Психологические особенности мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Дорина, А. А. Психологические особенности мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования / А. А. Дорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103470/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье исследуется специфика психологических особенностей управленцев (мужчин и женщин) в рамках управления образовательной организацией. Обоснована актуальность проблемы, выявлены общие направления изучения психологических характеристик, проанализированы особенности психологических компонентов в структуре личности мужчин и женщин руководителей в системе образования, определена связь с управленческим потенциалом.

Ключевые слова: психологические особенности, мужчины, женщины, управленческая деятельность, образовательная организация.

В настоящее время проблема оптимизации управленческой деятельности образовательной организации (ОО) является одной из ключевых, так как от качества менеджмента зависит функционирование целостной образовательной системы, своевременность и эффективность решения задач, удовлетворенность трудом педагогического состава и многие другие факторы полноценной профессиональной деятельности.

В научных разработках ряда современных исследователей указывается, что существует обоснованная практикой менеджмента ОО необходимость в изучении психологических особенностей управленцев — женщин и мужчин, так как специфика гендера оказывает влияние на формирование индивидуального стиля деятельности, обуславливающего способности, специфику эмоционального реагирования, стрессоустойчивость и копинг-стратегии, гибкость и психологическую готовность к нововведениям.

Ученые отмечают важность учета «гендерных механизмов на систему управления организацией» [4,c.63], в том числе исследования «мужского и женского стиля управления», специфики профессионально-важных качеств, комплекса компетенций и т. д. Актуальность исследования определяется также, по словам С. Г. Добротворской и соавторов, необходимостью разработки «модели становления «общепрофессиональных свойств личности и программ повышения квалификации» [2,c.486] с учетом гендерных психологических данностей.

Сложная деятельность руководителя ОО предъявляет требования к структуре его психологических характеристик, которые обуславливают отношение к разным аспектам профессиональной деятельности и могут либо способствовать, либо препятствовать ее успешному осуществлению. В исследовании Л. П. Вершининой [1, c. 231] четко обозначены психологические качества современного руководителя, которые автор разделяет на такие группы, как: личностные (самоуважение, самообладание, трудолюбие, ответственность, решительность и т. д.);

– психофизиологические, связанные с темпераментными характеристиками, уровнем эмоциональной стабильности, познавательными процессами;

– деловые качества (умение строить взаимоотношения в коллективе, сотрудничать, принимать решения с учетом интересов всех субъектов образовательной деятельности; оказывать влияние конструктивными методами и т. д.); организаторские и коммуникативные способности;

– профессиональные знания в области педагогической и управленческой деятельности.

Нами были проанализированы современные исследования по проблеме гендерных аспектов управленческой деятельности [1,2,3,4,5] и систематизированы основные психологические особенности, актуализирующиеся в деятельности современных руководителей ОО. (Таблица 1)

Таблица 1

Психологические особенности женщин- управленцев

Психологические особенности мужчин-управленцев

Высокая структурированность деятельности.

«Высокий уровень отношения к делу: ответственность, организованность, трудолюбие» [3,c.56].

В принятии решений преобладает логика и рациональность.

В принятии решений участвует и логика, и интуиция.

Тенденция к четкому планированию деятельности, консерватизм в отстаивании собственной позиции.

Более высокий уровень инициативности, гибкость, эмпатия во взаимоотношениях.

Достаточная эмоциональная стабильность (устойчивость). Контроль эмоций.

Высокая эмоциональность и ее влияние на качество отношений в коллективе.

Требовательность, деловой стиль, вера в себя.

Часто недооценка своих возможностей, более низкий в сравнении с мужчинами уровень притязаний.

«Преобладание командно — административного стиля управления» [5,c.204], недостаточный уровень эмпатии.

Преобладание комбинированного стиля управления на основе демократического: коллегиальность, гибкость, большая открытость и стремление к партнерскому взаимодействию.

Мотивы: «карьера как перспективная должность» [5,c.204]/

Мотивы: «карьера как личностный рост». [5,c.204]

Из данных таблицы следует, что к специфике управленческой деятельности мужчин относится большая эмоциональная стабильность и устойчивость, консерватизм и авторитарность в управлении. Для женщин- меньшая эмоциональная стабильность, однако гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Согласно результатам исследования С. Г. Добротворской и соавторов (проведенного с респондентами в количестве 120 руководителей ОО мужского и женского пола) были выявлены следующие отличия в психологических характеристиках управленцев:

– мужчины-руководители ОО имеют более высокие показатели по шкале самоотношения. в сравнении с женщинами, что означает «самоуверенность и смелость в общении, уверенность в позитивном принятии окружающих, отсутствие внутреннего напряжения и контроль эмоций» [2, c. 492];

– Для мужчин и для женщин характерны высокие показатели самоуважения и самоактуализации. Общими для обеих гендеров являются наличие качеств самоценности, эмоционального интеллекта, способности к субъект-субъектному общению и высокая проявленность творческих качеств.

