Инвестиционная программа развития ОАО «РЖД» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Набиев, А. Х. Инвестиционная программа развития ОАО «РЖД» / А. Х. Набиев, А. В. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 199-203. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103483/ (дата обращения: 18.12.2024).



Инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» — один из важнейших инструментов развития данного государственного предприятия, осуществляющегося в рамках стратегического развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации, см. рисунок 1.

Программы развития транспортной системы РФ и место инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги»

Рис. 1. Программы развития транспортной системы РФ и место инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги»

Рассмотрим наполнение данной схемы

Так, «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» направлена на «…удовлетворение ожиданий основных пользователей и потребителей транспортного комплекса… за счет формирования технически, технологически и экономически сбалансированной на основе транспортно-экономического баланса транспортной системы и повышения профессионализма сотрудников транспортных организаций…» [1]. Данная стратегия определяет принципиальные основы построения и функционирования инфраструктуры всех видов транспорта, их роль в национальной экономике, порядок взаимодействия между собой и с внешним миром.

Непосредственно развитие ОАО «РЖД» осуществляется в рамках «Долгосрочной программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года», сформированной в соответствии «Транспортной стратегией Российской Федерации» и государственной программой РФ «Развитие транспортной системы» и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.03.2019 г. № 466-р [2]. Данный нормативно-правовой акт рассматривает перспективы развития российских железных дорог как по отдельным направлениям (транспортно-логистические услуги, пассажирские перевозки, повышение производственной эффективности, обеспечение транспортной безопасности и пр.), так и в комплексе.

Отдельные положения инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» на период 2019–2024 гг. представлены на рисунке 2.

Рассмотрим наполнение данной схемы.

Цель инвестиционной программы ОАО «РЖД» — развитие транспортного потенциала российских железных дорог для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров во всех направлениях и по всем регионам Российской Федерации.

Актуальность формирования и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» обусловлена, с одной стороны, существенной степенью износа основной производственной инфраструктуры ОАО «РЖД», с другой стороны — всевозрастающей ролью железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Инвестиционная программа является общим документом для всех организаций и подразделений, входящих в систему ОАО «РЖД».

Инвестиционная программа ОАО «РЖД»

Рис. 2. Инвестиционная программа ОАО «РЖД»

Общий объем финансирования инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» в 2019–2024 гг. составляет 8 658,1 млрд. руб., реализация инвестиционной программы осуществляется по шести региональным и шести производственным направлениям (см. рисунок 3).

Основные направления и параметры финансирования инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги», 2019–2024 гг. [3]

Рис. 3. Основные направления и параметры финансирования инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги», 2019–2024 гг. [3]

Развитие транспортного потенциала ОАО «РЖД» решения совокупности задач, ключевыми из которых выступают:

— поддержание в технически-исправном и эксплуатационно-безопасном стоянии инфраструктуры российских железных дорог;

— обеспечение повседневной деятельности ОАО «РЖД» профессионально подготовленными и высококвалифицированными кадрами с учетом их омоложения и своевременной подготовки резервов трудовых ресурсов.

Актуальность решения первой задачи обусловлена современным фактическим состоянием инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги», пример чего отражен на рисунке 4.

Состояние путевой и энергетической инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» на 01.01.2021 г. [3]

Рис. 4. Состояние путевой и энергетической инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» на 01.01.2021 г. [3]

Как следует из приведенных данных, существенная часть путевой и энергетической инфраструктуры ОАО «РЖД» достаточно изношена и требует реконструкции и обновления. Так, в ведении СП «Трансэнерго» находится 124 255 км электрифицированных путей и 1 390 тяговых подстанций. Из них 46 % контактной подвески (55 800 км) и 57 % тяговых подстанций (786 ед.) требуют реконструкции и обновления [3].

