В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: толерантность, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, ЮНЕСКО, воспитание толерантности.
Вопросы, связанные с формированием толерантного поведения, выступают в качестве одной из актуальных проблем для современного мира, для социальных отношений в котором характерны повышенный уровень агрессии и нетерпимости, ожесточенности и негативного влияния перечисленных факторов на развитие и характер социальных отношений. При этом то обстоятельство, что данная проблема характерна не только для российского общества, но и актуальна для мирового сообщества в целом, подтверждается тем, что еще в 1995 году Генеральная конференция ЮНЕСКО разработала и утвердила Декларацию принципов толерантности. В соответствии с ее текстом определяются основные принципы и закономерности формирования толерантного поведения, а 16 ноября ежегодно отмечается как Международный день, посвященный толерантности [8, c. 11].
Формирование толерантности учащихся начальной школы должно осуществляться в рамках различных направлений их деятельности, с учетом принципов системности, постоянства и комплексного характера работы. Существование многочисленных предпосылок для формирования необходимых качеств на уроках русского языка, развития речи, литературного чтения и окружающего мира, тем не менее, не исчерпывает содержания соответствующей воспитательной и образовательной деятельности. Значительным потенциалом в плане ее организации обладает внеурочная деятельность [3, c. 175].
В соответствии с основными направлениями и содержанием работы по воспитанию, образованию и развитию детей в общеобразовательной школе внеурочная деятельность определяется в качестве образовательной деятельности, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной работы, и, будучи направленной на формирование и достижение результатом основной общеобразовательной программы образования, ориентируется на дополнение учебной деятельности, формирование и развитие личности детей, становления их коммуникативных качеств, облегчения процессов социализации и воспитания, в том числе, трудового, эстетического, гражданского, патриотического, морально-нравственного. В соответствии с содержанием ФГОС внеурочная деятельность выступает в качестве элемента основной образовательной программы, которая формируется самими участниками образовательного процесса. В рамках внеурочной деятельности обобщены все виды деятельности школьников, за исключением непосредственной учебной деятельности, которые позволяют обеспечить решение основных задач, связанных с воспитанием и развитием личности, процессами ее социализации [2].
В рамках организации внеурочной деятельности детей выделяются, согласно общеобразовательной программе, различные ее направления. И проанализировав особенности их содержания, стоит отметить, что наиболее подходящим для этой работы выступает социальное направление. Не меньшее значение в условиях современного развития личности приобретает организация коллективной творческой деятельности, в условиях которой младшие школьники получают максимальное количество возможностей для проявления своей активности и творческой позиции, способностей, реализации своего креативного потенциала, сформировать и продемонстрировать личностное отношение к другим людям, результатам труда сверстников и продуктам их творчества, а также освоить наиболее продуктивные формы коллективной работы, общения, взаимодействия.
Основными принципами формирования толерантности младших школьников во внеучебной деятельности являются принципы толерантности:
– отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
– добровольность выбора, акцент на искренности и честности его убеждений, «свобода совести»;
– умение принудить себя, не принуждая других;
– подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности;
– принятие другого человека, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и другим [2].
В соответствии с этим могут быть определены основные цели проведения внеурочных мероприятий по развитию толерантности в начальной школе:
– приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
– формирование толерантного отношения к себе и другим;
– развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми вне зависимости от состояния их здоровья (в отношениях с людьми с ОВЗ), национальности, культуры, степени выраженности этнических принципов, вероисповедания [1].
В процессе проведения различных видов мероприятий внеурочной деятельности дети получают необходимые представления о правилах вежливости и такта, принципах и этикете поведения в обществе, усваивают принцип безусловной ценности и уважения человеческого достоинства, прав и свобод человека вне зависимости от любых его социальных и демографических характеристик и принципов. Не менее важным является формирование чувства гражданственности и патриотизма, высокой социальной ответственности у детей. Будучи сформированными в контексте основных элементов истории и особенностей развития России как государства социально ответственного, многонационального, эти представления оказываются неизбежно связанными с основами этического воспитания, нравственной культуры, безусловного уважения окружающих людей. При этом именно в рамках внеурочной деятельности, благодаря тому, что могут быть реализованы многочисленные по форме и содержанию мероприятия, создаются наиболее значимые предпосылки для учета возрастных особенностей, индивидуальных потребностей, способностей и потенциала, а также внутренней мотивации, готовности использовать и применять на практике реальные коммуникативные методы и практики, умения и навыки продуктивного взаимодействия.
В соответствии с этим в качестве форм организации внеучебной деятельности по формированию толерантности выделяются:
– экскурсии;
– факультативы;
– походы в театр и кино;
– организация работы кружков и творческих объединений;
– литературно-творческие мероприятия, вечера;
– соревнования;
– обсуждения и беседы;
– круглые столы;
– тренинги;
– конкурсы и викторины;
– олимпиады;
– организация проектной деятельности;
– библиотечные вечера;
– различные формы индивидуальной работы;
– праздники;
– концерты [6, c. 94].
В рамках организации перечисленных форм внеучебной деятельности по воспитанию толерантности активно применяются такие методы, как различные виды дидактических, подвижных и иных игр, беседы, обсуждения, дискуссии и так далее. Основой планирования занятий и использования перечисленных форм и методов выступает учет ситуации в классе, возрастных особенностей, индивидуальных особенностей, потребностей и способностей личности. Несмотря на активное развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими, стремление общаться со сверстниками меняет ребенка, ситуацию его социального развития, но еще не становится безусловным приоритетом. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учиться работать в команде, быть лидером. В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника [1].
