Воспитание самостоятельности игровой деятельности у детей дошкольного возраста-сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Ее успех зависит от осознания взрослыми (педагогами, родителями) важности воспитания обозначенного качества с дошкольного детства, знания путей ее развития и условий, способствующих становлению самостоятельности ребенка.
Ключевые слова : самостоятельность, дошкольник, игровая деятельность, игра.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что воспитание самостоятельности подрастающего поколения относится к числу первоочередных задач государства в области образования, начиная с первого, дошкольного звена. Уже с первых лет жизни ребенка должны создаваться условия для становления активной, творческой, самостоятельной личности, способной осуществлять собственные выборы, возлагать на себя ответственность, принимать значимые решения, определять путь своего развития.
Федеральный закон «Об образовании», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, другие нормативные и инструктивные документы ориентируют педагогов на развитие самостоятельной личности с активной жизненной позицией.
Определяя самостоятельность как базовую характеристику активности личности, ученые акцентируют внимание на способности ребенка осуществлять деятельность без посторонней помощи, связывают самостоятельность с наиболее высоким уровнем освоения действий, что подкрепляется наличием интереса к содержанию деятельности, владением необходимыми умениями и навыками.
Большое значение при этом имеет поддержка педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников. Это связано с тем, что игровая деятельность в дошкольном возрасте детей имеет особую ценность. Игры создаются с целью обучения, воспитания и развития детей, пробуждают детское представление, создают приподнятое настроение, потому что она наиболее близки ребенку.
Активизация положительных эмоций, которые создаются на протяжении всей игры, обеспечивают решение проблем, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной активности и формирования умения сравнивать, противопоставлять, классифицировать, делать выводы и обобщения. Игры позволяют индивидуализировать работу, давать задания в соответствии с возможностями каждого ребенка, учетом умственных и психофизических возможностей, максимально развивать мыслительные операции. Те знания и навыки, которые дети получают в играх, могут легко переноситься в быт, жизнь, самостоятельно быть использованы в любых обстоятельствах.
Воспитание самостоятельности игровой деятельности у детей дошкольного возраста-сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Ее успех зависит от осознания взрослыми (педагогами, родителями) важности воспитания обозначенного качества с дошкольного детства, знания путей ее развития и условий, способствующих становлению самостоятельности ребенка.
Проблема развития самостоятельности личности раскрывается исследованиях философов (Г. Гегеля, Д. Локка, Н. Монтеня, Г. Сковороды, Ое. Фромма и др.), психологов (Л. Выготского, С. Рубинштейна, В. Селиванова, и др.) и педагогов (Т. Бабаевой, П. Виноградова, Е. Тихеевой, К. Ушинского и др.).
Изучение проблемы самостоятельности осуществляется в различных аспектах, однако самостоятельность игровой деятельности дошкольников в настоящее время изучена недостаточно.
Актуальность обозначенной проблемы для развития дошкольной педагогики обусловлена противоречиями между:
— потребностью общества в конкурентоспособной, самостоятельной, творческой личности, подготовка которого начинается с дошкольного возраста, и отсутствием системных знаний о динамике и организационно-педагогические условия воспитания самостоятельности игровой деятельности у дошкольников разных возрастных групп;
— современными требованиями педагогической практики в отношении новейших технологий поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников и отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения.
Объект исследования — самостоятельность игровой деятельности дошкольников.
Предмет исследования — особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников.
Цель исследования — изучить особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников.
Исходя из проблемы, объекта и предмета сформулирована гипотеза исследования: формирование самостоятельности игровой деятельности дошкольников будет эффективным, если создать следующие психолого-педагогические условия:
— обеспечить поддержку самостоятельности игровой деятельности дошкольников со стороны педагогов и родителей;
— использовать различные методы и приемы формирования самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
— учитывать возрастные особенности развития дошкольников.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе;
- Изучить игровую деятельность и ее особенности в дошкольном возрасте;
- Рассмотреть психолого-педагогические условия поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
- Провести диагностику исходного уровня самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
- Составить и реализовать систему работы по поддержке педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
- Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение литературы по проблеме; биографический анализ медико-психолого-педагогической документации; эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, наблюдение); количественный метод (таблично-графический анализ полученных данных); интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов).
Литература:
- Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольника / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. — Москва: Педагогика, 1984. — 128 с.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — Москва, 1990. — 94 с.
- Коменский, Я. А. «Великая дидактика». — Избранные педагогические сочинения/Я. А. Коменский. — М.: Уч. пед. издат., 1955.
- Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенция дошкольника/ О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. — 2008.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — М.: Просвещение, 1987