Отношение человека к труду, обществу, людям, а также самому себе во многом определяет коллектив, поскольку именно в нем происходит процесс формирования творческой индивидуальности. Коллектив представляет собой наиболее значительную социальную среду, в которой воспитываются потребности, проявляются задатки способностей, формируется личность [2]. Значительная часть времени дошкольника, его игровой, познавательной, творческой деятельности, его общения и отношений складывается и протекает именно в условиях детского сада, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет детский коллектив дошкольной организации. В коллективе дошкольников с его многосторонними связями, благодаря совместной деятельности его членов достигается всестороннее развитие личности, приобретается первый опыт активного участия в жизни общества [3].
Формирование детского коллектива представляет собой достаточно длительный и сложный процесс. Нельзя не отметить, что вопросы коллективного воспитания в советском пространстве были хорошо проработаны и привлекали внимание довольно значительного числа ученых, в числе которых Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский и многие другие.
На первом этапе формирования группы это, как правило, незначительные по числу участников объединения, которые крайне легко распадаются, поскольку по составу и по времени неустойчивы. На данном этапе одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные игры для малышей по типу хороводов, в которых они действуют одновременно и одинаково. Примером такого рода игр являются «Каравай», «Карусели» и т. д. Отсутствие предметов и принципа соревнований в такого рода играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Организатором такого рода групп является чаще всего воспитатель, предлагая детям объединиться для игровой деятельности и являясь ядром коллектива. Важным моментом здесь является поощрение объединения и привлечение менее активных и подвижных детей.
Следующим этапом, после создания групп, является усиление их устойчивости как с точки зрения состава, так и длительности по времени. Число участников на данном этапе становится уже больше, достигая 10 человек, повышается самостоятельность. Цели группы также становятся сложнее, повышаются организаторские умения участников. Роль воспитателя здесь в том, чтобы формировать организаторские умения у всех детей. На наш взгляд, наиболее оптимальным и эффективным является привлечение в качестве организаторов детей, которые в группе больше всего хулиганят.
Дальнейшее развитие групп заключается в том, что происходит уже процесс самоорганизации — дети уже сами регулируют поведение участников, могут принять или исключить из группы по своему усмотрению. В конечном итоге небольшие группы объединяются уже в единый коллектив. Мотивом объединения здесь становится формулировка единой цели для всей группы — например, работы на участке садика или создание игрушек для детей более младших возрастов. Крайне необходимо участие в мероприятиях, которые имеют значение для всех — дежурство или украшение комнаты к празднику. Воспитатель здесь выступает уже в роли советчика, корректируя, в том числе, поведение излишне активных детей, подавляющих деятельность других.
Согласно закону движения коллектива, сформулированному А. С. Макаренко, развитие коллектива должно находиться в постоянной динамике, без движения вперед произойдёт распад группы. В связи с этим необходимо наличие целей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Одним из сложнейших вопросов является работа с разногласиями и жалобами, как непременным элементом группы. В частности, необходимо крайне тщательно разбираться в причинах поступившей жалобы, а также давать возможность самостоятельно решить конфликтную ситуацию, выступив координатором, в случае необходимости, предоставляя варианты решения проблемы. Именно проработка навыков самостоятельного выхода из конфликтных ситуаций позволяет сделать группу более стабильной и сплоченной. Чем меньше взрослый вмешивается в конфликт детей, тем лучше. В противном случае, уводя ребенка от сложных ситуаций или пресекая их, нет возможности обучить ребенка способам выхода из конфликта. В конечном итоге ему будет трудно поддерживать дружеские отношения, поскольку он усваивает схему поведения: «все дети играют в то, что я говорю», а если это не так — то «это плохие дети, с ними не надо дружить» [5].
Таким образом, коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него воспитателя, который играет большую роль в формировании детского коллектива в дошкольной организации, оказывает существенное влияние на его развитие. Он является одним из авторитетных взрослых людей для детей этого возраста. Именно в коллективе происходит формирование таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог всегда решает двойную задачу — способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе с одной стороны и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности — с другой. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива. Для создания благоприятного функционирования детского коллектива крайне необходимо управление хорошим специалистом.
Литература:
- Аблёзгова С. А., Салова Я. О., Каверина Е. И., Бускина Н. А. Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 98–101. URL: https://apni.ru/article/424-formirovanie-detskogo-kollektiva-v-dou
- Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. — М.: Просвещение, 2000. — С.53–58.
- Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]: Серия: Учебники, учебные пособия / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов-наДону: Феникс, 1999. — 576 с.
- Пивченко В. П. Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современный взгляд // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kollektiv-v-vospitatelnoy-sisteme-a-s-makarenko-istoricheskiy-kontekst-i-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 29.05.2023).
- Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 368 с.