТП 10 %.
  6. Соревновательные микроциклы. тренировочный процесс организован в соответствии с программой предстоящих соревновательных воздействий. Соотношение компонентов подготовки в соревновательном микроцикле: ОФП 5–7 %, СФП 80 %, ТТП 13–15 %.
  7. Восстановительные микроциклы. Данный тип микроциклов является завершающим этапом высокоинтенсивных и напряжённых тренировочных или соревновательных мероприятий. В основе восстановительных микроциклов преобладают разнообразные восстановительные мероприятия, с малоинтенсивными тренировочными воздействиями. Соотношение компонентов подготовки в восстановительном микроцикле: ОФП 35 %, СФП 60 %, ТТП 5 %.

Мезоцикловые блоки объединяют в себе последовательное чередование или циклическое воспроизведение нескольких микроциклов. Типы мезоциклов имеют ту же направленность что и типы микроциклов, отличие составляет лишь то, что мезоциклов ударной направленности в теории и практике спортивной тренировки не применяются [6].

Тренировочный процесс, организованный в микроциклы и мезоциклы зачастую несёт в себе задачи срочного планирования. Макроциклы решают задачи долгосрочного планирования. в зависимости от задач тренировочного процесса которые решают макроциклы их продолжительность может составлять от 3–4 месяцев до года. Также существует Олимпийские мотоциклы, их продолжительность составляет 4 года, а период тренировочного воздействия является олимпийским циклом. Макроцикловые блоки разделяются на периоды подготовки, которые в свою очередь содержат мезоциклы, объединённые направленностью тренировочных воздействий.

Выделяют следующие периоды тренировочных воздействий, входящие в состав макроцикла:

  1. Подготовительный период макроцикла подготовки. Подготовительные периоды бывают двух видов: обще-подготовительный, его продолжительность составляет порядка 6–9 недель и специально — подготовительный, и его продолжительность составляет 2–3 недели тренировочных воздействий.
  2. Соревновательный период макроцикла подготовки. Как и в случае подготовительного периода, различают два вида соревновательного периода — это период ранних стартов, продолжительность которого составляет от 4 до 6 недель и период непосредственной подготовки к соревнованиям, продолжительностью порядка 6–8 недель.
  3. Переходный период макроцикла подготовки. Направленностью переходного периода является обеспечение полноценного отдыха спортсмена и поддержания на должном уровне показателей функциональной и физической подготовленности для обеспечения оптимального перехода к следующему этапу тренировочного воздействия. Продолжительность переходного периода зависит от ряда факторов, таких как: этап подготовки, индивидуальные особенности спортсмена, продолжительность периода соревнований в которых был задействован спортсмен и ряда других, зачастую длительность переходного периода составляет от 2 до 5 недель [7].

Участие спортсмена в соревнованиях дает возможность объективно оценить эффективность его подготовки, внести корректировку в программу тренировок и составить план дальнейшего спортивного совершенствования.

В зависимости от цели их проведения учебно-тренировочные сборы (УТС) подразделяются на втягивающие, подготовительные, предсоревновательные и соревновательные [4].

Выбор мест для УТС основывается на наличии спортсооружений и мест для учебно-тренировочных занятий и восстановительных мероприятий. Проведение подготовительных и предсоревновательных УТС возможно в высокогорье (в местности, где нет резких погодных колебаний). При организации быта и досуга спортсменов определяющим становится наличие соответствующих условий, а также возможность проведения культурно-массовых мероприятий.

Особенности процесса спортивной подготовки во время УТС заключаются в проведении ежедневных двухразовых тренировок и утренней зарядки, возможности выполнения тренировочных заданий больших объемов, а также широком использовании оздоровительных факторов природы [2].

Организация тренировочного процесса в период предстартового цикла подготовки является сложным процессом, требующим тренера проявления высокого уровня профессионализма, поскольку от оптимально выстроенного тренировочного процесса в этот период напрямую зависит уровень подготовленности спортсмена к соревнованиям. Предстартовые циклы строятся на основе планирования стартов и учебно-тренировочных сборов (УТС) для каждого спортсмена. При этом необходимо определить количество и уровень соревнований, а также количество, назначение и продолжительность УТС.

