В статье исследуется специфика психологических особенностей управленцев (мужчин и женщин) в рамках управления образовательной организацией. Обоснована актуальность проблемы, выявлены общие направления изучения психологических характеристик, проанализированы особенности психологических компонентов в структуре личности мужчин и женщин руководителей в системе образования, определена связь с управленческим потенциалом.
Ключевые слова: психологические особенности, мужчины, женщины, управленческая деятельность, образовательная организация.
В настоящее время проблема оптимизации управленческой деятельности образовательной организации (ОО) является одной из ключевых, так как от качества менеджмента зависит функционирование целостной образовательной системы, своевременность и эффективность решения задач, удовлетворенность трудом педагогического состава и многие другие факторы полноценной профессиональной деятельности.
В научных разработках ряда современных исследователей указывается, что существует обоснованная практикой менеджмента ОО необходимость в изучении психологических особенностей управленцев — женщин и мужчин, так как специфика гендера оказывает влияние на формирование индивидуального стиля деятельности, обуславливающего способности, специфику эмоционального реагирования, стрессоустойчивость и копинг-стратегии, гибкость и психологическую готовность к нововведениям.
Ученые отмечают важность учета «гендерных механизмов на систему управления организацией» [4,c.63], в том числе исследования «мужского и женского стиля управления», специфики профессионально-важных качеств, комплекса компетенций и т. д. Актуальность исследования определяется также, по словам С. Г. Добротворской и соавторов, необходимостью разработки «модели становления «общепрофессиональных свойств личности и программ повышения квалификации» [2,c.486] с учетом гендерных психологических данностей.
Сложная деятельность руководителя ОО предъявляет требования к структуре его психологических характеристик, которые обуславливают отношение к разным аспектам профессиональной деятельности и могут либо способствовать, либо препятствовать ее успешному осуществлению. В исследовании Л. П. Вершининой [1, c. 231] четко обозначены психологические качества современного руководителя, которые автор разделяет на такие группы, как: личностные (самоуважение, самообладание, трудолюбие, ответственность, решительность и т. д.);
– психофизиологические, связанные с темпераментными характеристиками, уровнем эмоциональной стабильности, познавательными процессами;
– деловые качества (умение строить взаимоотношения в коллективе, сотрудничать, принимать решения с учетом интересов всех субъектов образовательной деятельности; оказывать влияние конструктивными методами и т. д.); организаторские и коммуникативные способности;
– профессиональные знания в области педагогической и управленческой деятельности.
Нами были проанализированы современные исследования по проблеме гендерных аспектов управленческой деятельности [1,2,3,4,5] и систематизированы основные психологические особенности, актуализирующиеся в деятельности современных руководителей ОО. (Таблица 1)
Таблица 1
Психологические особенности женщин- управленцев |
Психологические особенности мужчин-управленцев |
Высокая структурированность деятельности. |
«Высокий уровень отношения к делу: ответственность, организованность, трудолюбие» [3,c.56]. |
В принятии решений преобладает логика и рациональность. |
В принятии решений участвует и логика, и интуиция. |
Тенденция к четкому планированию деятельности, консерватизм в отстаивании собственной позиции. |
Более высокий уровень инициативности, гибкость, эмпатия во взаимоотношениях. |
Достаточная эмоциональная стабильность (устойчивость). Контроль эмоций. |
Высокая эмоциональность и ее влияние на качество отношений в коллективе. |
Требовательность, деловой стиль, вера в себя. |
Часто недооценка своих возможностей, более низкий в сравнении с мужчинами уровень притязаний. |
«Преобладание командно — административного стиля управления» [5,c.204], недостаточный уровень эмпатии. |
Преобладание комбинированного стиля управления на основе демократического: коллегиальность, гибкость, большая открытость и стремление к партнерскому взаимодействию. |
Мотивы: «карьера как перспективная должность» [5,c.204]/ |
Мотивы: «карьера как личностный рост». [5,c.204] |
Из данных таблицы следует, что к специфике управленческой деятельности мужчин относится большая эмоциональная стабильность и устойчивость, консерватизм и авторитарность в управлении. Для женщин- меньшая эмоциональная стабильность, однако гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Согласно результатам исследования С. Г. Добротворской и соавторов (проведенного с респондентами в количестве 120 руководителей ОО мужского и женского пола) были выявлены следующие отличия в психологических характеристиках управленцев:
– мужчины-руководители ОО имеют более высокие показатели по шкале самоотношения. в сравнении с женщинами, что означает «самоуверенность и смелость в общении, уверенность в позитивном принятии окружающих, отсутствие внутреннего напряжения и контроль эмоций» [2, c. 492];
– Для мужчин и для женщин характерны высокие показатели самоуважения и самоактуализации. Общими для обеих гендеров являются наличие качеств самоценности, эмоционального интеллекта, способности к субъект-субъектному общению и высокая проявленность творческих качеств.
– По профилю личностных качеств для женщин-руководителей характерны высокие показатели по шкалам «Дипломатичность», «Сила Я», «Высокий интеллект» [2, c. 492], это характеризует женскую выборку как руководителей, обладающих собранностью, проницательностью, жизнестойкостью, выраженными умственными способностями.
– По профилю личности мужчин-руководителей ярко выражены характеристики высокого интеллекта и дипломатичности.
По совокупности проведенных исследований авторы также делают вывод о преобладании характеристик конформности у женщин руководителей по сравнению с мужчинами, отмечая при этом более высокие показатели практичности женского стиля управления.
Подводя итоги, отметим, что проблема научного анализа психологических особенностей мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования является недостаточно изученной и требует дальнейшей разработки. В существующих концепциях обозначены направления исследования, связанные с конкретизацией психологических качеств управленца в зависимости от гендера и определения их влияния на качество работы руководителя ОО. Мы выяснили, что в структуре личностных характеристик руководителей, вне зависимости от пола преобладают качества самоуважения и самоактуализации, настойчивости, дипломатичности, высокого интеллекта и креативности. У женщин-руководителей отмечаются проявления эмоциональной нестабильности, некоторой недооценки собственных возможностей и конформности в реализации управленческой деятельности. Среди мужчин-руководителей выявлены факты авторитарности в управлении, жесткого консерватизма и недостаточной практичности. Учет выявленных психологических данностей будет способствовать разработке программ профессионального совершенствования в рамках повышения квалификации руководителей ОО.
Литература:
- Вершинина Л. П. Портрет современного руководителя образовательной организации / Л. П. Вершинина, А. В. Селиванова, А. А. Топалова // Инновационные научные исследования. — 2021. — № 12–2(14). — С. 229–237.
- Добротворская С. Г., Муравьева Е. В., Горина Л. Н. Особенности личностных и профессионально важных качеств мужчин и женщин-руководителей общеобразовательных учреждений // ПНиО. 2023. № 2 (62). –С.486–493.
- Ливак Н. С. Личностные особенности женщин-руководителей // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 10. –С.56.
- Михайлова Т. В., Балашкевич И. В. Исследования гендерных аспектов в управленческой деятельности // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 6–3 (75). — C.63–64.
- Рудь А. С. Гендер как феномен в политике управления и образовательном менеджменте // Лидерство и менеджмент. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-kak-fenomen-v-politike-upravleniya-i-obrazovatelnom-menedzhmente (дата обращения: 28.05.2023).