– По профилю личностных качеств для женщин-руководителей характерны высокие показатели по шкалам «Дипломатичность», «Сила Я», «Высокий интеллект» [2, c. 492], это характеризует женскую выборку как руководителей, обладающих собранностью, проницательностью, жизнестойкостью, выраженными умственными способностями.

– По профилю личности мужчин-руководителей ярко выражены характеристики высокого интеллекта и дипломатичности.

По совокупности проведенных исследований авторы также делают вывод о преобладании характеристик конформности у женщин руководителей по сравнению с мужчинами, отмечая при этом более высокие показатели практичности женского стиля управления.

Подводя итоги, отметим, что проблема научного анализа психологических особенностей мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования является недостаточно изученной и требует дальнейшей разработки. В существующих концепциях обозначены направления исследования, связанные с конкретизацией психологических качеств управленца в зависимости от гендера и определения их влияния на качество работы руководителя ОО. Мы выяснили, что в структуре личностных характеристик руководителей, вне зависимости от пола преобладают качества самоуважения и самоактуализации, настойчивости, дипломатичности, высокого интеллекта и креативности. У женщин-руководителей отмечаются проявления эмоциональной нестабильности, некоторой недооценки собственных возможностей и конформности в реализации управленческой деятельности. Среди мужчин-руководителей выявлены факты авторитарности в управлении, жесткого консерватизма и недостаточной практичности. Учет выявленных психологических данностей будет способствовать разработке программ профессионального совершенствования в рамках повышения квалификации руководителей ОО.

Литература:

  1. Вершинина Л. П. Портрет современного руководителя образовательной организации / Л. П. Вершинина, А. В. Селиванова, А. А. Топалова // Инновационные научные исследования. — 2021. — № 12–2(14). — С. 229–237.
  2. Добротворская С. Г., Муравьева Е. В., Горина Л. Н. Особенности личностных и профессионально важных качеств мужчин и женщин-руководителей общеобразовательных учреждений // ПНиО. 2023. № 2 (62). –С.486–493.
  3. Ливак Н. С. Личностные особенности женщин-руководителей // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 10. –С.56.
  4. Михайлова Т. В., Балашкевич И. В. Исследования гендерных аспектов в управленческой деятельности // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 6–3 (75). — C.63–64.
  5. Рудь А. С. Гендер как феномен в политике управления и образовательном менеджменте // Лидерство и менеджмент. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-kak-fenomen-v-politike-upravleniya-i-obrazovatelnom-menedzhmente (дата обращения: 28.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): управленческая деятельность, образовательная организация, высокий интеллект, женщина, женщина руководителей, качество, принятие решений, психологическая особенность управленцев, система образования, эмоциональная стабильность.


Похожие статьи

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Переподготовка управленческих кадров как проблема в педагогике образовательного менеджмента

Статья посвящена актуальной проблеме в области переподготовки кадров образовательного менеджмента. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, ком...

Гендерные особенности профессионального развития руководителей

В данной статье рассматривается специфика гендерного подхода в менеджменте как методологическая основа в изучении гендерных особенностей профессионального развития руководителей. Дается представление о работах ученых, изучающих специфику карьерных пр...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Основные направления формирования кадровой политики в современных компаниях

В статье рассматриваются основные проблемы работы с кадрами в современных компаниях. Определена роль кадровой политики в системе управления предприятием. Обозначены основные цели и задачи кадровых служб современных компаний в повышении эффективности ...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации

В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Похожие статьи

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Переподготовка управленческих кадров как проблема в педагогике образовательного менеджмента

Статья посвящена актуальной проблеме в области переподготовки кадров образовательного менеджмента. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, ком...

Гендерные особенности профессионального развития руководителей

В данной статье рассматривается специфика гендерного подхода в менеджменте как методологическая основа в изучении гендерных особенностей профессионального развития руководителей. Дается представление о работах ученых, изучающих специфику карьерных пр...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Основные направления формирования кадровой политики в современных компаниях

В статье рассматриваются основные проблемы работы с кадрами в современных компаниях. Определена роль кадровой политики в системе управления предприятием. Обозначены основные цели и задачи кадровых служб современных компаний в повышении эффективности ...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации

В статье рассматривается системный подход к управлению персоналом в образовательной организации на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Проанализированы направления работы с персоналом, этапы подбора, ...

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Задать вопрос