В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: таможенное регулирование, тарифное регулирование, нетарифное регулирование, пошлина, ЕАЭС, ТК ЕАЭС, перемещение товаров, лицо ведущее внешнеторговую деятельность.
The article analyzes the distinctive characteristics of customs regulation from tariff and non-tariff regulation measures, identifies the features of the functioning of the customs regulation system within the EAEU.
Keywords: customs regulation, tariff regulation, non-tariff regulation, duty, EAEU, EAEU Customs Code, movement of goods, a person conducting foreign trade activities.
Актуальность теоретического исследования основных аспектов таможенного регулирования обусловлена в первую очередь отсутствием единого подхода к данному вопросу среди исследователей.
В научной литературе встречаются различные точки зрения, одной из них является подход, который предполагает восприятие таможенного регулирования, как совокупности мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Сторонники данной точки зрения полагают, что нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности являются также важнейшим механизмом, так как при отсутствии у товара при пересечении границы необходимой сопроводительной документации, в частности, лицензий, товар не будет выпущен, а также будет отсутствовать право владения и распоряжение таким товаром [1].
Иными словами, как неисполнение установленных правил и порядка в рамках тарифного регулирования, так и нетарифного, влечет за собой лишение возможности осуществлять экспортно-импортные операции, а также реализовывать ввоз и вывоз товара с таможенной территории.
Предполагается, что сторонники вышеописанного подхода подразумевают под таможенным регулированием целый перечень инструментов, выходящий за рамки тарифного регулирования.
Однако, несмотря на наличие сторонников данного подхода, абсолютное большинство не считает, что совокупность мер тарифного и нетарифного регулирования является таможенным регулированием, так как основываются на том, что если бы под таможенным регулированием понимались эти инструменты, то это было бы закреплено в Таможенном Кодексе ЕАЭС.
Обращаясь к ст. 1 ТК ЕАЭС, следует заключить, что в рамках ЕАЭС под таможенным регулированием принято понимать следующее: «Таможенное регулирование, включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядком уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами» [2].
Проанализировав ст. 1 ТК ЕАЭС, следует заключить, что в данной статье речь идет непосредственно о разработке определенного порядка и закреплении механизма проведения тех или иных таможенных операций.
Полагаем, что в рамках ст. 1 ТК ЕАЭС под таможенным регулированием понимается свод правил и определение порядка, по которым будут реализовывать экспортно-импортные операции, а также перемещение товара в рамках Союза. В содержании данной статьи отсутствует факт назначения таможенных пошлин или ограничений, которые могут быть установлены лишь на государственном уровне, в ней акцент сделан на непосредственную регламентацию операций по перемещению товара таможенными органами [2].
Рассмотрев особенности понятия таможенного регулирования в ТК ЕАЭС, следует проанализировать закрепленное понятие «таможенно-тарифное регулирование», представленное в Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «Таможенно-тарифное регулирование –это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин» [3].
Таким образом, из изложенного следует, что в рамках ФЗ-164 под таможенно-тарифным регулированием понимаются методы государственного воздействия на внешнюю торговлю, тогда как в Таможенном Кодексе ЕАЭС таможенное регулирование предполагает закрепление определенного порядка действий лица, ведущего внешнеторговую деятельность и представителей таможенных органов.
По результатам исследований механизмов тарифного и нетарифного регулирования, а также таможенного регулирования было выявлено, что ключевой особенностью таможенного регулирования является факт, закрепленный в ст. 1 ТК ЕАЭС свидетельствующий о том, что механизм таможенного регулирования вступает в силу только с момента, когда товар пересек границу [2].
Проводя параллель с ранее упомянутым мнением, что таможенное регулирование — это совокупность тарифных и нетарифных инструментов, становится ясно, что наблюдается существенная нестыковка, так как они начинают действовать задолго до перемещения товара через границу. Тарифные и нетарифные меры регулирования представлены на различных источниках, что свидетельствует о том, что информирование лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность с ними, происходит гораздо раньше, чем с механизмом таможенного регулирования.
Предполагаем, что данный аргумент является одним из самых весомых в контексте определения различий между таможенно-тарифным, нетарифным регулированием, а также таможенным регулированием.
Также, против ранее заявленной позиции выступает тот факт, что объектом таможенного регулирования в отличии от тарифного и нетарифного регулирования является лицо, осуществляющее внешнеторговую деятельность, а не товары с конкретным кодом, в адрес которых устанавливаются определенные пошлины и ограничения.
Из изложенного следует, что отождествление рядом авторов понятий таможенно-тарифное регулирование и таможенное регулирование является ошибочным по ряду заявленных критериев. Ключевой особенностью, на наш взгляд, является тот факт, что таможенное регулирование следует воспринимать как определенный порядок действий для лиц, ведущих внешнеторговую деятельность по взаимодействию с таможенными органами, тогда как тарифные и нетарифные меры регулирования предполагают установление определенных пошлин и ограничений при перемещении товаров и проведении экспортно-импортных операций.
В целом, было выявлено, что в ст. 1 ТК ЕАЭС термину «таможенное регулирование» дано весьма четкое и конкретное определение, которое не должно вызывать двойственности восприятия и тем более не наталкивать исследователей на мнение, что таможенное регулирование является совокупностью тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, ведь все изложенное подтверждает тот факт, что таможенное регулирование является лишь частью системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Литература:
- Федоренко К. П. К вопросу о таможенном регулировании// Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии им. В. Б. Бобкова. 2020. № 3 (75). С.36–40.
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) //КонсультантПлюс.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ//КонсультантПлюс.