В статье исследуются особенности спортивного права в системе российского права, проводится анализ доктринальных подходов к выделению спортивного права в качестве самостоятельной отрасли Российской Федерации, рассматриваются конституционно-правовые основы спортивного права.
Ключевые слова : отрасль права, физическая культура и спорт, спортивное право, конституционно-правовые основы.
Повышение значимости роли физической культуры и спорта для российского общества предопределяет формирование системы законодательства, регулирующего правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Так, на основе общенаучных и специальных методов познания было установлено, что современное состояние развития законодательства в данной сфере характеризуются следующими особенностями:
— принятием единого Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о физической культуре и спорте) [2], систематизирующего правовые, организационные, экономические и социальные основы регулирования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации;
— введением специализированного органа — Министерства спорта Российской Федерации, которое выступает источником подзкаконного нормотворчества, направленного на выработку и реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
— созданием профессиональной юстиции — Спортивного арбитражного суда (САС) при Автономной некоммерческой организации «Спортивная Арбитражная Палата», ставший первой в России судебной инстанцией, которая рассматривает исключительно споры в области спорта и физической культуры, что обуславливает формирование своеобразной правоприменительной практики.
Несмотря на позитивное развитие регулирования, приходится констатировать, что вопросы конституционно-правового регулирования данной сферы отношений по-прежнему носят неопределенный характер, обуславливая целесообразность научного анализа, и предопределяя предмет настоящего исследования.
В частности, можно выделить следующие проблемы конституционно-правового регулирования:
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что Конституции Российской Федерации конституционное право на физическую культуру и спорт закрепляет опосредованно и выводится из ч. 2 ст.41 как корреспондирующее закрепляемым указанной нормой обязанностям государства по финансированию программ охраны и укрепления здоровья населения, по принятию мер по развитию систем здравоохранения, поощрению деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта [1].
В Законе о физической культуре и спорте право на спорт так же закрепляется опосредованно. В частности, согласно п. 1 ст. 3, обеспечение права на спорт позиционируется как один из принципов законодательства о физической культуре и спорте.
Отсутствие прямого закрепления в конечном итоге обуславливает недостаточность правового обеспечения механизма реализации права на спорт, а также отсутствие эффективной системы гарантий данного права. В связи с чем, дальнейшее совершенствование видится в прямом закреплении права на спорт, а также обеспечении гарантий реализации данного права.
Во-вторых, закрепление в Конституции Российской Федерации совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов по вопросам развития физической культуры и спорта неизбежно обуславливает проблему разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Если рассматривать закрепление этих полномочий и их виды в Законе о физической культуре и спорте, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что они не составляют единую систему, то есть по сути существуют изолированно друг от друга, что мы рассматриваем как существенную проблему.
Так, например, к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития (ст. 6 Закона). В действительности же анализ статей 8, 9, 9.1 Закона позволяет заключить, что акцент в реализации государственных региональных программ развития физической культуры и спорта приходится исключительно на региональный и местный уровни. Можно заключить, что все полномочия в исследуемой сфере разбалансированы, так как на каждом уровне достигается своя цель, решаются собственные проблемы. Иными словами, отсутствует комплексный подход, что представляется проблемой конституционного уровня, требующей своего решения.
В-третьих, в качестве следующей проблемы можно отметить отсутствие конституционно-правовых основ для развития спортивного права как самостоятельной отрасли права.
Несмотря на единство мнений отечественных правоведов в оценке необходимости функционирования данного вида права, приходится констатировать, что вопрос об определении места спортивного права в системе российского права вызывает немало дискуссий.
Так, ряд исследователей отрицают самостоятельность данной отрасли, определяя ее в качестве комплексной. Например, В. В. Сараев отмечает, что при регулировании общественных отношений в области физической культуры и спорта, используется правовой инструментарий других отраслей права [4, С. 48].
С данным подходом не соглашается М. О. Буянова, которая рассматривает отнесение спортивного права к числу комплексных правовых отраслей [3, С. 160].
При этом, предметом, так называемого, спортивного права в настоящее время являются гражданские, трудовые, социальные и многие другие типы общественных отношений, возникающие в сфере физической культуры и спорта. Столь широкий и сложный комплекс различных общественных отношений не позволяет отнести исследуемую сферу к традиционным отраслям права, что порождает множество проблем при разработке законодательной базы. В связи с чем, основополагающим фактором для формирования самостоятельной отрасли спортивного права может стать развитие конституционных основ спортивного права.
В заключение можно сделать вывод, что вопросы конституционно-правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта по-прежнему носят неопределенный характер, что предопределяется рядом проблем, а именно отсутствием прямого закрепления права на физическую культуру и спорт, несбалансированным разграничением полномочий между органами власти по вопросам развития физической культуры и спорта, а также отсутствием самостоятельного правого инструментария для развития отрасли спортивного права как самостоятельной отрасли права. В связи с чем, дальнейшее совершенствование должно быть направлено на формирование эффективного механизма гарантий права на спорт, оптимизацию разграничения полномочий по вопросам развития физической культуры и спорта, а также созданием самостоятельного правого инструментария в рамках Закона о физической культуре и спорте.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01 июля 2020 г.) // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
- Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2022 г. № 568-Ф3) // СЗ РФ. 2007. № 52. Ст. 6242; 2023. № 1 (часть I). Ст. 15.
- Буянова М. О. К вопросу о предмете спортивного права // Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 160–163.
- Сараев В. В. Спортивное право как комплексная отрасль права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2005. № 2. С. 48.