Игровая деятельность на занятиях по дополнительному образованию дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 31.05.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Веснина, Е. Н. Игровая деятельность на занятиях по дополнительному образованию дошкольников / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103453/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная жизнь, новые технологии диктуют свои новые законы в производстве, в образовании, в воспитании детей. В рамках образовательного процесса дошкольного образования педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре.

Важнейшая задача педагогов — совершенствование процесса обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый ребенок дошкольного возраста активно и увлечённо работал головой и руками в понятной для него игровой форме. У детей есть определенная потребность играть в интересные игры, поэтому игровая деятельность, применяемая педагогом на занятиях дополнительного образования, становитсяотправной точкой для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий его основные потребности. В отличие от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и от всего уберегают («Не бегай!», «Не упади!»), в игре он может все: плыть на корабле, летать в космос. Учить школьников и даже взрослых. Таким образом, малыш в игре, как указывал К. Д. Ушинский «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, получает толчок развития интеллекта. Поэтому в настоящее время игровая деятельность выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи.

Современное общество требует неординарного подхода к решению поставленных задач, необходимости проявления лидерских качеств, умение брать на себя ответственность за принятое решение. Многие из этих задач мы решаем в своей повседневной жизни, где игровая деятельность представлена в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием занятий.

Для поддержания игры детьми обычно используются игрушки: игрушка-самоделка, специализированная развивающая игрушка, мячик, даже взрослый или другой ребенок.

Изучая исследования советских психологов и педагогов, можно сказать, что организованное обучение на занятиях по дополнительному образованию является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, внимания, мышления, памяти.

На занятиях по дополнительному образованию с учетом возрастной группы должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимо правильно их подбирать педагогом, чтобы обучающиеся хорошо овладели дидактическим содержанием и правилами.

Характерные особенности дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх, прежде всего, привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Новые игры вводить нужно постепенно. Прежде всего, они должны быть доступны дошкольникам и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, событие общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Играя с детьми в игру «Найди такой же предмет», дошкольники не только получают знания о транспорте, игрушках предметах быта. Но и упражняются в произношении трудных звуков в разных частях слова. В изготовлении материалов для этой игры могут принимать участие родители, что на современном этапе является важным моментом и позволяет родителям принимать непосредственное участие в процессе обучения детей.

Дидактические игры являются как частью занятия по дополнительному образованию, так и занимают свою нишу в свободной деятельности детей. Например, игры-путешествия (виртуальное путешествие), игры-соревнования, игры-упражнения способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Знания, полученные в дидактических играх, дошкольники применяют в повседневной жизни, опытной деятельности, на занятиях.

В играх-драматизациях, сюжетно-музыкальных, сюжетно-дидактических, сюжетно-подвижных играх к жизненному опыту детей добавляется то, чему детей в процессе игры научили. Также знания и опыт детей необходим в творческих, сюжетно-ролевых играх. В этих играх сюжет определяется самими детьми, нет заданной программы поведения, открытых правил. Действия ребенка в воображаемой ситуации выходят на первый план.

В творческих сюжетных играх закладывается основа для коллективной деятельности, общения и совместного решения игровых задач, отображения взаимоотношений людей. В сюжетно-ролевой игре учитывается жизненный опыт детей, игра развивается вместе с ребенком по мере его взросления.

Играя, обучающиеся учатся переносить действия из одних условий в другие, принимать, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни, из средств массовой информации, книг. В играх они одушевляют неживую природу, создают элементы нового: необычные постройки, имена. Таким образом, развивается воображение, мышление, творческие способности, речь.

Важнейшим средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Занятия по дополнительному образованию могут проводиться на свежем воздухе, где есть возможность поиграть в подвижные игры. Ведь движение детей улучшает обменные процессы в организме, укрепляет координацию движений, влияет на рост и развитие интеллектуальной сферы. Но только при грамотном и умелом руководстве педагога дополнительного образования все эти положительные показатели будут достигнуты. Игры по совершенствованию движений подбираются в соответствии с возрастом детей и их физическом развитии. В подвижных играх дети учатся выполнять правила.

Чем старше дети, тем более многоплановым становятся методы формирования игры и взаимоотношений детей, применяемые педагогом. Используется прямое руководство: предложение темы игры, рекомендации по ее развитии, приобщение детей к выбору игровых материалов. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Конкурс красоты», «Супермаркет» и др.

Игровая деятельность на занятиях дополнительного образования является активным методом обучения потому, что позволяют «погрузить дошкольников в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми».

Детские игры дают условия для организации дополнительного образования, они также важны для становления и развития психики и личности дошкольника, наполняют жизнь ребенка позитивными переживаниями детства.

Наша задача, как педагогов дополнительных образовательных учреждений состоит в предоставлении детям возможности играть, играть, играть…

Уважаемые родители, педагоги, не ленитесь играть с детьми, и тогда мир ваших воспитанников будет каждый день наполнен радостью и счастьем!

Литература:

  1. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., Просвещение, 1991.
  2. Выготский Л. С. «Психология игры» Москва 1999г.
  3. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Мозаика. Синтез.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дополнительное образование, ребенок, игровая деятельность, повседневная жизнь, занятие, педагог, дошкольный возраст, жизненный опыт детей, массовая информация.


Задать вопрос