Решение данной задачи осуществляется за счет:

— своевременного проведения ремонтно-восстановительных работ в порядке очередности, установленном планами текущих, средних и капитальных ремонтов элементов инфраструктуры российских железных дорог;

— модернизацией имеемых технических средств и созданием новых инженерных систем, целиком и полностью отвечающих современным требованиям транспортных перевозок, в т. ч. и в обеспечении транзита железнодорожных грузов через территорию РФ, участия ОАО «Российские железные дороги» в международных транспортных перевозках.

В свою очередь кадровая политика ОАО «Российские железные дороги» направлена «...на своевременное, полное и качественное обеспечение производства подготовленными трудовыми ресурсами, поддержания и дальнейшего развития квалификационного уровня персонала железных дорог, обеспечение преемственности производственного и социального опыта поколений». [4].

В современности, на 01.01.2023 г. общая численность работников ОАО «Российские железные дороги» по состоянию составила 923,5 тыс. чел., качественная характеристика состава которых представлены на рисунке 5.

Рис. 5

Как следует из приведенной схемы, существенная, 18,3 % (или 169 тыс. чел.), прослойка работников российских железных дорог находится в старшем (более 50 лет) и пенсионном возрастах, и составляет интеллектуально-профессиональный костяк кадров ОАО «РЖД». Очевидно, в данном случае легко прогнозируема в десятилетней перспективе естественная убыль высококвалифицированного и опытного персонала, для подготовки замены которого требуется как время, так и соответствующие инвестиционные ресурсы.

Покрытие перспективного кадрового дефицита ОАО «РЖД» осуществляется посредством:

— направления молодежи на целевую подготовку в высшие и средне-специальные учебные заведения по всему спектру специальностей, востребованных в ОАО «Российские железные дороги»;

— профессиональной переподготовкой работников ОАО «РЖД» на специальности, которые потребуются в перспективе;

— повышением квалификации работников ОАО «РЖД», планируемых: а) на назначения на вышестоящие должности в системе российских железных дорог; б) на обслуживание новых (модернизированных) технических устройств и систем, используемых в системе российских железных дорог.

Образовательные программы подготовки кадров осуществляются только в учебных заведениях и центрах, входящих в систему ОАО «Российские железные дороги» [5, с. 110]

Финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, т. е. «…долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса, при котором обе стороны участвуют как в проектном инвестировании какого-либо объекта инфраструктуры, так и в его последующей эксплуатации». [6, с. 16].

В итоге данной статьи заключим: инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» — основной инструмент развития данной государственной корпорации. Результаты реализации инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» на примере деятельности «Владивостокской дистанции электроснабжения» рассмотрены во второй главе выпускной квалификационной работы.

Реализация инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» по производственно-технологическим направлениям отнесена к ведению специализированных структурных подразделений ОАО «РЖД» — дистанциям пути, энергоснабжения и т. д. Реализация инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» на отдельных территориях отнесена к ведению региональных управлений.

Литература:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 3363-р. // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document /cons_doc _LAW_3030624/ (дата обращения 19.04.2023 г.).

  1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2019 г. № 466-р // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document /cons_doc _LAW_103023/ (дата обращения 19.04.2023 г.).
  2. Обновление инфраструктуры — важное направление инвестиционной политики ОАО «Российские железные дороги». — Текст: электронный // Российские железные дороги: корпоративный сайт, г. Москва [сайт]. — URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения 30.03.2023 г.).
  3. Кадровая политика. — Текст: электронный // Российские железные дороги: корпоративный сайт, г. Москва [сайт]. — URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения 30.03.2023 г.).
  4. Управление персоналом // Годовой отчет ОАО «Российские железные дороги» по итогам 2022 года. — М.: ОАО «РЖД», 2023. С. 108–125.
  5. Бертош, В. А. Государственно-частное партнерство / В. А. Бертош. — М.: Инфра-М, 2020. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная программа ОАО, дорога, Российская Федерация, инвестиционная программа, направление, программа развития, рисунок, транспортная система, Транспортная стратегия.


Задать вопрос