Вывод

Теория подготовки в триатлоне интегрирует знания, накопленные в предметной области видов спорта, составляющих ее содержание. Представления о специфике сочетания в единой спортивной дисциплине различных видов выносливости обуславливает эффективность интеграции столь различающихся видов двигательной деятельности и обоснованно определяет направления развивающих воздействий на разных этапах становления спортивного мастерства. Понимание данной специфики находится в настоящее время лишь в стадии становления.

Литература:

  1. Аикин, В. А. Современные аспекты спортивной тренировки в триатлоне за рубежом: научно-методическое пособие / В. А. Аикин, Ю. В. Корягина. — Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2015. — 24 с.
  2. Антипина, Ю. В. Совершенствование подготовительного мезоцикла тренировок по триатлону / Ю. В. Антипина // Научная сессия ГУАП: сборник докладов: в 3 ч., Санкт-Петербург, 10–14 апреля 2017 года / Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Том Часть III. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2017. — С. 188–190.
  3. Германова, О. Н. Современное развитие триатлона / О. Н. Германова // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. — 2016. — № 1. — С. 19–25.
  4. Даценко, Н. В. Становление триатлона как олимпийского вида спорта / Н. В. Даценко, А. В. Ежова // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма: Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, Воронеж, 19 апреля 2018 года / Под редакцией О. Н. Савинковой, А. В. Ежовой. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. — С. 106–111.
  5. Иванов, В. И. Триатлон. исторический обзор. подготовка триатлета к выступлению на соревнованиях / В. И. Иванов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 18–19 февраля 2021 года. — Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2021. — С. 260–265.
  6. Триатлон: теория и практика тренировки / Е. Н. Данилова, А. Н. Христофоров, Л. И. Вериго [и др.]; Сибирский федеральный университет; Институт физической культуры, спорта и туризма. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. — 241 с.
  7. Триатлон: Новое в системе спортивной подготовки: зарубежный опыт. Выпуск 26: научно-методическое пособие / А. И. Погребной, И. О. Комлев, переводчик: Е. В. Литвишко, В. А. Горбунов — Краснодар: КГУФКСТ, 2022. — 82с
Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, соотношение компонентов подготовки, микроцикл, спортивная подготовка, тип микроциклов, воздействие, беговой этап, переходной период, продолжительность, тренировочное воздействие.


Ключевые слова

тренировочный процесс, триатлон, циклы подготовки

Похожие статьи

Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Эффективность применения комплексов специальных беговых упражнений в подготовительном периоде у бегунов на средние дистанции

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Онлайн-тренинг по армрестлингу

В условиях невозможности организации полноценного тренировочного процесса применение онлайн-тренинга по армрестлингу наиболее целесообразно в процессе физической подготовки. Техническая подготовка на этапе начального разучивания представляется нецеле...

Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей в учебно-тренировочных группах

Тренировочные методы и средства успешного выступления в летнем полиатлоне

Статья посвящена особенностям сочетания в тренировочном процессе различных методов и средств для достижения высоких результатов в соревнованиях по летнему полиатлону. Исследования направлены на поиск путей повышения резервов в изучении допустимых мет...

Специальная физическая подготовленность акробаток различного амплуа в женских парах

Похожие статьи

Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Эффективность применения комплексов специальных беговых упражнений в подготовительном периоде у бегунов на средние дистанции

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Онлайн-тренинг по армрестлингу

В условиях невозможности организации полноценного тренировочного процесса применение онлайн-тренинга по армрестлингу наиболее целесообразно в процессе физической подготовки. Техническая подготовка на этапе начального разучивания представляется нецеле...

Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей в учебно-тренировочных группах

Тренировочные методы и средства успешного выступления в летнем полиатлоне

Статья посвящена особенностям сочетания в тренировочном процессе различных методов и средств для достижения высоких результатов в соревнованиях по летнему полиатлону. Исследования направлены на поиск путей повышения резервов в изучении допустимых мет...

Специальная физическая подготовленность акробаток различного амплуа в женских парах

Задать вопрос