В современных общеобразовательных школах активно используются возможности внеучебной деятельности при формировании толерантности детей. Соответствующий опыт описан в научной и учебной литературе, публикациях, представленных в периодической печати. В соответствии с этим стоит отметить, что соответствующие направления деятельности чаще всего организуются в рамках реализации программ дополнительного образования по воспитанию толерантности и программ кружков. Они имеют различные названия, которые в целом отражают содержание работы: «Ты и я — мы оба разные, ты и я — мы оба классные», «Толерантность», «Я, ты, они — мы жители Земли!», «Школа толерантности» и др.
Учитель МБОУ «Хиславичская СОШ», педагог высшей категории И. А. Галынская разработала программу «Воспитание культуры толерантности младшего школьника». В рамках реализации мероприятий программы автор предлагает использование разнообразных направлений и методов работы, форм организации внеурочной деятельности, активно используя экскурсии, посещения театров и кино, соревнований, викторин, игровой деятельности, спортивных праздников — делая упор на развитие практических коммуникативных навыков, умения детей общаться и решать возникающие вопросы в рамках продуктивного взаимодействия [4].
Одним из важнейших направлений внеучебной деятельности выступает формирование практических навыков продуктивного и бесконфликтного общения детей. В соответствии с этим полезными являются тренинговые разработки педагогов. Интересным опытом, например, является разработанное педагогами Астраханской МБОУ СОШ № 37 тренинговое занятие для младших школьников «Толерантная и интолерантная личность». Оно предполагает обогащение словаря детей за счет теоретических понятий, связанных с толерантным поведением, совместное чтение и обсуждение, элементы игровой и театральной деятельности, игровые упражнения, направленные на формирование навыков коммуникативного общения и продуктивного межличностного взаимодействия [7].
Интересный конспект занятия для учеников 3–4 класса «Планета толерантности» разработан педагогом-психологом МБОУ Лицея «Созвездие» № 131 г. Самары Гурьяновой С. А. В рамках занятия объединены диагностика эмоционального состояния детей, развития их речевой активности, мышления. Объединение тренинговых методик по формированию межличностных отношений с диагностическими методами. играми, психологическими техниками, совместным чтением и обсуждением сказки позволяет правильно спланировать работу по формированию толерантности, направить ее таким образом, чтобы, соединив с практическими упражнениями, и заинтересовать детей, и сформировать у них практические навыки, и заложить нравственные чувства, позволяющие уважать других людей, относиться к ним с вниманием, уважением, заботой [5].
Одним из важнейших условий работы по формированию толерантности, как было неоднократно отмечено при проведении исследования, выступает ее комплексный характер. В соответствии с этим важно ориентировать на совершенствование и продолжение такой работы педагогический коллектив и родителей. Опыт проведения родительского собрания для родителей младших школьников «Воспитание толерантности» обобщают в своем комплексном исследовании Матвеева Ю. А., Пурышева С. В., Секретарева Н. В., Денисенко Е. Л. Они предлагают объединить в рамках проведения собрания различные виды деятельности: представить результаты диагностики детей, рассказать о формах работы по формированию толерантности, продемонстрировать возможности упражнений и психологических техник («Цветок толерантности», «Важно-неважно», «Если мой ребенок будет толерантным, то…», «Дерево толерантности», «Путь к толерантности) и так далее. Возможности родительского собрания, комплексный характер работы, несколько направлений деятельности делают соответствующее мероприятие динамичным, насыщенным и интересным.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что формирование толерантного поведения и отношения к миру в начальной школе для решения основных задач и развития гармоничной личности предполагает постоянную, комплексную и последовательную работу. В соответствии с этим кроме ее организации в рамках тех возможностей, которые связаны с учебной деятельностью детей, необходимо учитывать многочисленные направления внеучебной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности.
Литература:
- Верхозина, Т. А. Методы и приемы воспитания толерантности у младших школьников / Т. А. Верхозина [Электронный ресурс] URL: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/metody-i-priemy-vospitaniya-tolerantnosti-u-mladshih-shkolnikov-541754 (дата обращения 28.01.2023).
- Гаан, С. О. Воспитание толерантности у школьников в урочной и внеурочной деятельности / С. О. Гаон. — Текст электронный. — URL: http://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2015/01/08/vospitanie-tolerantnosti-u-shkolnikov-v-urochnoy-i (дата обращения 28.01.2023).
- Гаврилова, Т. Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном и младшем школьном возрасте / Т. Г. Гаврилова. — Текст непосредственный // Диалог культур и толерантность общения. Горно-Алтайск.: Изд-во: «Алтын Туу», 2017. — С. 171–177.
- Галынская, И. А. Воспитание культуры толерантности младшего школьника / И. А. Галынская — Текст электронный. — URL: https://infourok.ru/programma-vospitanie-kulturi-tolerantnosti-mladshego-shkolnika-1921617.html (дата обращения 28.01.2023).
- Гурьянова, С. А. Конспект занятия в 3–4 классе «Планета толерантности» / С. А. Гурьянова — Текст электронный. — URL: https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/36366-konspekt-zanyatiya-v-3–4-klasse-planeta-tolerantnosti.html (дата обращения 29.01.2023).
- Земляченко, Л. В. Формирование культурной толерантности личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности по правовому воспитанию / Л. В. Земляченко. — Текст непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — Том 10. — № 4. — С. 92–96.
- Костина, Э. Р. Тренинговое занятие для младших школьников «Толерантная и интолерантная личность» / Костина Э. Р., Шевцова О. Н. — Текст электронный. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/658579 (дата обращения 29.01.2023).
- Погодина, А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / А. А. Погодина. — Москва: Издательство «Владос», 2015. — 246 с. — Текст непосредственный.